Вторник, 07.05.2024, 06:44
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 539
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Долгая дорога, длинною в жизнь
4 июля 2017 года Мемориальный музей и общественность РМ  отмечали 95-летие защитника Отечества Героя Советского  Союза, Почетного гражданина Ичалковского района РМ Михаила Яковлевича Романова. Он часто приезжал в Саранск, на свою малую родину в Ичалковский район. И каждый его приезд, это было событие. Бесконечные встречи с молодежью, ветеранами, общественностью республики. Он активно помогал формировать музей «Племя крылатых» Саранской средней школы №8, посвященный его друзьям по аэроклубу, где он учился в конце 1930-х годов.
Еще при жизни ему удалось написать и издать в республиканской типографии «Красный Октябрь»  книги: «Мои родина и родословная», «Село старинное Ведянцы». А книга воспоминания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.  «Штурмовики над Карпатами», подаренная лично Михаилом Яковлевичем, хранится в фондах Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов.
Его биография -это биография нашей страны, отмеченная великими стройками, развитием советской авиации, грозным лихолетьем Великой Отечественной войны, восстановлением и подъемом народного хозяйства нашей страны. И в этих исторических событиях Михаил Яковлевич Романов был не только свидетелем, но и активным ее участником.
Судьба распорядилась так, что он - деревенский мальчишка из глубинки - стал летчиком, асом, Героем Советского Союза. «Примерно в ноябре 1938, - вспоминает Михаил Яковлевич, - на рабфак пришли представители Саранского ГК ВЛКСМ и аэроклуба. Они предложили желающим пойти учиться на летчиков. Записывались все. Особенно комсомольцы. Мой друг Иван Суконников не прошел по здоровью, а я прошел. И был зачислен в аэроклуб курсантом. В аэроклубе была достаточно объемная программа. Аэроклуб находился в здании по Советской улице, недалеко от железнодорожного переезда Посоп. В подсобных помещениях во дворе размещались учебные кабинеты и классы, оборудованные наглядными пособиями: экспонатами самолета У-2, мотора М-11, различными схемами, плакатами по изучаемым предметам. Аэродром Саранского аэроклуба размещался в поле - недалеко от леса, находившегося около дороги на село Лямбирь.
Из студентов рабфака сформировали большую группу курсантов аэроклуба. В нее входили Миша Бушаев, Паша Великанов, Толя Гудашев, Ваня Кабанов, Петр Орлов, Вася Савинов, Витя Тундавин... Инструктором нашей группы был летчик Прокопов Александр Александрович, между собой мы называли его Сашей».
Обучение в аэроклубе проходил без отрыва от основной учебе на рабфаке. Было тяжело. И тем не менее летное дело Михаила Романова очень заинтересовало. Отметки у него в аэроклубе по всем предметам были отличные. Когда в феврале 1939 года он увидел на аэродроме, потрогал своими руками У-2, то окончательно решил посвятить себя авиации. «Самолет У-2 показался мне очень красивым, - вспоминает Михаил Яковлевич. - Посмотрев, как он легко взлетает и плавно садится, мне тут же захотелось сесть в его кабину и взлететь. После ознакомительного полета над городом Саранском меня сильно потянуло в небо, захотелось овладеть самолетом, научиться управлять по-настоящему этой чудесной рукотворной «птицей». Все летные кадры того времени прошли через этот тип самолета. У-2 являлся достойным памятником в истории развития всего Воздушного Флота СССР.
Весной 1939 года все курсанты аэроклуба сдали экзамены по теоретическим предметам и только после этого были допущены к полетам. Первый ознакомительный полет Романов совершил 19 февраля 1939 года.  Самолет У-2 стоял на лыжах уже на старте. «Одеваю шлем, меховые краги, сажусь в заднюю кабину, пристегиваюсь ремнями к сидению, спускаю со лба на глаза летные очки, докладываю инструктору: «Курсант Романов готов к полету». Мягко держусь за руль. Инструктор дал газу, самолет тронулся с места...».
Первое впечатление у него было таково: «Как будто едешь на санях, которые везет автомобиль. Но скорость движения по снегу все возрастала, и вот долгожданное мгновенье - самолет оторвался от земли и повис мягко, как на качелях, в воздухе. Несколько секунд он пролетел близко к земле, а потом стал быстро подниматься вверх по наклонной линии. Первое ощущение полета - это и радость, и страх, и гордость человека, парящего над землей как птица. Вот уже пролетели над неглубоким оврагом, через который курсанты ходили на аэродром. Справа - лес, слева махорочная фабрика. Совершенно неожиданно самолет мгновенно «провалился» на несколько метров вниз, и тело сидевшего за штурвалом курсанта на секунду отделилось от сиденья, сердце екнуло. Романов, бросив руль управления, намертво вцепился в борт кабины самолета обеими руками. В этот момент он совершенно забыл, что был привязан к самолету специальными ремнями, которые не могли дать выпасть из кабины при любой болтанке. После «падения» вниз самолет резко взмыл вверх и Романова прижало к сидению. Придя в себя, он опять взялся за рули управления и стал смотреть вниз, на землю.
Под крыльями был город Саранск. Четко видны были маленькие коробки домов и кварталы улиц. Вот она, Советская улица, почти перпендикулярно к ней - улица Гражданская. Среди многих выделяются здания Педагогического института, горсовета, хорошо виден городской парк, на южной окраине города - рабфак.
Над центром города самолет сделал разворот и полетел в сторону Посопа. Полет проходил на высоте 450-500 метров, и курсант уже стал привыкать к необычной обстановке. Когда пролетели над железной дорогой, инструктор приказал Романову управлять самолетом самому. Я крепко взялся за ручку управления и твердо поставил ноги на педали ножного управления. Самолет у меня сваливался то вправо, то влево, опускал «нос» то выше, то ниже горизонта. Я «гонялся» за отклонениями самолета, но мне не удавалось его уравновесить в горизонтальном полете. У меня не хватало внимания, чтобы одновременно наблюдать за поведением крылатой машины, показаниями приборов, ориентирами на земле и возможными препятствиями в воздухе». Управлял самолетом он тогда всего три минуты, а весь ознакомительный полет продолжался минут 10-12. После третьего разворота самолет сделал далеко за железнодорожным вокзалом последний разворот над чистым полем и плавно пошел вниз по наклонной линии на посадку.
Сильное моральное воздействие на курсантов произвело их участие в первомайской демонстрации. Здесь Романов впервые увидел многолюдный поток празднично украшенных колонн, и среди них самой красивой была колонна курсантов аэроклуба. Она состояла из 200 курсантов, одетых в новенькую летную форму - темно-синие комбинезоны, хромовые шлемы с очками. Колонна прошла по Советской улице торжественным маршем, чеканя строевой шаг. Курсанты пели модную тогда песню:
Марш вперед, Воздушный Флот!
Красные пилоты,
Крепче руль держи в руках,
Все на самолеты!
Были в той колонне курсантов и девушки.
После первого полета, курсанты стали набирать навыки по самостоятельным полетам. Все лето 1939 года летали в разные районы республики: в Починки на реку Рудня, в Ичалки, в Большие Березняки с посадкой в пойме реки Суры. Из воспоминаний М.Я.Романова: «Еще никто, ни один человек из нашего села Ведянцы не был летчиком, никогда не поднимался в воздух даже в качестве пассажира. Мне потом писали родные, что когда  над селом пролетал самолет, то ребятишки кричали, что это летит Минька Романов…».
Весной 1940 года сдав экзамены в аэроклубе, группу выпускников в которой находился и Романов направили учиться в Энгельскую военно-авиационную школу пилотов (ЭВАШП). В школе они учились летать на самолетах Ут-2 и Р-5, которые являлись переходными для полетов на самолете СБ (скоростной бомбардировщик). Курсантов учили не только летать, но уделяли большое внимание физической подготовки. Проводились лыжные кроссы, стрельбы в тире и т.д. Тренировали все, и даже желудок. Как вспоминает М.Я.Романов: «…раз в неделю нас кормили «фронтовой» пищей: затирухой из муки, сухарями из ржаной муки и чаем…».  Сильное моральное воздействие на курсантов в том числе и на Романова произвело принятие воинской присяги. Из воспоминаний М.Я.Романова: «Мы ее принимали накануне 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Обстановка была создана торжественная. В празднично убранной казарме перед строем курсантов, стоящих по стойке «смирно», у накрытого красным материалом стола мы поочередно давали клятву Родине: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических республик, вступая в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Рабоче-крестьянскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Рабоче-крестьянского Правительства выступить на защиту своей Родины — Союза Советских Социалистических республик и, как воин Рабоче-крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честно, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».
Шел 1941 год, из занятий по политической информации и бесед  курсанты,  узнавали о сложной международной обстановке. Все понимали, что в воздухе «пахнет грозой». В ответ на это курсанты еще прилежнее учились, старались как можно больше узнать, приобрести навыки пилотирования, отличной стрельбы, которые так им пригодится на фронте.
Но как не готовились, а сообщение о войне для всех было неожиданностью. Из воспоминаний М.Я.Романова «Рано утром, после завтрака, 22 июня 1941 года все курсанты ЭВАШП построились в большую колонну и во главе со своими командирами с песней под духовой оркестр отправились купаться на Волгу. Пели «Тачанку», «Если завтра война»... и другие походные строевые песни. Наш путь был около пяти километров и проходил через улицы города Энгельса. День был солнечный и очень жаркий до 35 градусов. Природа, где происходило купание, была живописной. Широкая, около 200 метров лента бирюзово-лазурной воды разделяла песчаные берега. Густо растущие на правом берегу лиственные деревья красиво отражались в спокойной зеркальной глади воды. Из леса доносилось разноголосое пение птиц. Настроение молодых парней, расположившихся на песчаном плесе, было сугубо мирное. Их мысли были обращены в счастливое «курносое» детство.
Кто мог подумать тогда из нас, что сегодня, 22 июня 1941 года, казалось бы, в такой мирный день началась Великая Отечественная война. Был полдень. Уже восемь часов градом падали на советские города и села фашистские бомбы, снаряды, мины и пули. Уже рекой лилась кровь защитников нашей любимой Родины, а мы об этом пока ничего не знали.
Объявили нам о начале войны, когда мы возвращались, в свой гарнизон, после обеда примерно в 16 часов. Печальной болью отозвалось в наших сердцах это трагическое известие. Сначала была нервозность. По тревоге выстроились в казарме с противогазами и винтовками. Бегом побежали на стоянки самолетов СБ, которые были выстроены двумя ровными рядами близко друг к другу, крыло к крылу. Мы их рассредоточили поставили в шахматном порядке не ближе 50 метров самолет от самолета. Ввернули в землю стопора и прикрепили к ним самолеты В этой работе и прошел у нас остаток дня…».
В конце июля и в начале августа 1941 года из ЭВАШП стали отправлять небольшие группы курсантов по 10-15 человек на фронт в авиационные полки. Среди отправленных на фронт был и Василий Савинов близкий друг Михаила Яковлевича, они вмести были еще в Саранском аэроклубе. В первый же год войны Василий Савинов погиб.
9 сентября 1941 года,  группу из 80-ти выпускников ЭВАШП направили на продолжение учебы в Краснодарское объединенное военное авиационное училище (КОВАУ) учиться на командиров звена. Но молодые пилоты рвались на фронт. Командиры объяснили, что летчиков на фронте хватает, а вот хорошо обученных командиров звена мало. Да, и с приказом не поспоришь.  
13 сентября 1941 года группа из ЭВАШП прибыла в Краснодар. Сюда съехались летчики из различных школ: Ворошиловградской, Тамбовской, Кировоградской и т.д. Всех прибывших стали называть слушателями КОВАУ. Уже в октябре приступили к теоретическим занятиям. Упор был сделан на изучение главным образом тактики боя, взаимодействию авиации с различными родами наземных войск. Детально изучали вооружение самолетов и их применение в различных условиях боя. Разбирались критические ситуации, которые могли бы возникнуть в полете.
Из воспоминаний М.Я.Романова: «Учеба шла в напряженной и с каждым днем все более угнетающей обстановке. Угнетала и огорчала нас тогда сдача все новых и новых городов фашистам. Как-то в конце октября во время занятий в аудитории на 4-м этаже мы услышали большой силы взрыв. Стекла задрожали. Мы посмотрели в окна — это был фашистский самолет-истребитель, разведчик, который сбросил бомбу на железную дорогу и, круто маневрируя среди разрывов зенитных снарядов, спикировал вниз и улетел на бреющем полете в северо-западном направлении. Так мы впервые увидели настоящего врага, а до этого представление о нем было только теоретическое.
Вскоре на наше училище был совершен ночной бомбардировочный налет. Я эту страшную картину наблюдал, стоя на посту у материального склада в карауле. Сначала было видно яркое пламя, а затем оглушительной силы взрывы, от которых даже земля под ногами дрожала. Бомбометание было точное. Одна бомба разорвалась рядом с санчастью, вторая — попала в окно столовой, повредив более сотни столов и табуреток, сгрудив их в один угол. Но жертв, к счастью, не было. Другие бомбы разорвались также недалеко от здания, сделав большие воронки.
После этого случая нам было приказано спать ночью в больших специальных землянках, которые находились в трех километрах от основных зданий училища, на окраине аэродрома. Утром мы приходили в городок, завтракали, занимались, обедали, опять занимались и после ужина шли ночевать в свои землянки».
Фронт все ближе подходил к городу Краснодару. Пришел приказ эвакуировать КОВАУ. Материальную часть погрузили в товарные вагону, слушателей - в пассажирские и отправили на восток. Конечным пунктом пребывания стал город Агдам, где был размещен штаб училища, а учебные эскадрильи рассредоточились по горно-степным аэродромам.
Учеба проходила в очень сложных условиях. Фашисты рвались к Сталинграду и на Кавказ. 10 августа 1942 года наши войска оставили Майкоп, 11 августа –Краснодар, 25 октября – Нальчик. Бои шли у Новороссийска, на Тереке, на Клухорском и Санчарском перевалах главного Кваказского хребта. Слушатели один за другим стали писать рапорты об отправки на фронт. Но командование решительно отвечало: «Надо научиться ждать, придет и ваша очередь».
Слушатели не только учились летать, но в экстренных случаях всегда были готовы прийти на помощь гражданскому населению. Из воспоминаний М.Я.Романова: «В разгар летней жары от сильного паводка в результате дружного таяния снегов в горах вышли из строя водозаборные устройства на реке Араке для оросительного канала имени Серго Орджоникидзе. Хлопковые и рисовые поля остались без воды, что поставило посевы на орошаемых полях под угрозу гибели. По просьбе властей Агджабединского района Азербайджанской ССР наше командование направило нас, группу в количестве 20 слушателей, на ликвидацию этой аварии. Мы работали двое суток день и ночь, в воде сооружая специальную дамбу под углом к берегу реки Араке, чтобы поднять уровень воды у входа в канал и чтобы вода потекла по каналу на поля.
Это была борьба со стихией. Вода в реке шириной до 500 метров текла с такой большой скоростью, что ворочала большие камни, стуча ими, как у черта в кузнице. Мутная, пополам с желтым илом, вода пенилась в реке, бесновалась и ревела, как дикий разъяренный зверь. Чтобы друг друга слышать, приходилось кричать на ухо во все горло или объясняться жестами. Человек, заходивший по пояс в воду, не мог устоять на ногах, его сносило течением реки, как пушинку. В этих условиях нашу дамбу тоже сносило несколько раз прямо у нас на глазах. И каждый раз мы начинали ее строить заново, прибавляя балласта камней в деревянные козлы с металлической сеткой (опоры дамбы).
С другой стороны реки Араке, с его противоположного крутого берега, за нашей работой наблюдал всадник с винтовкой, иранский пограничник (в этом месте наша госграница с Ираном проходила посередине реки). Поставленную задачу наша группа слушателей училища выполнила».
Однажды Михаил Яковлевич находясь в карауле был свидетелем трагического случая гибели экипажа самолета «…на моих глазах в считанные доли секунды разбился самолет СБ. День был солнечный, даже очень жаркий. Вдруг из голубизны осеннего неба, откуда-то с севера внезапно появился серебристый самолет СБ. По его поведению было видно, что с ним что-то случилось. Он, не выполняя летных правил, с правым разворотом уже на низкой высоте заходил на посадку. И вдруг на самой границе аэродрома самолет камнем падает вниз на землю, с грохотом разлетаясь на отдельные куски.
Мы прибежали к месту, где упал самолет, около 500 метров от нас, и увидели страшную картину: летчик, штурман и стрелок-радист уже мертвые. Крылья, фюзеляж, хвост и моторы самолета изуродованы от сильного удара о землю и разбросаны в радиусе до 50 метров.
Место происшествия быстро взяли под охрану и начали расследование причин этой катастрофы. Позже мы узнали, что экипаж этот летал на боевое задание бомбить немецко-фашистские войска. Самолет был поврежден огнем зенитной артиллерии. Во время захода на посадку потерял скорость и свалился в штопорное положение на правое крыло и упал на землю. Все слушатели переживали и долго были под впечатлением этой катастрофы». Это был первый случай гибели экипажа и самолета, увиденный своими глазам. Потом на фронте это будет случатся чаше.
В мае 1943 года КОВАУ передислоцировался из Агдама в Грозный. Эскадрильи разбросали по полевым аэродромам Грозненского авиаузла. Полевой аэродром, где базировалась эскадрилья Романова, находился в 45 километрах от Грозного. Из слушателей была отобрана группа 15 человек, куда вошел и Романов. Они приступили к полетам на Ил-2. Пилоты быстро осваивали Ил-2, всем хотелось быстрее попасть на фронт. Они научились бомбить с пикирования на полигоне, стрелять из пушек и пулеметов по наземным целям и стрелять из пулеметов ШКАС по воздушной цели.  В сентября 1943 года в училище пришел приказ, окончившим полную программу Грозненского объединенного военного авиационного училища 11 пилотам присвоено воинское звание «лейтенант» с представлением права занимать должность командира звена.
26 сентября 1943 года группу, куда входил и лейтенант Романов отправили в авиационную часть в г. Куйбышев. В городе они долго не задержались 17 октября 1943 года их отправили в Москву в распоряжение штаба Военно-воздушных Сил РККА.
С 1944 года Михаил Яковлевич Романов на фронте в составе 565-го штурмового авиаполка 224-й авиационной дивизии. Весной 1944 года наши войска вели ожесточенные бои. Летчики летали на прикрытие наших войск, уничтожение техники и живой силы противника. Однажды эскадрилья, куда входил и Романов получила приказ уничтожить выходящих из окружения танковые части противника. Вылетели группой самолет Романова замыкающий. При подходе к цели заработали вражеские зенитки. Заградительный огонь был настолько плотный, что у многих было сомнение, «пройдем ли к цели». Но, группу вел опытный летчик. Нашим не только удалось пройти через огонь вражеских зениток, но и точно поразить противника. В этом бою самолет Романова получил серьезные повреждения. Но не смотря на это, он не только успешно отбомбился, но и в воздушном поединки с «мессером» сбил его. Вернувшись на свой аэродром механики в самолете Романова, насчитали 8 снарядных пробоин.
За участие в Проскуровско-Каменец-Подольской операции Михаил Яковлевич Романов получил свой первый боевой орден – Красной Звезды.
Осенью 1944 года начались полеты над Карпатами. Здесь противник создал мощный укрепленный район. Из-за ограниченных возможностей использования в горах танков и артиллерии было решено активно использовать активно штурмовую авиацию -  как для разведки и уничтожения материальной части противника, так и для непосредственной поддержки нашей пехоты.
Штурмовая авиация летала все больше над равниной, опыта полетов в горно-лесистой местности у нее не было. Как могли командиры инструктировали своих подопечных. Если над ровной местностью, чтобы обнаружить противника нужно было применить бреющий полет, то здесь в горах стали применять фотографирование с высоты 2500-2000 метров. Было очень трудно. Тем не менее, наши штурмовики с поставленной задачей справились.
8 сентября 1944 года началась операция по преодолению Карпат. Романов водит группы из 6-8 самолетов на штурмовку позиций врага. Он участвовал в поддержке наземных войск по овладению Русским перевалом. Применяли «психическую атаку» на врага. Израсходовав все бомбы и патроны делали еще несколько заходов над позициями врага, чтобы ревом мотора оглушить противника, деморализовать его психику, прижать к земле.
Затем были бои на территории Польши и Чехословакии. За годы войны М.Я.Романов совершил 129 боевых вылетов. Участвовал в Проскуровско-Черниговской операции – 11 боевых вылетов, Львовско-Сандомировской – 30 боевых вылетов, Карпатской - 24 боевых вылета, Краковской - 34 боевых вылета, Моравко-Островской - 25 боевых вылетов, Пражской - 5 боевых вылетов.
7 апреля 1945 года за 110 успешных боевых вылета представлен к званию Героя Советского Союза, 29 июня 1945 года  был удостоен звания Героя Советского Союза награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Михаилу Яковлевичу Романову было 23 года, когда закончилась война. В 1946 году он уволился в запас из вооруженных сил СССР.  Из воспоминаний М.Я.Романова: «Ясно было только одно, что надо учиться, получить гражданскую специальность. И с этой целью я поехал в город Куйбышев, где жили мои родственники. В октябре 1946 года устроился на работу заместителем директора ремесленного училища по культурно-воспитательной работе. Одновременно поступил в  10-й класс Куйбышевской железнодорожной школы, Весной 1947 года Куйбышевский горисполком дал мне восьмиметровую комнату. Летом я окончил 10-й класс и получил аттестат зрелости. С 1-го сентября 1947 года по рекомендации партийных органов я был зачислен на учебу в  Куйбышевскую областную двухгодичную партийную школу. В сентябре 1948 года поступил учиться заочно на исторический факультет Куйбышевского пединститута.
Летом 1949 года окончил Областную партийную школу и был направлен на работу инструктором Отдела партийных, профсоюзных и комсомольских организаций Куйбышевского горкома ВКП(б). Осенью 1951 года меня перевели на работу инструктором Куйбышевского обкома партии. В 1953 году я окончил истфак Куйбышевского пединститута. Осенью 1953 года меня назначили на должность заместителя заведующего Отделом административных и торгово-финансовых органов Куйбышевского ОК КПСС, а в феврале на должность тем же отделом. Приходилось заниматься вопросами здравоохранения, социального обеспечения, общественного порядка и т.д. Работа была напряженная и интересная, насыщенная жизненно-важными событиями.
За десятилетия, которые мне посчастливилось работать в аппарате горкома и обкома партии, лицо города Куйбышева и области сильно изменилось. Выросли новые заводы, города, кварталы жилых домов, школы, больницы. В такой обстановке бурного строительства и созидания очень приятно работать, ощущать, что ты являешься участником большого важного дела. Особенно я почувствовал это., когда был представителем обкома партии на строительстве Куйбышевской ГЭС.
На реке Волге в районе Жигулевских гор велось строительство Куйбышевской ГЭС имени В. И. Ленина. Мне довелось стать участником большого исторического события – перекрытия русла реки Волги. В составе бригады обкома КПСС из пяти человек во главе с товарищем Н. В. Банниковым в течение 15 дней оказывали помощь управлению и парткому «Куйбышевгидростроя». Мы координировали действия стотысячной армии строителей, которые должны были обеспечить работы по перекрытию основного русла реки Волги.
У меня сохранился листок многотиражки «Гидростроитель» от 23 октября 1953 года. Этот номер многотиражки запечатлел исторический момент строительства ГЭС. На первой полосе крупными буквами напечатано: «Сегодня начинается затопление котлована гидроэлектростанции. По планам партии, по воле народа - могучая русская река Волга изменяет свое вековое течение».  И на второй полосе: «Завершается важный этап по возведению гидроузла. Но наша задача – не останавливаться на достигнутом результате, а настойчиво двигаться вперед к достижению поставленной цели. Пустить в декабре  этого года первые агрегаты Куйбышевской ГЭС и послать по проводам с берегов Жигулевского моря промышленный ток в столицу нашей родины – Москву…».
Куйбышевская областная парторганизация очень много сделала для моего дальнейшего формирования и роста. Она дала мне образование. Радушно приняла в свои ряды. Научила работать.
Затем меня перевели в Москву. В 1960-1963 годах я был сначала на ответственной партийной работе в центральном аппарате, а затем на руководящей советской работе в госаппарате РСФСР.
В сентябре 1963 года был направлен на работу начальником политотдела Московского транспортного управления гражданской авиации. Занимался вопросами совершенствования ввода и освоения вновь выстроенных зданий аэровокзалов в аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево…
Мне лично посчастливилось в том отношении, что за пять лет работы начальником политотдела в подразделениях Управления не было катастроф самолетов…
Очень много труда было вложено коллективом Управления в подготовку и участие в проведении 9 июля 1967 года авиационного парада в ознаменование 50-летия Великого Октября в аэропорту Домодедово.
В связи с ухудшением состояния здоровья я вынужден был в конце декабря 1968 года оставить работу в Московском транспортном управлении гражданской авиации. Я стал персональным пенсионером союзного значения…».
Но, долго отдыхать он не мог и вот  снова в строю.  Местом  новой работы стало Главное архивное управление при Совете Министров СССР. Именно здесь Михаил Яковлевич, раскрылся как исследователь. Он начал писать историю своего села Ведянцы. Результатом этой кропотливой работы увидела свет книга «Село старинное – Ведянцы». Михаил Яковлевич Романов много работал по увековечиванию памяти своих земляков. Ему удалось уточнить еще 10 человек. С учетом дополнительных данных общие потери на фронтах Великой Отечественной войны из села Ведянцы  не 223, а 234 человека.
Выступая как-то перед школьниками Михаила Яковлевича спросили – Как, по вашему мнению, из чего слагается понятие – Родина и как воспитывается любовь к ней? И вот, что сказал ветеран: «Родина —  понятие общее и конкретное, материальное и духовное а также историческое. Родина —  это страна, ее территория, природные богатства. Но главным богатством являются люди, их ум, труд, наука, народное хозяйство, культура, искусство. История народа, его прошлое и настоящее, мечты и планы людей на будущее.
В то же время Родина —  это то место, где ты родился. Конкретный город, поселок, село. Это твои родные, поля, леса, реки, дороги, тропинки где прошло твое детство, юность и дальнейшие годы. Это твои родители, друзья и товарищи, с которыми идет твоя учеба, работа и вся жизнь.
Воспитание же чувства любви к Родине начинается с раннего детства и продолжается всю человеческую жизнь. Это чувство воспитывается в процессе общения людей, их учебы, труда и отдыха. Очень большое значение в этом деле принадлежит школе, пионерской, комсомольской и другим общественным организациям.
Каждая прочитанная книга, просмотренная кинокартина, постановка в театре или клубе, каждая беседа или просто доброе слово, если они воспитывают уважение к человеку, к его труду, к свободе, к хорошим и красивым поступкам, значит, они одновременно воспитывают и чувство любви к Родине...».
В.М.Ковшова - заместитель директора по научной работе МБУК «Мемориальный музей военного и трудового  подвига 1941-1945 гг», кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РМ.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (22.08.2017)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz