В этом 2013 году мы будем отмечать 68-ю годовщину Великой Победы. 1418 дней и ночей шло сражение советского народа за свободу и независимость нашей Родины. Великая Отечественная война породила сотни, тысячи людей, совершивших легендарные подвиги. Массовый героизм советских воинов был нормой поведения в бою. Более 100 уроженцев Мордовии были удостоены в годы войны звания Героя Советского Союза. Немало среди героев было отважных летчиков. Их подвигами, их жизнями страна шаг за шагом обретала господство в небе. Это господство было залогом превосходства над врагом на земле. Подвиги летчиков, их имена — это вехи нашего тяжелого пути к Победе. Сегодня мне хочется рассказать о летчике-бомбардировщике, Герое Советского Союза Рубцове Анатолии Петровиче. Он родился 22 мая 1914 года в селе Пайгарма Рузаевского района Мордовии в семье железнодорожника. После окончания семи классов, учился в фабрично-заводском училище в Оренбурге. В 1932 году окончил Иркутскую авиационно-техническую школу, а в 1940 году — Энгельсскую авиационную школу. Великая Отечественная война застала Анатолия Петровича молодым военным летчиком. В первые дни боев его самолет был сбит над территорией, занятой врагом. Немало километров пришлось пройти, немало испытаний пришлось перенести Рубцову, чтобы перейти линию фронта, добраться до своих и снова попасть в авиацию. С июля 1942 года он вновь в рядах действующей армии. Командир звена 4-го авиаполка 3-й авиадивизии дальнего действия (АДД) капитан А. Рубцов к октябрю 1942 года совершил на своем ИЛ-4 60 успешных вылетов в глубокий тыл врага на бомбардировку Берлина, Кенигсберга, Будапешта, Данцига, Варшавы и других городов. Массированные бомбардировочные удары были нанесены по военно-промышленным объектам, находящимся в глубоком тылу врага. Эти вылеты были продолжительностью от 7 до 11 часов и требовали от летчиков выносливости и большого мастерства. «Самолеты вышли строго к цели...» - это легко сказать или написать. Невозможно представить всю сложность каждого тысячекилометрового полета ночью, во тьме, без видимых ориентиров, в облаках, в тумане, когда единственными указателями являются приборы и счетная линейка. Летчик ведет самолет от своего аэродрома. На карте это точка. Надо пройти вслепую более тысячи километров и найти вторую такую же точку. Но это уже немецкий город, завод, поезд, колонна танков. Достаточно уклониться с места на долю градуса, чтобы уйти от цели на много километров. Полеты эти были тяжелыми не только по метеорологическим условиям, по дальности, а еще и потому, что цели, которые предстояло бомбить, очень сильно защищались противником. За образцовое выполнение заданий командования по уничтожению вражеских стратегических объектов в глубоком тылу противника и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета от 31 декабря 1942 года Анатолию Петровичу Рубцову было присвоено звание Героя Советского Союза. Высокая награда Родины еще более окрылила Анатолия Петровича. Не зная устали, в сложных условиях зимы и весны 1944 года громил он фашистов в глубине Германии — далеко от линии фронта. Мужество и отвага заместителя командира полка были отмечены орденами Суворова, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. После окончания Великой Отечественной войны А.П. Рубцов продолжал службу в Военно-Воздушных силах. Окончил курсы при Военно-воздушной академии. Все силы, весь богатый опыт отдавал делу обучения и воспитания первоклассных летных кадров, укреплению оборонной мощи страны. 21 августа 1954 года полковник Анатолий Петрович Рубцов погиб при выполнении учебного полета. У боевой машины, в кабине которой находился экипаж Рубцова, отказали двигатели. Членам экипажа было приказано оставить самолет. Сам командир, во что бы то ни стало, пытался спасти новую боевую машину. К сожалению, сделать этого не удалось. Похоронен отважный летчик на месте гибели — в г. Мелитополь (Украина).
Татьяна Яковлева главный хранитель фондов Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов.