Суббота, 18.05.2024, 20:25
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 539
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Козлов Иван Иванович (7 личных побед)

Козлов Иван Иванович (7 личных побед) 
100-летию со дня рождения посвящается…
Родился 1 ноября 1922 года в с. Сутягино ныне Ковылкинского района Республики Мордовия. Предположительно в 1930-е годы его родители переехали в Москву, так как именно в этом городе в 1939 году он окончил 7 классов неполной средней школы. После окончания школы в октябре 1939 года И.И. Козлов устроился токарем на 1-й Государственный авторемонтный завод г. Москвы, но мечта о небе привела его также в Таганский аэроклуб. После работы он бежал в аэроклуб, чтобы учиться летать на «учебной парте» СССР – самолет У-2. 3 ноября 1940 года Иван Козлов решил связать жизнь с авиацией – он добровольцем изъявил желание стать военным летчиком. Был направлен на обучение в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов (с началом Великой Отечественной войны перебазирована в Среднеазиатский военный округ). 2,5 года шло обучение пилота, из которых 1,5 года пришлись на Великую Отечественную войну. Наши войска вели тяжелые приграничные бои, обороняли Москву и Ленинград, вели тяжелые бои в Сталинграде и на Кавказе, а Иван Иванович Козлов продолжал учиться летному искусству боевого летчика.
20 мая 1943 года И.И. Козлов окончил обучение и ему было присвоено звание младший лейтенант. Молодой летчик был направлен в 16-й запасной истребительной полк и только 28 августа 1943 года он получил назначение в 248-й истребительный авиационный полк 234-й истребительной авиационной дивизии 1-го Белорусского фронта. 
Получив истребитель Як-9, старший летчик младший лейтенант Иван Козлов совершил свой боевой вылет 26 сентября 1943 года. Уже 12 декабря 1943 года, вылетев группой в составе 7 Як-9 на прикрытие своих бомбардировщиков в район г. Жлобин, группа встретила до 15 самолетов Ю-88 под прикрытием 10 ФВ-190. Ведя неравный бой с противником, самолет Козлова был поврежден, а сам был ранен. Чувствуя ответственность перед Родиной, перенося боль, истекая кровью, младший лейтенант Козлов благополучно привел свой самолет на аэродром. Оправившись от ранения в руку и ногу, младший лейтенант И.И. Козлов открывает в январе 1944 года свой боевой счет. 24.01.1944 г. в период 12.23-13.05 в составе 4 ЯК-9, ведущий старший лейтенант Мирошниченко, ведомые Щеголихин, Козлов И.И., Бушменков, вылетали на прикрытие своих войск в район Меховщина, Кобыльщина, Дуброва. В 12.40 на Н-1500 метр в районе цели встретили 4 ФВ-190 и 1 ФВ-189, с которыми вступили в бой, в ходе боя подошла еще пара ФВ-190, которые шли в атаку на младшего лейтенанта Щеголихина. Лейтенант Козлов И.И. отбил атаку от младшего лейтенанта Щеголихина и с дистанции 150-100 сбил одного ФВ-189, который загорелся и горящим упал в районе Великий Бор. Через неделю лейтенант И.И. Козлов удвоил свой счет. 30.01.44 г. в период 11.30 – 12.20 в составе 4 ЯК-9, ведущий старший лейтенант Мирошниченко, ведомые Бушменков, Козлов И.И., Самарчанц, вылетали на прикрытие наших войск в районе Меховщина, Кобыльщина, Лесец. 11.40 на Н-1300 м встретили 8 ФВ-190, которые преследовали самолеты Ил-2. Всей группой пошли в атаку и боем сковали всех истребителей противника. Лейтенант Козлов И.И. атаковал ФВ-190, который вел бой с младшим лейтенантом Бушменковым и с дистанции 100 метров сбил самолет противника ФВ-190 с дымом беспорядочно пошел вниз и упал в районе Мольча. 
18 февраля 1944 года Иван Иванович Козлов получил следующее воинское звание – лейтенант. А 29 марта 1944 г. им была одержана третья победа в воздушном бою – в период 09.00 – 10.50 три группы по 4 Як-9, ведущие группы капитан Кузнецов А.С., старший лейтенант Мирошниченко, старший лейтенант Четвертаков сопровождали три группы по 6 Пе-2 в район Лисичник. В районе цели группа старшего лейтенанта Мирошниченко, ведомые Козлов И.И., Осипов, Щербо встретили 6 Ме-109 и 2 ФВ-190, которые шли в атаку на самолете Пе-2. При отражении атаки 2 ФВ-190 от Пе-2 лейтенант Козлов И.И. сбил одного ФВ-190, который упал в районе севернее Лисичник. 
22 мая 1944 года приказом 16 ВА лейтенант И.И. Козлов был награжден орденом Красного Знамени. При этом в тексте наградного листа сообщается, что за период с сентября 1943 по май 1944 года произвел 67 вылетов и провел 20 воздушных боев, в которых лично сбил 3 самолета противника и 1 самолет противника подбил. Кроме того, будучи ведомым, обеспечил своему ведущему в воздушных боях возможность сбить 12 самолетов противника. 
В августе 1944 года лейтенант И.И. Козлов был переведен в 157-й иап. И почти сразу им было сбито два ФВ-190. 10.8.44 года группа в составе 4 Як-3, ведущий пары старший лейтенант Козлов, прикрывала наземные войска в районе плацдарма на левом берегу р. Висла встретила 16 Ю-87 под прикрытием 12 ФВ-190. Несмотря на значительное превосходство сил противника 4 Як-ов, первая вступила в бой, в результате решительных атак наших истребителей бомбардировщики противника были разогнаны. В этом бою старший лейтенант Козлов лично сбил 1 ФВ-190. Немецкий самолет упал в районе западнее Магнушев. Второй был сбит им в районе севернее Ясенец: 12.8.44 года, прикрывая наши войска лейтенант Козлов, будучи ведущим встретил группу 8 ФВ-190, с которой первым вступил в бой. В результате проявленного мужества в воздушном бою сбил 1 ФВ-190.
Приказом 234-й иад от 18 сентября 1944 года лейтенант И.И. Козлов был награжден орденом Красной  Звезды (представление было понижено с ордена Отечественной войны II степени) за два сбитых ФВ-190. Интересно, что в приказе по 16-й Воздушной армии от 16 июня 1945 года на орден Красного  Знамени также упоминаются два самолета ФВ-190, сбитых в августе 1944 года. 
24 декабря 1944 года Иван Иванович Козлов назначен командиром звена 157-го истребительного авиационного полка, а 27 февраля 1945 года – повышен до звания старший лейтенант. 
В апреле 1945 года старший лейтенант И.И. Козлов довел свой счет до семи лично сбитых самолетов: 16 апреля им был сбит один ФВ-190 восточнее озера Хаус-Зее, а еще через два дня – еще один ФВ-190 нашел свою могилу в районе восточнее Штернебек. За два сбитых самолета отважный летчик был 16 июня 1945 года награждён вторым орденом Красного Знамени. Всего за два года Великой Отечественной войны старший лейтенант Иван Иванович Козлов произвел 101 боевой вылет и провел 24 воздушных боя, в которых лично сбил 7 немецких самолетов.
После Великой Отечественной войны старший лейтенант И.И. Козлов продолжил службу в Советской Армии, в Группе советских оккупационных войск в Германии. Создал семью с Екатериной Александровной, в которой появились сын Вячеслав (1946 г.р.), дочь Людмила (1948 г.р.) и дочь Валентина (1958 г.р.). 
20 марта 1947 года старший лейтенант И.И. Козлов был назначен заместителем командира эскадрильи своего 157-го истребительного авиационного полка 240-й иад 16 А, а 6 января 1949 года назначен на должность штурмана эскадрильи. 28 апреля 1949 года И.И. Козлов получил по выслуге воинское звание капитан.
Дальше наш герой продвигается по штурманской стезе одновременно поднимаясь в званиях и должностях – 13 ноября 1951 года он назначен штурманом своего полка, а 6 ноября 1953 года ему присвоено воинское звание майор. 4 марта 1954 года майор И.И. Козлову присвоено звание военный лётчик первого класса.
Апогеем воинской карьеры Ивана Ивановича Козлова становится назначение 13 июля 1955 года старшим штурманом 157-го истребительного авиационного полка, а 30 декабря 1956 года он получил следующее воинское звание - подполковник.
8 августа 1960 года, почти через 20 лет службы в Советской Армии, подполковник И.И. Козлов уволен в запас с правом ношения военной формы и убыл на место жительства в г. Москва.
С октября 1960 года по май 1963 года И.И. Козлов находится на заслуженной пенсии, но затем устраивается инженером отделения снабжения завода «Эмиртон» (почтовый ящик 3317) в городе Москва. В марте 1969 года он устраивается диспетчером службы движения аэропорта «Домедедово», где работает до апреля 1986 года. 
_________________________
Черняев И. А. - н.сотрудник 
Мемориального музея военного и трудового 
подвига 1941-1945 гг.  

Источники:
1. ОЭБД «ПамятьНарода». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru (Дата обращения 24.11.2021).
2. Быков, Михаил Юрьевич. Все асы Сталина, 1936-1953 [Текст]: [справочное издание] / Михаил Быков. - Москва: Яуза, 2014. – 1390 с. 
3. Учетная карточка и регистрационный бланк И.И. Козлова из Российского государственного архива социально-политической истории (г. Москва).
4. Красные Соколы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://airaces.narod.ru (Дата обращения 24.11.2021).
5. Советские летчики-истребители 1936-1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovpilots.ru (Дата обращения 24.11.2021).
6. Советские асы 1936-1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soviet-aces-1936-53.ru (Дата обращения 24.11.2021).
7. Авиаторы Второй мировой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allaces.ru (Дата обращения 24.11.2021).

Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: tatianakost (18.10.2022)
Просмотров: 105 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz