Четверг, 18.04.2024, 22:00
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3828]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 537
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

САРАНСКАЯ ЦОЛТШ И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ
САРАНСКАЯ ЦОЛТШ И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ
Саранская объединенная летно-техническая школа - это легендарная авиационная школа Мордовии. Ее открытие в Саранске стало огромным событием не только для города, но и для республики в целом. Герои Великой Отечественной войны преподаватели-инструкторы, Герои Советского Союза ее воспитанники. Саранская ЦОЛТШ дала путевку в небо многим советским авиаторам. Их имена золотыми буквами вошли в историю советской и российской авиации. А начиналось так.
В  конце 1949 года Председатель ЦК ДОСААФ СССР генерал-лейтенант авиации Н.П. Каманин поставил задачу  создать ЦОЛТШ ДОСААФ, которая могла бы готовить летчиков - инструкторов для аэроклубов страны. Для  выполнения поставленной задачи назначили руководителей будущей школы. Ими стали Никита Семенович Старков - начальник ЦОЛТШ,  полковник ВВС и Иван Яковлевич Бабаков - начальник штаба ЦОЛТШ, полковник ВВС.
Старков Н.С. и  Бабаков И.Я  объездили и облетали многие города Советского Союза, которые отвечали бы требованиям создаваемой школы. И такой город был найден – Саранск. Саранск в то время являлся аэродромным узлом. Он располагался в стороне от воздушных маршрутов, что позволяло беспрепятственно вести активную летную работу. В городе находились подготовленные высококвалифицированные авиационные кадры, а также прославленный Саранский аэроклуб им. Павла Федосеенко. Например, инструкторами аэроклуба являлись  Герои Советского Союза Анатолий Семенович Казаков и Алексей Федорович Чернышов. Орденоносцы-  авиаторы - участники Великой Отечественной войны: летчик минно-торпедной авиации, кавалер ордена «Красного Знамени» Н.М.Лебедев; командир эскадрильи, кавалер ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени К.И. Подкопалов, совершивший 119 успешных боевых вылетов;   пилот транспортной авиации, кавалер ордена Красной Звезды Ф.Т.Жуков;  летчик штурмовой авиации, кавалер ордена Красной Звезды Н.В.Абрамов; летчик истребитель Н.П. Шанин, совершивший 150 боевых вылетов.  Это были лучшие из лучших авиаторов, прошедшие войну, умевшие побеждать врага в воздушном бою.
Вот поэтому Саранск  и  стал идеальным городом, где  могла бы работать ЦОЛТШ ДОСААФ СССР.
В октябре 1950 года школа была укомплектована летно-техническим составом, преподавателями, параллельно шел набор курсантов.  К 1 декабря 1950 года стояла задача начать учебный процесс. Но школа не имела к этому времени своего здания. Штабной корпус на ул. Советской-9 не вмещал все учебные классы. Горком ВКП(б) и горисполком г. Саранска пошел навстречу просьбе начальника ЦОЛТШ Н.С. Старкова и выделил несколько классов в городской средней школе № 17 для занятий с курсантами. Кроме того,  ЦК ДОСААФ СССР дал указания Кузнецкому и Богодуховскому учебным центрам разместить часть курсантов и обеспечить им нормальную теоретическую подготовку в соответствии программы. К концу 1952 года было введено в эксплуатацию здание учебного корпуса, и весь курсантский состав разместили в Саранске.
Саранская ЦОЛТШ готовила летчиков-инструкторов, летчиков инструкторов-парашютистов и авиационных техников всех специальностей. По воспоминаниям И.Я. Бабакова  ЦОЛТШ могла принять на обучение  около 1000 курсантов.
Пилоты получали отличные знания. Они не только изучали теорию, но и отрабатывали полеты днем и ночью, в сложных метеорологических условиях, отрабатывали высший пилотаж. Курсант по специальности летчик инструктор-парашютист, помимо обязанностей летчика-инструктора, в совершенстве владел прыжком с парашюта днем и ночью, летом и зимой, на воду и на ограниченную площадку. На воду прыжки проводились на Волге. С целью выполнения программы эскадрилья вылетала в город Чебоксары. Прыжки с парашютом осуществлялись с разных высот, из разного положения самолета,  с  задержкой раскрытия парашюта. Вот почему парашютисты Саранской ЦОЛТШ всегда занимали призовые места.
Многие воспитанники школы стали асами ВВС и гражданской авиации,  спортсменами-парашютистами с мировым именем. Например, курсант, а впоследствии преподаватель ЦОЛТШ Евгений Николаевич Кругликов  в 1960 году стал абсолютным чемпионом СССР по высшему пилотажу. Подготовил более 100 летчиков спортсменов-разрядников. Например, его воспитанником являлся Герой Советского Союза, летчик-испытатель Владимир Ильич Лойчиков. В 1956 году В.И. Лойчиков окончил Саранскую ЦОЛТШ. Свою трудовую деятельность после школы начал в качестве летчика-инструктора Серпуховского аэроклуба, затем перешел в Центральный аэроклуб имени В.П.Чкалова.  Являлся членом сборной СССР по высшему пилотажу. С 1965 года перешел на летно-испытательную работу. Поднял в небо и провел испытания спортивно-пилотажного самолета Як-50, летного самолета «Квант», провел большой объем испытательных работ аэродинамического характера по устойчивости и управляемости, прочности и системам управления на реактивных боевых самолетах МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-, Су-9, Су-27 и т.д.   Испытывал МиГ-25, МиГ-29, Су-17, Як-18Т, Як-38 на штопор. Установил 3 мировых авиационных рекорда: в 1970 году - 2 рекорда скорости, в 1980 году – рекорд скороподъемности на самолете  «Квант». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1982 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники, летчику испытателю Лойчикову Владиславу Ильичу  присвоено звание  Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»  (№ 11486).
Воспитанник летчика-инструктора-парашютиста Александра Ивановича Лушенкова – Борис Антонович Орлов так же стал Героем Советского Союза. В 1954 году Борис Антонович окончил Саранскую ЦОЛТШ. Уехал работать в Новосибирский аэроклуб летчиком-инструктором. Как и В.И. Лойчиков,  входил в команду СССР по высшему пилотажу.  С 1965 года на испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна. Провел испытания самолетов МиГ-25Р на штопор, участвовал в испытаниях самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-31 и др. В 1973 году установил мировой авиационный рекорд скороподъемности на самолете МиГ-25. 11 октября 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Борису Антоновичу Орлову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Командиры эскадрильи летчики-инструкторы П.С. Юртайкин и Г.И. Иванов-Гай подготовили выдающегося авиатора, легенду ВВС Марину Лаврентьевну Попович.  Окончив Саранскую ЦОЛТШ (1954 г.- 3-й выпуск)  Марина Лаврентьевна осталась преподавать  в школе летчиком-инструктором.  Подготовила не один десяток летчиков. В 1958 году она переходит работать во 2-й Московский аэроклуб летчиком-спортсменом. С 1962 года Попович служит в ВВС.  В 1964 году установила свой первый мировой рекорд на реактивном самолете Л-29. Освоила более 20 типов учебно-спортивных и военных самолетов, стала первой летчицей, преодолевшей на истребителе звуковой барьер. На ее счету 101 мировой рекорд. Марина Лаврентьевна награждена орденом Ленина, медалью  «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда, орденами Красного Знамени, «Знак Почета», Красной Звезды. Удостоена диплома Поля Тисандье, Большой медали ФАИ. Ее именем названа одна из звезд в созвездии Рак.
Выпускницей 1952 года являлась прославленная парашютистка Галина Дмитриевна Мухина. Мало кто сейчас помнит Галину Дмитриевну Мухину, разве что ветераны авиации да коренные жители Саранска. В 1950-е годы 20 века это имя не сходило со страниц союзных и республиканских газет, о ней писали  за рубежом.  
В 1950 году Галина Дмитриевна успешно оканчивает учебу в  Кировском областном аэроклубе, поступает в Саранскую центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР.   В 1952 году Галина Дмитриевна оканчивает ЦОЛТШ ДОСААФ СССР (отделение инструкторов-летчиков парашютистов).  
1953 год для Галины Мухиной был очень насыщен спортивными событиями. Она принимает участие в Тушинском параде в г. Москве по случаю празднования Дня Воздушного Флота СССР. Вернувшись в Саранск, ей присваивают первый спортивный разряд и включают в состав второй сборной команды ДОСААФ СССР для участия в 7-х Всесоюзных соревнованиях спортсменов-парашютистов. Соревнование проходило в Саранске, где собрались лучшие парашютисты страны. Победа! Галина Мухина вошла в тройку лучших парашютистов страны, заняв второе место по комбинированному прыжку. Прошли соревнования, Галина возвращается к повседневной работе в школе и к упорным тренировкам.          
В июле 1955 года она участвует в первенстве Мордовии по парашютному спорту. И становится чемпионкой среди женщин. Изнуряющие тренировки не прошли даром. В том же 1955 году Галина Мухина принимает участие в 8-х Всесоюзных соревнованиях, которые проходили  в Тушино. И снова победа! По сумме многоборья она занимает второе место. Первое место по комбинированному прыжку с задержанием раскрытия парашюта на 20 секунд.  Здесь она устанавливает мировой рекорд.  За этот спортивный подвиг Галине Мухиной  присваивают почетное звание мастер спорта СССР. В Саранск она приезжает с медалями, с рекордом и почетным званием. Но, ни слава, ни звание не вскружили ей голову. Она все такая же скромная, слегка застенчива.
1956 год. Она принимает участие в третьем чемпионате мира по парашютному спорту, который проходил семь дней в г. Москве и собрал лучших спортсменов из 10 стран мира. Это было ее первое выступление на международных соревнованиях такого уровня. И вновь успех. Комбинированный прыжок с высоты 1500 метров, прозванный «воздушным марафоном» - один из наиболее сложных упражнений. Здесь учитывается не только точность приземления, но также задержка раскрытия  парашюта и стиль парения. Вот как писала «Советская Мордовия» об этом прыжке. «В этом упражнении особенно успешно выступала Мухина. Она отлично выдержала стиль падения, точно по времени открыла парашют и приземлилась…и завоевала личное первенство». Галина Мухина блестяще выполнила прыжок с высоты 2000 м с задержкой раскрытия парашюта на 30 секунд, с выполнением двух восьмёрок при свободном падении. Судьи ей присудили первое и второе место, поделив их с французской парашютисткой Мишелиной Према (Франция). Итак, на третьем чемпионате мира в личном первенстве Галина Мухина заняла третье место по результатам четырех упражнений среди женщин. И вновь подтвердила, что она одна из лучших парашютисток страны. В Саранск она привезла две золотые и одну бронзовую медали Международной авиационной федерации. Так начался победный марш Галины Мухиной.
В 1957 году в г. Киеве на IХ Всесоюзных соревнованиях вновь победа. Ей присуждают звание чемпиона в комбинированных прыжках;
- звание чемпиона в прыжках на точность приземления с высоты 1000 м.;
- второе место в прыжках с задержкой 30 секунд, с выполнением спирали.
1958 год. Международные товарищеские соревнования в г. Рязани. В соревнованиях принимали участия команды из Польши, Германской Демократической республики  и Советского Союза. В этих соревнованиях она заняла 3-е место по комбинированным прыжкам. В том же году она выступает на Всесоюзной спартакиаде в Тушино, где занимает 1-е место команда Саранская  ЦОЛТШ ДОСААФ, куда входила Галина Мухина. Здесь же ей присваивают звание абсолютного чемпиона спартакиады, присуждают  1-е место по прыжкам с задержкой раскрытия парашюта на 30 секунд, с выполнением комплекса фигур и 3-е место по комбинированным прыжкам.
В 1960 году в составе команды парашютистов СССР она выезжает в г. Пекин на международные товарищеские соревнования по парашютному спорту.  В Пекине наша команда заняла 2-е место. В индивидуальных соревнованиях Галина Мухина занимает 1-е место.
За свою спортивную карьеру Галина Дмитриевна Мухина установила 6 мировых и 8 всесоюзных рекордов, завоевала 42 медали, из них – 15 золотых. Совершила 1333 прыжка с парашютом,  2-х кратная чемпионка мира.  
Руководство страны высоко оценило спортивные достижения Галины Дмитриевны. В 1953 году ее  награждают орденом «Красной Звезды», в 1956 году присваиваю звание «Мастер спорта СССР», в 1958 году  - орденом «Знак Почета», в 1960 году присваивают звание «Заслуженный мастер спорта СССР». Из международных наград: знак «Золотой рыцарь-эксперт» (США); «Гальский петух» (Франция).
Еще не менее заслуженную летчицу подготовила Саранская ЦОЛТШ  - это Ираида Федоровна Вертипрахова. Ее помнит летчик-инструктор, ветеран школы  Колтунов Николай Ефимович. По воспоминаниям Николая Ефимовича было две группы курсантов: женская и мужская. Женскую группу вели командиры звеньев Мухина и Солдушенкова. Вот у одной из них и училась летному мастерству Ираида Вертипрахова.
Это единственная женщина-авиатор в стране, удостоенная звания «Заслуженный пилот СССР». Послужной список Ираиды Федоровны безупречен. Совершила 400 прыжков с парашютом. Чемпионка СССР по затяжным прыжкам с парашюта. Рекордсменка в групповых прыжках в ночных условиях. Пилот Гражданской авиации. Освоила Як-12, Ан-2, Як-18, Ил-18, Ту-154, Ил-62. Свыше 30 лет проработала в Красноярском Управлении Гражданской Авиации. Налетала более 16000 часов. Командир воздушных судов.
В 1977 году женский экипаж в составе: Ираида Вертипрахова – командир, Тамара Павленко – 2-й пилот, Евгения Мартова - 2-й пилот, Галина Козырь – штурман, Галина Самагина – бортинженер, Нина Столярова – бортрадист установили 5 мировых рекордов на дальнемагистральном пассажирском авиалайнере Ил-62. В том числе, мировой рекорд дальности полета без посадки (11074 км.). До 1985 года была командиром экипажаТу-154 в Красноярском УГА. В дальнейшем работала руководителем полетов, авиадиспетчером. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Отличник Аэрофлота», знаком «За безаварийный налет часов».
«Эрзянская ласточка», так назвала я свою статью, вышедшую в 2007 году в «Эрзянь правде» о воспитаннице Саранской ЦОЛТШ, уроженке Ардатовского района  Нине Васильевне Литюшкиной. Мне удалось связаться по телефону с Ниной Васильевной, и она  прислала мне ряд документов. Так, из ее рассказа и присланных документов  родилась статья «Эрзянь цянав».
Поступление в ЦОЛТШ для Нины Васильевны было связано с большими трудностями. Женщин упорно не хотели видеть в авиации.  Но ее настойчивость  сломила сопротивление отца и руководство ДОСААФ СССР. Василий Георгиевич - участник Великой Отечественной войны  обратился к Николаю Петровичу Каманину с просьбой  о поступлении   его дочери в летную школу. Просьба ветерана была удовлетворена. Нина Васильевна подала документы в ЦОЛТШ, сдала экзамены, и была принята на 1 курс.   В 1964 году она оканчивает школу и начинает работать в Саранской  6ой отдельной авиаэскадрильи вторым пилотом на самолете АН-2 в системе гражданской авиации. За плечами годы авиационных полетов на различных типах самолетов:  АН-2, ИЛ-14, ИЛ-18, Ту-154. Пилот 1-го класса, 23466 без аварийных часов полета. Это уникальный показатель даже для мужчин-пилотов. 17 августа 2007 года Указом Президента Российской Федерации Нину Васильевну Литюшкину  наградили медалью Нестерова за № 3917. Насколько известно, награжденных мордовских летчиков до нее медалью Нестерова нет. Это единственный пилот, да еще женщина,  обладатель столь высокой награды.
В 1958 году окончил Саранскую ЦОЛТШ Олег Григорьевич Кононенко, ставший впоследствии летчиком-испытателем 1 класса, заслуженным - летчиком испытателем СССР, мастером спорта СССР по авиамоделизму и парашютному спорту, 7-й кратным чемпионом СССР по авиамоделизму, космонавтом испытателем отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей летно-испытательного института им. М.М.Громова.   С 1972 года принимал участие в испытаниях самолета вертикального взлета и посадки Як-36 М/38. 18 мая 1972 года совершил первую посадку самолета Як-36М на палубу нового тяжелого авианесущего крейсера «Киев». Провел ряд сложных испытаний на вертолетах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8,  а также на самолете Як-38. Являлся одним из первых летчиков-испытателей, работавших по программе «Спираль».
8 сентября 1980 года в Южно-Китайском море при вертикальном взлете самолета и посадки ЯК-38 произошла  авария. Олег Григорьевич Кононенко не  успел катапультироваться, до последнего спасал самолет. Погиб в возрасте 48 лет. Награжден двумя орденами Ленина (1976 г., 1980 г.), медалями.
Курсантом 1961 года Саранской ЦОЛТШ была Ляля Андарбековна  Насуханова.  Ставшая  первой летчицей Чечено-Ингушской АССР. Это о ней писала газета «Правда» в 1963 года: «Ляля Насуханова – первая летчица-чеченка… Она летает над морями и над горами. Летает и в ветер, когда даже орлы не осмеливаются подниматься в воздух». А вот что писал в газете «Советская Россия»  Дважды Герой Советского Союза Г.Т. Береговой  в 1979 году: «Многих пилотов повидал я на своем веку, но, признаюсь, редко кого можно сравнить с Лялей по трудолюбию, настойчивости, любви к небу, к авиации. Она отлично знает теорию. Тренироваться готова бесконечно, будет отрабатывать фигуру высшего пилотажа до тех пор, пока не получится безукоризненно».  Ляля Андарбековна своим мастерством доказала, что авиация не менее женское дело, чем мужское.
Окончив Махачкалинский аэроклуб, она поступила в Саранскую ЦОЛТШ. Становится профессиональным летчиком–инструктором. После окончания школы начинает работать в Центре подготовки летчиков ДОСААФ в Грозном.  В 1964 году начинается подготовка женщин-пилотов на реактивных самолетах в Воротынском учебном авиационном центре. Из 20 летчиц испытание на профессионализм выдержали семеро, в том числе – Л.А. Насуханова. Так, она становится летчиком самого современного реактивного самолета тех дней МиГ-17.  Ее спортивные успехи: победа на первенстве Южной зоны России по самолетному спорту в конце 50-х годов,  стала победительницей  в мужских  соревнованиях по высшему пилотажу в г. Куйбышеве. В августе 1963 года проходило одиннадцатое первенство СССР по самолетному спорту. И снова победа. Насуханова  стала серебряным призером, оставив позади асов авиации – мастеров спорта.
Двадцать два года своей жизни Ляля Андарбековна отдала авиации. Являлась командиром звена реактивного истребителя «Миг-17». В 2000 году ушла из жизни.
Вот они асы Саранской летно-технической школы. Авиационная слава и гордость Мордовии и России.
В сентябре 1963 году Саранская летно-техническая школа выпустила последних курсантов и на этом завершила свою работу. После чего пришел приказ  Саранскую ЦОЛТШ перебазировать в г.Калугу.

Ковшова Валентина Михайловна
зам.директора по научной работе
ММВиТП 1941-1945 гг., к.и.н.,
заслуженный работник культуры РМ. 

PS: Уважаемы пилоты, ветераны, кто учился в Саранской ЦОЛТШ прошу откликнуться и помочь написать историю Саранской ЦОЛТШ.
Мои  координаты: 430000 Мордовия, ул. Советская, 34.
МБУК «Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг.»  Ковшовой В.М. тел. раб. (8342) 47-14-11;

Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (14.01.2014)
Просмотров: 4028 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 1
1 vladimir-chistyakov-00  
0
я учился в цолтш в 1963 г в саранске на отделении летчиков инструкторов мой инструктор был москаев николай сергеевич в 1964 г нас перевели в г калуга где ее и окончил в 1964 -та  сналетал 17000 т часов ушел на пенсию командиром  самолета ту154   проживаю н новгород ул лопатина 3 кв 171 чистяков владим ир максим ович

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz