Вторник, 07.05.2024, 03:18
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 539
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Стрельченко Владимир Игнатьевич. К 100-летию со дня рождения посвящается...
СТРЕЛЬЧЕНКО    Владимир Игнатьевич (1.6.1917, г. Саранск — 25.11.1981, г. Саратов). Герой Сов. Союза (1944). В РККА с 1935. Участник Великой Отечественной войны. Русский. Родился в семье военнослужащего. Окончил школу ФЗУ, Ульяновскую объединенную школу лётчиков и авиац. техников (1937), Волчанскую воен.-авиац. школу пилотов (1940), Высшие КУОС (1952). Штурман 948-го штурмового авиац. полка 15 воздушной армии Брянского фронта, майор Стрельченко к сентябрю 1943 совершил 192 боевых вылета, в 75 воздушных боях сбил лично 1 и в группе 12 самолётов противника. С 1957 подполковник Стрельченко — в запасе. Жил в Саратове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I ст., 2 — Красной Звезды, медалями.
Бесстрашный сокол из Саранска
«Володя, дорогой ты мой, боевой друг и товарищ. Больше, чем кого-либо, надо поздравлять и славить тебя,  орла, бесстрашного воздушного бойца. Величественно твое мужество, неистребима вера в Родину. Я безмерно рад, что в те опаленные годы свела нас судьба, сдружила.  Эта дружба помогла нам выстоять, а – это главное – победить. Слава тебе бесстрашный сокол». Эти строки писал Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Лашин Михаил Афанасьевич о своем боевом друге и командире Герое Советского Союза Владимире Игнатьевиче Стрельченко.
Кто же он, Владимир Игнатьевич Стрельченко, парень из нашего города. Жизненный путь которого тесно связан с историей Саранска и в целом с историей нашей страны.
Вся его жизнь – это верное служение своему Отечеству. Начав службу в армии красноармейцем, он прошел путь от рядового до полковника, от пилота до заместителя командира авиаполка по летной подготовке. Владимир Игнатьевич родился в семье военнослужащего Игната Семеновича и Анны Ивановны Стрельчёнок. Игнат Семенович  родом из крестьян деревни Холомовки, Метимской волости, Борисовского уезда, Минской губернии а Анна Ивановна  из саранских мещан. Её отец имел свой дом на 2-й Казанской улице, ныне Крупской ул., занимался переработкой и продажей табака.
В доме тестя, 19 мая (1 июня по нов.ст.) 1917 года и родился второй сын – Володя. 27 мая его крестили в полковой церкви 101 пехотного запасного полка (Красные казармы на Мокшанской  ул)., где служил прапорщиком его отец.
101 запасной пехотный полк прибыл в Саранск в апреле 1917 года с фронта. Его разместили в Красных казармах на южной окраине города. Саранск был переполнен воинскими частями. В городе бушевали революционные страсти. Вихрь революции закружил и Игната Семеновича.
В полку шли выборы в Совет солдатских депутатов, а в Красных казармах в гарнизонный Совет. Первый избранный гарнизонный Совет солдатских депутатов постановил «вся власть в гарнизоне переходит исключительно к Совету, постановления и распоряжения которого обязательны для всех военнослужащих гарнизона, независимо от чина или занимаемой должности». В этой связи  начались аресты  военнослужащих, которые  не разделяли взгляды и требования Совета. Аресту подвергся и Игнат Семенович. Просидел несколько дней в Саранской тюрьме. Вернувшись домой, он принимает решение изменить фамилию на Стрельченко и вступить в Красную Армию. Так гласило семейное предание.
Согласно семейной истории, Игнат Семенович вступил в ряды чекистов Рузаевки. Отряды чекистов громили банды в Рузаевском уезде (административно-территориальная единица Пензенской губернии, существовавшая в 1918-1928 годах).
 В 1919 году вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Местные больницы и другие  временно приспособленные помещения были переполнены  больными тифом. Эпидемия распространялась по городу и в близлежащих селах. Самым крупным её очагом являлся железнодорожный вокзал Рузевки и  его окрестности. Жуткую картину представлял собой вокзал: больные лежали и умирали на каменном полу. Стоны, жалобы, призывы о помощи слышались со всех сторон. Медицинский персонал валился с ног. В помощь медицинскому персоналу были брошены чекисты. Они снимали больных с поездов, размещали их на вокзале, помогали ухаживать, организовывали питания, искали транспорт по перевозке… Многие врачи, медицинские сестры сами заражались тифом…
В ликвидации сыпного тифа принимал участие прибывший из Москвы с группой медицинских работников, Симашко Н.С., один из организаторов советского здравоохранения.
Заразился тифом и Игнат Семёнович. В январе 1920 году его больного привезли умирать домой. 19 января он скончался. Его похоронили на саранском Константиновском кладбище (ныне Кировский рынок в нижней части города). Семья осталась без средств к существованию. Мальчикам было в то время: 8 лет Борису и 3 года Владимиру.
После смерти мужа Анна Ивановна по протекции своего родственника, мужа сестры, Сергея Андреевича Шигаева, устроилась на Саранский телеграф телефонистской. Семья Стрельченко начинает жить без отца и мужа.
В 1924 году  Володя идет в школу крестьянской молодежи № 5( ныне здание Райффазен банка), где учительствовали три сестры Левитовы. Одна из них – Наталья Михайловна Ливитова – стала любимой учительницей Володи. Это она привила ему любовь к литературе и театру, которую он пронесет по жизни.
Вместе с Володей в классе учился Семен Полежаев, впоследствии прославленный летчик, Герой Советского Союза. Как вспоминает Володя: «… в школе № 5 я учился с 1924 по 1932 год…».
К этому времени старший брат Борис окончил школу и продолжил учебу в Саранском энергетическом техникуме (ныне здание строительного факультета НИ МГУ им. Н.П.Огарева на Володарской ул.). Его однокурсником по техникуму был Володя Сущинский – будущий известный кинооператор, снимавший боевые эпизоды Великой Отечественной войны.
В 30-е годы в Саранске произошло  сенсационное событие – на окраину города приземлился самолет. На эту диковинку сбежались посмотреть   взрослые и дети. Володя,  также как и другие горожане, впервые увидел  летающую машину. Конечно же, всем мальчишкам захотелось стать пилотами, ходить в кожаных куртках, на голове носить кожаный шлем с большими очками и управлять летающей машиной. Эта посадка самолета на окраине Саранска была запланированная, агитационная или вынужденная, теперь об этом никто не скажет. Но именно с того памятного дня и зародилась в душе юного Володи любовь к авиации, к полетам.  Именно тогда по возвращению домой он заявил маме: «Я буду летчиком».
После окончания школы Володя устраивается учеником слесаря на махорочную фабрику. Устраивается на работу, чтобы заработать деньги и продолжить учебу в авиационном техникуме, который был выбран им еще во время учебы в школе. В техникум  он поступил, но учиться там ему было не суждено, по болезни он был отчислен.
А в это время со страниц газет и журналов неслись призывы: «Молодежь - на самолеты!», с полос не сходили восторженные статьи об успехах советской авиации. Все это не могло не волновать Володю, его детская меча о полетах стала главным смыслом его жизни.
Просматривая в очередной раз газету «Красная Мордовия», он натолкнулся на статью об открытии в Саранске аэроклуба, да не где-нибудь, а по соседству на перекрестке улиц 2-ой Казанской и Базарной (ныне Крупской ул. и Советской ул.). Это был подарок судьбы.
Весной 1935 года он подает документы в Саранский аэроклуб им. П.Ф.Федосеенко. Шел первый набор. На 18 вакантных мест желающих поступить в аэроклуб, было около трехсот человек. Выдержав экзамены и пройдя комиссии, Володя зачисляется в аэроклуб. С марта 1935 года по 1936 год - учеба в аэроклубе. Он изучает материальную часть самолета, летное дело. Обучение летному мастерству у Володи на планере и самолете У-2  проходило блестяще.  
В 1936 году состоялся первый выпуск саранских учлетов. Четырем самым лучшим его выпускникам – Володе Стрельченко, Семену Миронову, Клаве Крутовой, Виталию Смирнову предложили продолжить учебу в Ульяновской летно-технической школе.
Вот что писал Владимир Игнатьевич Стрельченко о днях, проведенных в Ульяновской летно-технической школе: «Да, это настоящая была школа, готовящая инструкторов-летчиков и опытных авиатехников. Ульяновская школа  была настоящей кузницей кадров, а ее преподавательский состав являлся примером преданности делу. Нас учили не просто летать, а летать грамотно, умело, чисто и красиво. Всё это являлось основой нашего мастерства, необходимого в боевой обстановке… Неизгладимый след в моей памяти оставил человек, отдавший нашему воспитанию все свои силы и знания. Это был одержимый военный, сумевший  заставить нас полюбить военное дело… Он был для нас образцом порядка и дисциплины, был требовательным и справедливым командиром. Под его руководством овладевали оружием, стрелковой подготовкой, караульной службой…  За время учебы в школе у нас устраивались подъемы по тревоге, марш-броски до 50 км. Нас учили стрелять из всех видов стрелкового оружия,  умения вести бой на земле. Все этим мы были обязаны Евгению Титовичу Слончикову: это он водил нас на учения с оружием в руках». Окончив Ульяновскую летно-техническую школу в 1938 году, Володя возвращается в Саранский аэроклуб, где начинает работать младшим техником. Из производственной характеристики В.И.Стрельченко: «Младший техник Стрельченко работает в Саранском аэроклубе с 1 апреля 1938 года. С работой справляется, порученную работу выполняет добросовестно, по вине т.Стрельченко аварий и поломок не было. Старший техник Лашин». За отличную работу и в связи с 6-й годовщиной Дня авиации группу работников Саранского аэроклуба им. П.Ф.Федосеенко наградили грамотами Президиума Верховного Совета МАССР и ценными подарками. Среди награжденных ценными подарками был и Володя Стрельченко.
Он не только хорошо работает, знает на «отлично» материальную часть самолета, но и активно участвует в комсомольской жизни аэроклуба. Его выбирают в комитет комсомола первичной организации. Входит в состав   делегации на VI Саранскую городскую конференцию ВЛКСМ. На конференции его избирают в счетную комиссию по выборам членов Президиума Саранского ГК ВЛКСМ.
В мае 1939 года он становится летчиком-инструктором. Не раз руководство аэроклуба отмечало, что лучшие инструкторы авиагрупп – это Стрельченко, Шевченко, Нечитайло, Прокопов.  Эти летчики-инструкторы являлись ведущими в Саранском аэроклубе. Многие  товарищи Стрельченко по аэроклубу говорили о его   таланте в летном деле. Владимир Игнатьевич отлично владел всеми фигурами высшего пилотажа, прекрасно производил взлет и посадку.
23 ноября 1939 года Владимира Игнатьевича Стрельченко призывают на срочную службу. Он попадает служить в Украину на 113 авиабазу, дислоцированную под Харьковым. Командование заметило  красноармейца Стрельченко, разбиравшегося не только в материальной части самолета, но и в пилотаже.  Таким образом, он был направлен  учиться в Волчанскую школу пилотов. Окончив Волчанскую школу перед войной  и получив звание сержанта по распределению направляется служить в 135-й ближне-бомбардировочный авиаполк (ББАП).
Из воспоминаний Ганичева – генерал майора авиации, бывшего секретаря бюро ВЛКСМ 135 ближне- бомбардировочного авиаполка: «… Владимир Игнатьевич, как мы его тогда называли, пришел в наш 135-й ближне-бомбардировочный авиаполк в конце лета 1940 года. Это было долгожданное пополнение для нашего полка, который заканчивал начатое весной формирование. И должен был начинать систематические облеты, а летчиков в полку было мало. Обрадовало нас это пополнение, ведь с их приходом начинались полеты на самолетах СУ-2, которым вооружался наш полк… Володя одним из первых начал летать на новых самолетах. Летал охотно, уверенно, быстро обретал навык…». Многие  сослуживцы отмечали его прекрасное летное мастерство, отличную ориентировку на местности, полеты в сложных метеоусловиях, бреющие полеты, отличную стрельбу с разных высот.
22 июня 1941 года – в этот день прервалась  мирная жизнь нашей страны, началась война.  Бои с фашистами шли жестокие. Наши войска с боями отходили на восток. Авиация прыгала по полевым аэродромам. Вела неравные воздушные бои с превосходящей немецкой авиацией, бомбили наступающие колонны фашистов, железнодорожные узлы, переправы…
Свое боевое крещение Владимир Игнатьевич получил в труднейших приднепровских боях. По заданию командования он не раз в составе девятки бомбардировщиков летал бомбить переправы противника через Днепр в район Рогачева, Жлобина, Бобруйска. Господство немецкой авиации в воздухе, тщательное прикрытие огнем зенитной артиллерии переправ – все это затрудняло выполнение поставленных задач перед нашими летчиками. И только мастерство пилотов, самоотверженность, а порой, и жертвенность, позволяли выполнять задания командования.
Стрельченко много летает в разведку, добывает ценные сведения, громит врага в боевых операциях. Были случаи, когда расстреляв все оружейные комплекты и сбросив бомбы на врага, он на бреющем полете совершал еще по 2-3 захода на цель, не давая вражеским войскам подняться для продвижения вперед.
В одном из полетов в конце июля 1941 года Стрельченко, как ведущий звена, бомбил переправу через реку Днепр. Фашисты  прикрывали переправу мощным огнем зенитной артиллерии. Стрельченко умело вышел на цель и поразил ее своими бомбами. Враг потерял множество техники: автомашин и тягачей. Наше звено выполнило боевое задание. Но возвратилось на свой аэродром  с  многочисленными пробоинами на плоскостях и фюзеляжах самолетов от осколков зенитных снарядов.
С первых месяцев войны он становится известным в полку как опытный и дерзкий летчик, готовый выполнить любое задание командования. На его счету уничтожение вражеского аэростата-корректировщика, дерзкая операция по спасению  самолетов СУ-2 с аэродрома Шаталово под Новозыбковом.  Наступающие гитлеровцы обошли Новозыбково и   выдвинулись вперед, оставив населенный пункт и аэродром  в своем  тылу. На аэродроме осталась группа аэродромного обслуживания и пять исправных самолетов. Ночь укрыла их от глаз врага. Было принято решение уничтожить аэродромное хозяйство и оставшиеся самолеты. Но неожиданно к ним прибыли летчики 135-го ББАП. Под покровом ночи они подняли пять самолетов в воздух и перегнали их наши аэродромы.   
Владимир Игнатьевич Стрельченко проявил себя не только как мастер воздушных боев, дерзких разведывательных полетов, но и как  опытный командир авиагрупп. Если при выполнении боевого задания ведущим был Стрельченко, то звено возвращалось на аэродром без потерь. Сначала казалось, что это везение, случайность, но затем становилось ясно, что это мастерство, опыт, смекалка. Перед вылетом, на земле он  обдумывал и отрабатывал возможные варианты выполнения задания, спрашивал мнение даже менее опытных летчиков, старался провести к цели по зоне наименьшего нахождения зениток противника. Летчики верили в своего ведущего, охотно летали с ним на боевые задания. Он учил начинать противозенитные маневры задолго до начала обстрела зениткой, поэтому поражения были минимальны, и чаще возвращались без потерь. Авторитет Стрельченко в полку был огромный, его уважали все. Он был для летчиков старшим товарищем и другом, внимательным,  человечным и заботливым. Вот только один пример, приведенный в воспоминаниях однополчанина по 135 ББАП В.Н.Лазрева: «Как-то в одной из пауз между полетами, Стрельченко позвал меня к себе и как бы между прочим сказал, что на свалку оттащили негодный самолет СУ-2 и рекомендовал снять с него бронеспинку летчика и положить ее на пол штурманской кабины нашего самолета.
- «Защитит от зенитных осколков».
-  Сказал и ушел…».
Уже осенью 1941 года Владимиру Игнатьевичу присваивают очередное воинское звание, становится командиром звена  и получает награду орден Красного Знамени.
В декабре Владимир Игнатьевич Стрельченко громит немцев под Москвой в составе 135-го ББАП. Однажды получил задание разбомбить мост в районе Черни, что под Тулой, который хорошо прикрывался зенитками. На подходе к мосту, по самолету Стрельченко ударил ураган зенитного огня. После бомбежки вражеской цели в правое крыло самолета попал снаряд. Самолет получил пробоину, но,  к счастью, снаряд не разорвался, разрыв произошел позже, да так близко, что комбинезоны летчиков были все изрешечены осколками, но экипаж, к счастью, не пострадал.
Шел 1942 год.  Наши войска отступали к Волге.  Немцы подтянули к Сталинграду отборные авиационные части. Накал воздушных боев возрастал.    135-й ББАП  понес большие потери на Дону, в одном из вылетов потеряли сразу пять самолетов. Все чаще пилотов  посылали на воздушную разведку. Летчики наблюдали за немецкими аэродромами, переправами, за подходящими колоннами. Стрельченко разбирал с каждым «молодым» пилотом варианты полета, подсказывал, как лучше выполнить задание. Показывал, как нужно обходить аэродром противника так, чтобы солнце помогало маскировке, чтобы разведчик летел между аэродромом и солнцем. Такая хитрость помогала нашим пилотам подойти незамеченными к цели. К этому времени Владимир Игнатьевич становится заместителем командира эскадрильи. 12 марта 1942 года за участие в Елецкой операции Стрельченко награждают орденом Красной Звезды.
Однажды Стрельченко получает задание произвести воздушную разведку на станцию Беломестная. Им был обнаружен железнодорожный состав с боеприпасами. По докладу командованию он получает приказ уничтожить вражеский состав. Без прикрытия истребителей повел Стрельченко шесть СУ-2 на задание.  Над целью наши самолеты были атакованы четырьмя немецкими самолетами МЕ-109. Умело маневрируя группой, Стрельченко дал возможность стрелкам-бомбардирам сбить одного МЕ-109 и атаковал цель, сделав три захода. В результате прямого попадания бомб было разбито до 12 вагонов с боеприпасами.
23 июня 1942 года Стрельченко получает задание вылететь в район Тернов на бомбардировку войск противника. Звено было готово к вылету. Первым в воздух поднялся самолет Стрельченко. Но при взлете над своим аэродромом он был атакован двумя МЕ-109, которые сопровождали группу самолетов Хе-111, шедших бомбить аэродром.  Не раздумывая, он бросился в атаку на МЕ-109. Маневрируя самолетом на бреющем полете, дал возможность стрелку-бомбардиру сбить МЕ-109, который упал вблизи нашего аэродрома. Немецкий летчик выбросился на парашюте. Этим летчиком оказался обер-лейтенант инструктор-техник пилотирования при Берлинской школе, кавалер железного креста Курт Шаде, служивший в эскадрильи полковника Мельдерса «Пиковый Туз». Его карьера пилота начиналась в небе Бельгии, Франции, Польше, а закончилась в воздушной схватке со Стрельченко.
Летом 1942 года Стрельченко активно участвует в оборонительных боях на Сталинградском фронте. Здесь в небе Сталинграда он проявил себя как мастер воздушной разведки. Его подпись среди тысячи отличившихся в боях, защитников Сталинграда, стоит на историческом обращении сталинградцев к Верховному Главнокомандующему И.В.Сталину.
22 декабря 1942 года за ратные подвиги в боях за Сталинград, В.И.Стрельченко  награжден медалью «За оборону Сталинграда».
В феврале 1943 года его представляют к званию капитана, а в ноябре внеочередное звание -  майор.   10 июля 1943 год – Стрельченко командир авиационной эскадрильи 948-го штурмового авиаполка, а 22 июля он штурман этого полка. 18 июля он получает очередную награду -  орден Отечественной войны I степени.
В 1943 году В.И.Стрельченко один из первых в полку пересел на штурмовик ИЛ-2. Освоив этот самолет, он тренировал молодых пилотов. Помогал оттачивать их летное  и огневое мастерство, учил умело применять оборонительный круг «ножницы». «Помню такой случай, - вспоминает однополчанин П.Г.Плужников. - В наш полк прибыло пополнение молодых пилотов. Один из них- Иосиф Горюнок долго не мог войти в боевой строй. При взлете его вело то вправо, то влево, в общем, не получалось, как надо, за что командование отстранило от боевого задания. Молодой летчик сильно переживал. Тогда им лично занялся заместитель командира полка по летной части майор Стрельченко.
Оказалось, молодой летчик терялся, когда двигатель (особенно при взлете на форсаже)  набирал полные обороты, он закрывал глаза, не замечая этого сам. А Стрельченко заметил и сумел внушить ему уверенность, научил его летать, и сделал из него отличного летчика. Да разве только из него одного он подготовил много настоящих воздушных бойцов».
4 февраля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Владимиру  Игнатьевичу  Стрельченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой звезды и  ордена Ленина. Так наш земляк стал первым Героем из Саранска.  Осенью 1944 года его награждают орденом Александра Невского. В том же 1944 году он становиться кавалером ордена Британской Империи V степени. Вот, что написано в королевской грамоте: «Георг Шестой милостью Божьей король Великобритании, Ирландии и Британских заморских владений, защитник веры, император Индии и государь самого замечательного Ордена Британской Империи капитану Владимиру Игнатьевичу Стрельченко. Поздравление. Ввиду того, что мы решили назначить вас почетным членом военной дивизии нашего замечательного Ордена Британской Империи, мы присваиваем вам титул почетного члена нашего Ордена и сим уполномочиваем вас хранить титул и звание почетного члена нашего вышеупомянутого Ордена со всеми полагающимися привилегиями.
Выдана двором Святого Джеймса за подписью и печатью нашего Ордена в 19-ый день января 1944 года на 8-ой год нашего царствования.
По приказу государя Дарование титула почетного члена военной дивизии ордена Британской Империи Владимиру Игнатьевичу Стрельченко».
Окончил войну наш герой в звании майора.  После войны продолжил службу в ВВС, летал на различных самолетах, служил в разных военных округах страны. 20 июля 1957 года приказом Главнокомандующего ВВС полковник Владимир Игнатьевич Стрельченко уволен в запас.
Память о Герое Советского Союза  В.И.Стрельченко осталась в сердцах благодарных потомков. Материалы о нем – это документы, вещи, фотографии, письма находятся в музеях, архивах 15 городов бывшего Советского Союза. 23 школы России, Украины, Белорусии, две пионерские дружины городов Саратова и Саранска, пять пионерских отрядов Москвы, Сумы, Воронежа, Харькова, Яблоново - носили его имя.
В.М.Ковшова - заместитель директора по научной работе МБУК «Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг.», кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РМ.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (22.08.2017)
Просмотров: 547 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz