Вторник, 24.12.2024, 05:11
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 542
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Воспоминания участницы Великой Отечественной войны Кокиной Александры Алексеевны (продолжение)
Воспоминания участницы Великой Отечественной войны
Кокиной Александры Алексеевны
 (продолжение)

Не успели приехать на станцию Винница, как началась бомбежка. От страха Шура с Раей побежали куда глаза глядят. Утром увидели, как пылал город и станция. «Нас с Раей заставили засыпать воронки после бомбежки. Мужчины таскали шпалы и восстанавливали железнодорожное полотно. Огляделись. Куда девались еще четверо? Ведь они прятались в бомбоубежище...». Оказалось, что воспользовавшись бомбежкой, они сели в состав, отправляющийся на Восток, и уехали домой. Дома на родине этих четверых ожидал трибунал. Они не учли того, что железная дорога на всей территории Советского Союза находилась на военном положении. Двоих, Веру и Володю, осудили на 7 лет условно и возвратили назад на Украину. У Таисии был маленький ребенок и ее оставили на родине. Второго Володю Боронина отправили на фронт.
Шуру с Раей, которые имели профессию осмотрщиков - автоматчиков направили на работу в ПТО (пункт технического обслуживания) 3-го вагонного участка ст. Гречаны.
Узловая станция Гречаны была прифронтовой полосой и играла в стратегическом плане большую роль, чем город Проскуров (ныне Хмельницкий). Она была и приграничной полосой, за ней в нескольких километрах была Польша. Немцы бомбили ее уже в первый день войны, и весь удар был направлен не столько на Проскуров, сколько на Гречаны.
После освобождения Украины от фашистских захватчиков в Юго-Западном направлении шли поезда с тяжелой военной техникой, снарядами и нашими солдатами.
Встретили «кацапов», как называли их местные жители, мягко говоря, настороженно.
Во время Великой Отечественной войны Гречаны были в поле особого внимания немецких оккупантов. Однако это не помешало местным железнодорожникам уже в 1941 году создать подпольную антифашистскую группу, которая выводила из строя технику, срывала движение поездов, проводила другие диверсии. Но некоторые украинцы высказывались против Советов и говорили, что при немцах им жилось лучше.
Хотя немцев выбили из Украины, и наши войска гнали их с польской земли, они не сдавались, бомбили военные эшелоны, чтобы как-то ослабить мощное наступление Советской Армии. И что характерно, бомбили именно военные составы, которые шли на Запад.
Александра Алексеевна стала свидетельницей многих фронтовых событий. Она вспоминает: «По железнодорожным путям часто ходила сгорбленная старушка и что-то бурчала себе под нос. Все рабочие говорили, что она ненормальная, и якобы у неё на фронте погиб сын, и она постоянно его звала «Вовка….». А когда железнодорожники получали хлеб, она стояла с протянутой рукой, и у кого был довесок, отдавали ей. И Шура тоже неоднократно отдавала свой довесок старушке. Однажды, придя на работу, ей сказали, что поймали шпионку. Рядом с железной дорогой располагалась часть зенитчиков. Их территория была обнесена колючей проволокой. Они то и заметили, как юрко «старушонка» подлазила под колючую проволоку и пробиралась к их орудиям. Когда ее схватили, то оказалась, что это была вовсе не старуха, а молодая немка лет двадцати трех. При ней под фуфайкой оказалась рация и, как потом выяснилось, она была связана с одним из дежурных по станции, который был оставлен немцами на покинутой ими территории. Вот они то и руководили диверсионными действиями на станции Гатчина.
Комсомольцы ПТО 3-го вагонного участка ст. Гречаны избрали Александру Фадееву своим вожаком. В организации было всего 7 человек: пять русских и два украинца. Местная молодежь, боясь возвращения немцев, наотрез отказывалась вступать в комсомол. И часто вдогонку грозили комсомольскому вожаку: «Вот вернуться нимцы, вас, комсу повисят...».
На территории Украины, освобожденной советскими войсками, Шура чудом спаслась во время бомбежки. Ночью, когда она заступила в ночную смену, начался авианалет. Фашисты сбрасывали мины и бомбы. Старший мастер, дядька Панас, который всегда своим видом давал понять, как он не уважает русских, а уж комсомольцев и подавно, схватил Шуру за руку, когда остальные девчата побежали в ближайшее бомбоубежище (примерно метров 500 от железной дороги). Рядом раздался взрыв, она упала, ее засыпало землей и галькой, она хотела подняться, но ее кто-то с силой толкнул в горячую воронку и упал на нее. Она испугалась и стала сопротивляться. Но тут услышала хриплый голос дядьки Панаса: «Лежи смирно, дивчина!» Когда улетели фашистские самолеты, и они выбрались из воронки и направились к дежурке, она увидела разрезанную осколком снаряда фуфайку дядьки. Она поняла, что он спас ей жизнь. А чуть позже, когда рассеялся дым, увидели трупы восьмерых девчат, которые не успели добежать до бомбоубежища и были срезаны фашистской миной. Хоронили девчат там, в украинской земле, хотя они были командированы из разных городов и сел России.
Железнодорожники прилагали все усилия, чтобы преодолеть имеющиеся трудности. Партийная и комсомольская организации ПТО проводили большую массово-политическую работу в трудовом коллективе, все внимание было нацелено на то, чтобы военные эшелоны, следующие на Запад, благополучно дошли до следующей станции. Диверсанты, оставленные немцами, вредили как могли. Они подсыпали песок в буксы, и когда поезд разгонялся, они горели, и вагон со снарядами взрывался, и военный эшелон уходил под откос. Часто диверсанты перекрывали воздух в составе, и эшелон не мог тронуться с места. Отправление эшелона задерживалось, и осмотрщикам снова необходимо было бежать по всему составу и проверять тормоза. Поэтому комсомольцы и молодежь решили выходить и осматривать вагоны втроем или даже вчетвером, растягиваясь по составу «на взгляд». На осмотр военного поезда отводилось 2 - 3 минуты и не дай Бог «недосмотр» - военный трибунал. Часто старые поездные мастера (украинцы) отказывались ехать сопровождать военные эшелоны, участились случаи убийства. А эшелон без мастера не имели права отправлять со станции, и тогда начальник ПТО военно-эксплуатационного отделения (ВЭО) № 1439 посылал секретаря комсомольской организации Сашу Фадееву сопровождать военные эшелоны на территорию Польши. Именно посылал, не отдавая приказа и не фиксируя их. Дело в том, что поездной мастер нес ответственность за весь состав и должен был иметь специальный допуск к сопровождению. А путь был неблизкий и нелегкий. Он пролегал по освобожденным землям, где несколько лет хозяйничали захватчики, где дороги порой были восстановлены, как говорят, на живую нитку. Доставлять все надо было быстро и скрытно. Противник не должен был знать, какой груз в эшелоне.
Когда  Государственный Комитет Обороны своим постановлением объявил шесть дней декабря 1944 и три дня января 1945 г. днями усиленной погрузки угля, в этот период на ряде железных дорог запрещалось что-либо грузить, кроме угля, крепежного леса, металлургического сырья и воинских грузов. Комсомольцы после смены проверяли грузы всех эшелонов, и если в вагоне был какой-то другой груз, отправляли в тупик.
Комсомольцы и молодежь станции Гречаны развернули борьбу за сокращение времени нахождения вагонов на подъездных путях, оказывали помощь в очистке путей от снега, ремонте подвижного состава.  Проводимые меры способствовали повышению дисциплины, которая была военной.  Железнодорожники выполнили огромный объем перевозок войск и материально-технических средств в районы военных действий: дни и ночи непрерывно шли поезда к передовой, вагоны быстро проверялись и составы уходили на Запад.
Праздник Победы 9 мая 1945 года был радостным и счастливым от мысли, что скоро домой на родину. В Мордовию Александра вернулась через год после Победы. Целый год поезда шли назад с военной покореженной техникой, с солдатами-победителями.
/Приказ № 30. Фадееву А.А. уволить по семейным обстоятельствам ввиду вступления в брак, разрешение на увольнение зам. В. Каневский от 28.05 мая 1946г./ Она вышла замуж за офицера Советской Армии.
В 1947 год окончила Саранское педучилище и началась ее педагогическая деятельность на поприще народного образования. По направлению Ромодановского райкома комсомола работала старшей пионерской вожатой в Трофимовской школе, затем в Куриловском детском доме, позже в Первомайской средней школе, а с 1950 года местом ее работы становится Красноузельская железнодорожная школа №10. За работу в качестве пионервожатой она награждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшему пионерскому вожатому» (Удостоверение № 988 от 05.02.1955 г), награждена Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. (Удостоверение № 6935) «За активную работу с пионерами».
С 1956 года работала 33 года учителем начальных классов. Уйдя на пенсию, Александра Алексеевна еще 16 лет трудилась на железнодорожном транспорте в должности начальника дома отдыха локомотивных бригад. Получается, что на пенсию Александра Алексеевна Кокина уходила дважды, в 55 лет из железнодорожной школы и в 70 лет, когда ее трудовая книжка зафиксировала 53-летний стаж работы, 50 из которых связаны с железной дорогой.
В 2003 году пришла Архивная справка из Жмеринского архива Украины, которая подтверждала, что все железнодорожники, работающие в прифронтовой зоне, причисляются к участникам Великой Отечественной войны.
С большим волнением и огромным опозданием Александра Алексеевна получала эту зелененькую книжечку (Удостоверение серия М №423052) в котором говорится: «Предъявитель настоящего удостоверения состоял на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978г. № 907».
У Александры Алексеевны нет боевых наград, да ими и не награждали железнодорожников. За долголетний и добросовестный труд Президиум Верховного Совета СССР наградил ее медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (АБ № 939659) «Ветеран Труда», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и юбилейными медалями в ознаменования Победы в Великой Отечественной войне. Эти медали очень дороги ей, так как считает, что маленькая трудовая толика ею вложена в Победу над фашистской Германией.
                                 И.В. Дмитриева – хранитель фондов
«ММВиТП 1941-1945 г.»
                            

Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (29.10.2013)
Просмотров: 779 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz