Авиационный полк - воинская часть, основная тактическая единица, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач. Авиационные полки бывают: бомбардировочные, дальнебомбардировочные, истребительно-бомбардировочные, истребительные, разведывательные, армейской и транспортной авиации. А также существовали запасные полки, которые готовили летчиков для вышеуказанных полков. Одним из таких полков, был 46-й запасной авиационный полк (далее зап - авт.), который в 1942 - 1946 гг. размещался в Алатыре и готовил пополнение для военно-воздушных сил Красной Армии. Всего в Алатыре на базе 46-го зап было сформировано 50 авиационных полков различного назначения, что составляет 12 полнокровных воздушных дивизий. Одна из его эскадрилий была расквартирована в городе Ардатов Мордовской АССР. Здесь обучали летный состав и каждые три месяца 200 пилотов и штурманов на 100 самолетах отправлялись на фронт. Подготовка летчиков велась в основном ночью, так как назначение этой авиации было не давать передышки врагу в ночное время.
Во время обучения из-за ошибок пилотов или отказов материальной части происходили авиационные катастрофы. Так известно, что 7 февраля 1943 года во время ночного полета потерпел аварию самолет. В результате погиб сержант Иван Степанович Мамчур 1922 года рождения (Каменец-Подольская обл., Красиловский р-н, с. Веремеевка; призван в 1940 году Осипенковским ГВК) и еще трое летчиков, у которых известны лишь фамилии: Артамонов, Вольский, Логинов. В 1956 году на могиле был установлен памятник-надгробие работы скульптора М.И. Нефедова, (племянника С.Д.Эрьзи). Через обучение в 46-м зап прошло немало ставших известными всей стране людей. В их числе Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев, который родился 8 июля 1917 года в посёлке Торбеево, ныне посёлок городского типа (Республика Мордовия), в семье крестьянина. В 1933 окончил 7 классов, в 1938 году — Казанский речной техникум и аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско-Финляндской войны 1939—1940 годов, выполнил 3 боевых вылета. С 23 июня 1941 года младший лейтенант М. П. Девятаев в действующей армии. Сражался на Западном, Юго-Западном, Центральном, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах в составе 163-го истребительном авиационном полку, 1001-го отдельного санитарного авиационного полка и 104-го гвардейского истребительного авиационного полка. В начале 1943 года будущий герой после излечения в госпитале был направлен в 46-й зап для обучения на У-2/По-2. 2 апреля 1943 года лейтенант Девятаев, убыл из Алатыря на фронт в распоряжение командира 1001-го отдельного санитарного авиационного полка. В марте 1944 года М.П. Девятаев вернулся в истребительную авиацию и 13 июля 1944 года в неравном воздушном бою был сбит. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен. 8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила фашистский бомбардировщик Heinkel He 111 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Через 2 часа самолёт был посажен в расположении советских войск. С ноября 1945 года гвардии старший лейтенант М. П. Девятаев — в запасе. С 1946 года работал в Казанском речном порту капитаном пассажирских судов на подводных крыльях. 15 августа 1957 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза. Автор книг воспоминаний: «Полёт к солнцу», «Побег из ада». Умер 24 ноября 2002 года, похоронен в Казани. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями. Постоянным и переменным составом 46-го зап за период Великой Отечественной войны выполнено: налета — 93342 часа, посадок — 285977 (в среднем 212 посадок в сутки). За период подготовки летчиков на полигон полка сброшено 38768 практических бомб (бомб без заряда), всего для нужд полка за 3 года было перевезено 46839 штук различных авиабомб, что составляет 66,5 вагона, или 1980 тонн. За годы Великой Отечественной войны 46-м ЗАП получено с авиационных заводов городов Казань и Шумерля, поселка Козловка и отправлено на фронт 6955 самолетов По-2 Су-2, Ут-2, Як-6. 10 февраля 1946 года распоряжением Генерального штаба Красной Армии № ОРГ 10/14155 полк был расформирован. После расформирования полка его знамя и грамота к нему сданы в музей Красной Армии, в настоящее время они бережно хранятся в знаменном фонде Центрального музея Вооруженных сил в Москве среди 28 тысяч таких же реликвий истории нашего государства. Сусарева А.Ю. - научный сотрудник экспозиционного отдела Мемориального музея. |