История военного духовенства в нашей стране уходит своими корнями в эпоху зарождения и развития войска дохристианской Руси. В 988 г. киевский князь Владимир провозгласил христианство государственной религией Руси. Христианский Бог стал верховным повелителем князей, благословляющим их княжение, помогающим дружине в походах. В обычаях князей и воевод стало не только испрашивать благословение епископа или священника перед битвой, поскольку это способствовало мобилизации верующих воинов на сражение, но и брать священников в поход. Особенно показателен в этом смысле пример преподобного Сергия Радонежского, который своим пастырским словом подвигнул Русь на победоносное поле Куликово. По его благословению в сражении приняли участие монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые формально не имели права брать в руки оружие. В борьбе за независимость и государственную целостность Россия совершенствовала свои вооруженные силы, в результате к середине XVI в. было сформировано постоянное стрелецкое войско. В XVII в. стрелецкое войско насчитывало 20-25 тыс. человек, являлось внушительной силой и при необходимости «усиливалось» духовенством. Так, в Казанском походе Ивана IV Грозного участвовал настоятель Благовещенского собора протоиерей Андрей «с причтем церковным». В этот период разрабатывается и закрепляется в уставах единый порядок несения военной службы. Устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1647 г.) - первый известный документ, в котором упоминается полковой священник. Таким образом, первые полковые священники появились в российском воинстве не позднее периода царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). В первой четверти XVIII века Петр I произвел реорганизацию вооруженных сил России. Были упразднены дворянское ополчение и стрелецкое войско. В этот период вводится единая система военного обучения и воспитания войск, совершенствуется работа по их духовному окормлению. В 1716 г. впервые в уставах появляются отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение, обязанности и основные формы деятельности. С развитием армии и флота священников требовалось все больше. В связи с этим в 1721 г. ответственным за подбор и назначение священников в армейские полки и на корабли стал Священный Синод, который поручил епархиальным архиереям отбирать кандидатов для войск и флота из числа священников «искусных, благонравных и примерных». Эта система комплектования и финансирования военного духовенства позволила значительно повысить эффективность религиозно-нравственного воспитания воинов. При этом круг обязанностей священника был ограничен твердым предупреждением: «Больше ни в какие дела не вступать, ниже что по воле и пристрастию своему затевать». Таким образом, при Петре I был создан и начал функционировать институт военного и морского духовенства Русской армии и флота как централизованная организация, предназначенная для отправления религиозных таинств и обрядов в армии и на флоте, обучения и нравственного воспитания военнослужащих. Определяя войну вообще как бедствие и несомненное зло, русская православная церковь считает войны в защиту Отечества священными, а погибающих на них воинов - совершающими подвиг жертвенной любви к Родине. Знамя полка считалось полковой святыней, которую нужно защищать до смерти. Священной для воина была и Присяга. Ритуал ее принятия - на Евангелии - носил религиозный характер. Нарушение Присяги считалось большим грехом перед богом и людьми. Много усилий прикладывали священники для воспитания у воинов чувства дружбы и братства в полку, уважения и повиновения командирам и начальникам. Оставление своей части считалось большим позором для воина. В зависимости от конкретных условий боевой обстановки, характера задач, решаемых войсками, места части в боевом порядке священники находились на перевязочном пункте, а когда требовала обстановка, находились на передовой. После Февральской революции 1917 г. военное духовенство продолжало выполнять свою работу. Но с приходом к власти большевиков отношение к религии и священнослужителям резко изменилось. Декретом народного комиссара РСФСР по военным делам № 39 от 16 января 1918 года институт военного духовенства в вооруженных силах был упразднен. В годы гражданской войны военные священники остались только на стороне противников советской власти. Из опыта функционирования института военного духовенства в Русской армии можно сделать следующие выводы: 1. Полковой священник был главным организатором духовно-нравственного и патриотического воспитания военнослужащих Русской армии во второй половине XIX - начале XX в. Большой вклад в это направление воспитательной работы внесло и духовенство других религиозных конфессий Российской империи. 2. К началу XX века в Русской армии сформировалась четкая структура духовной службы. Были определены штаты и обязанности духовных лиц всех уровней иерархической структуры. 3. Были определены роль и место полкового священника в духовно-нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих, как в мирное время, так и в военное. 4. Большая работа была проделана правительством и Священным Синодом по материальному обеспечению военного духовенства. 5. В Русской армии во второй половине XIX - начале XX в. был накоплен богатый опыт взаимоотношений военного духовенства основных религиозных конфессий России. В трудные для страны годы Великой Отечественной войны представители религиозных объединений внесли свою лепту в дело достижения победы над фашизмом. Так, 5 января 1943 г. митрополит Сергий послал И.В. Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы деньги, пожертвованные в храмах на нужды войны. 5 февраля Председатель СНК дал свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил Церковь за ее труды. В начале 1943 г. И.В. Сталин и его ближайшее окружение пришли к окончательному решению о необходимости приступить к нормализации государственно-церковных отношений. Взаимодействие современных Вооруженных Сил РФ с религиозными объединениями началось в начале 90- годов XX века. В этот период стал проявляться интерес различных конфессий к Вооруженным Силам. Начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с командованием частей. Появились новые общественные организации, которые провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих. 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации принял решение о воссоздании в Вооруженных Силах России института военного духовенства. Очевидно, что это эпохальное для Вооруженных Сил событие стало закономерным следствием развития государственно-церковных отношений в нашей стране на основе современного законодательства в интересах взаимодействия государственных структур и религиозных объединений в социальной, культурной и иных сферах жизни общества. Опыт веротерпимости, присущий Русской армии, отсутствие в ней попыток обратить других в свою веру и дискриминации по религиозному признаку, а также стремление удовлетворить религиозные потребности воинов применимы и в современных условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Российские военнослужащие нуждаются в формировании нового духовного потенциала, основанного на тех общих принципах, на которых строилась и создавалась Русь, развивалась Россия, укреплялись ее Вооруженные Силы - на любви к своей Родине, на исполнении общественного долга, соблюдении достоинства и чести, уважении мировозренческого выбора и личных убеждений каждого военнослужащего.
И.Е. Чуркаев - начальник отдела по работе с гражданами РМ государственной службы при Президенте РФ.