Музей
и школа представители двух разных систем – образования и культуры. Эти
два института каждый своими методами выполняют общие задачи –
воспитательные и образовательные – формирование гармонично развитой,
творчески активной личности. Поэтому совершенно естественно их
стремление к сотрудничеству и взаимодействию для выполнения этих задач.
Взаимодействие музея и школы определяется не только общностью решаемых
задач, но и спецификой их осуществления каждым из этих социальных
институтов. Традиционно для учащихся образовательных учреждений в музее
проводятся музейные уроки, уроки мужества и другие мероприятия. В
2012-2013 гг. в школьную программу для учащихся начальной школы (4
класса) включен новый учебный предмет «Светская этика». Он входит в
учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который
представляет собой единый комплекс, структурно и содержательно связанных
друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы
светской этики». Предмет
«Светская этика» был апробирован в ряде школ Республики Мордовия еще в
2011-2012 гг. В новом 2013 учебном году курс включен в обязательный
базовый уровень школьного образования. Преподаватели
школ испытывали определенные трудности в преподавании этого нового
курса, учебные пособия которого еще не «обкатаны», несовершенны. Руководство
муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 20» г.о. Саранск
обратилось в МУК «Мемориальный музей военного и трудового подвига
1941-1945 гг. с предложением о сотрудничестве в деле разработки рабочей
программы курса «Светская этика» и проведении уроков на базе музея. Тем
более что школа расположена в шаговой доступности к Мемориальному музею.
Сотрудники
музея отнеслись с должным пониманием этой проблемы и предложили свои
услуги по разработке тематических планов курса и проведению уроков по
темам, перекликающимся с историей Великой Отечественной войны. Музей
также заинтересован в осуществлении своих функциональных задач: не
только хранить, но популяризировать и пропагандировать культурное
наследие среди населения. Кроме того, для научных сотрудников музея
важно, что взамен разрозненных мероприятий от случая к случаю, музей
получает аудиторию для постоянных контактов с учащимися образовательных
учреждений. Тематика курса, наполнение тем уроков местным краеведческим
материалом позволяет формировать интерес у детей к истории малой родины,
краеведению. В
младшем школьном возрасте происходит активное формирование идеалов.
Ребенок стремится понять «что такое хорошо и что такое плохо». В этот
момент становления личности важно дать позитивные примеры построения
жизненного пути. Тема защиты Отечества имеет глубокое воспитательное
значение. Она позволяет формировать у детей представление о доблести, о
подвиге, о мужестве как формах проявления любви к Отечеству и своему
народу, об образе жизни и поступках достойных людей, память о которых
живет в веках. Предметный
мир музея, с его уникальными коллекциями, использование музейного
материала, включение учащихся в музейное пространство, возможность
погружения в историческое прошлое позволяет проводить уроки
нестандартно. Музей стал для школы частью дополнительного образования. Именно
Мемориальный музей, с его богатым краеведческим материалом о судьбах
защитников Отечества, как нельзя лучше позволяет воспитывать
подрастающее поколение на примерах героизма наших земляков, отдавших
жизни за свободу и независимость нашей Родины. Большую
роль в реализации проекта сотрудничества между музеем и школой играют
также педагоги-энтузиасты, которые приводят своих детей на музейные
занятия, видят в них смысл и пользу в развитии личности учащегося. Научные
сотрудники Мемориального музея познакомились с тематикой курса предмета
«Светская этика» и определили те темы, которые как нельзя лучше
подходят для проведения в музее с использованием краеведческого
материала по истории Великой Отечественной войны. Уроки
в музее прошли для ребят в атмосфере непринужденности, живого общения,
вызвали неподдельный интерес и желание узнать больше о героях Великой
Отечественной войны, уроженцах нашего мордовского края.
Н.Н.Ерочкина зав.отделом информации Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945гг.