Среда, 04.12.2024, 12:56
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 541
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Вихляев Иван Григорьевич (5 личных побед)

Вихляев Иван Григорьевич родился 5 января 1918 года в селе Резоватово ныне Ичалковский район Республики Мордовия. После 4 класса школы, в 1930 – 1932 годах, он работал пастухом общественного стада в родном селе. Затем в 1932 году И.Г. Вихляев продолжает обучение в семилетней школе села Резоватово и заканчивает ее в 1934 году. Предположительно в январе 1935 года его семья переезжает сначала в хутор Гутье Зиминского района (работает в колхозе «Знамя Ленина»), а затем в декабре 1935 года в с. Черемхово Черемховского района Восточно-Сибирской области ныне город Черемхово Иркутской области. В последнем месте И.Г. Вихляев до января 1937 года работает учеником слесаря и монтера на шахте им. С.М. Кирова треста «Востсибуголь», а затем шофером на вышеуказанной шахте до декабря 1938 года. 
В декабре 1938 года И.Г. Вихляев поступает курсантом в Ульяновскую авиационную школу инструкторов ОСОВИАХИМа. После ее окончания в 1939 году, он в январе 1940 года направляется летчиком-инструктором в аэроклуб ОСОВИАХИМа г. Черемхово Иркутской области, где работает до июня 1941 года. 
27 июля 1941 года И.Г. Вихляев добровольцем зачислен в ряды РККА через Черемховский РВК Иркутской области. После призыва он отправлен на службу летчиком-инструктором в 30-ю Кемеровскую военную авиационную школу пилотов первоначального обучения. При этом с 3 ноября 1941 года в школе формируется 674-й легкий бомбардировочный авиационный полк на самолете У/По-2, куда направлен сержант И.Г. Вихляев.
С 19 декабря 1941 года 674-й лбап участвует в боевых действиях на Северо-Западном фронте. 23 марта 1942 года И.Г. Вихляев повышен до звания младший лейтенант. Приказом № 585 Военного Совета Северо-Западного фронта от 15 мая 1942 года он был награжден орденом Красного Знамени: на 18 марта 1942 года имеет 200 ночных боевых вылетов. За успешные действия по бомбардировке узлов сопротивления противника получил от командования полка и фронта 6 благодарностей. Не считаясь с отдыхом, производит по 10 вылетов за ночь. В боевой работе проявляет инициативу и находчивость (…) В ночь с 28.2 на 29.2 произвел 7 успешных боевых вылетов. При выполнении боевого задания обнаружил расположение зенитной батареи в 1 км с(еверо)-з(ападнее) д. Нагово. Несмотря на сильный зенитно-пулеметный огонь и работу прожектора, по личной инициативе, удачно произведенным бомбовым залпом зенитная точка была подавлена, за что командованием полка объявлена благодарность. На 14 апреля 1942 года старшиной И.Г. Вихляевым было совершено 260 боевых вылетов, но летом 1942 года он резко меняет свой боевой путь – подает прошение на перевод в истребительную авиацию.
30 июня 1942 года младший лейтенант И.Г. Вихляев направлен в 517-й иап, который с 1 июля проходит переобучение на истребитель Як-7б в 8-м запасном истребительном авиационном полку (пос. Багай-Барановка Саратовской области). 
8 октября 1942 года 517-й иап включается в состав 282-й иад и 22 октября приступил к боевой работе на Калининском фронте в подчинении 3-й Воздушной Армии. Однако, уже 6 ноября 282-я иад передается 17-й Воздушной Армии Юго-Западного фронта и с 11 ноября 1942 года 517-й иап участвует в боях под Сталинградом.
28 ноября 1942 года старший пилот 517-го иап младший лейтенант И.Г. Вихляев, производя разведку войск противника в районе Чернышевская обнаружил в оврагах до 500 автомашин и танков противника, а 29 ноября в сложных метеоусловиях обнаружил два немецких аэродрома в Морозовская, где находилось до 150 самолетов противника.
30 ноября 1942 года старший пилот 517-го иап младший лейтенант И.Г. Вихляев в воздушном бою над аэродромом Морозовская открывает свой боевой счет – им был уничтожен немецкий транспортный самолет Ю-52, который упал на южную окраину аэродрома. Также на группу истребителей полка было записано 2 уничтоженных ФВ-189, но в групповые победы летчика И.Г. Вихляева они почему-то не вошли. За достигнутые успехи в боевой работе старший летчик 517-го иап младший лейтенант И.Г. Вихляев был награжден орденом Красной Звезды приказом 282-й иад № 35 от 26 декабря 1942 года.
9 марта 1943 года 517-й иап в составе 282-й иад был выведен в резерв Ставки ВГК (г. Кирсанов), где до конца мая проходил перевооружение на истребитель Як-1. 
3 июня 1943 года 517-й иап в составе 282-й иад 6-го сак 16-й Воздушной Армии приступил к боевой работе на Центральном фронте. При этом 5 июня младший лейтенант И.Г. Вихляев назначен заместителем командира эскадрильи с одновременным исполнением обязанностей штурмана полка.
В боях над Курской дугой лейтенант И.Г. Вихляев увеличивает свой боевой счет – 19 июля 1943 года им был сбит немецкий истребитель Ме-109, который упал в районе Каменка – Богородское. При этом на два дня ранее, 17 июля 1943 года он был повышен в звании до лейтенанта. А еще через 2 месяца, 29 сентября 1943 года И.Г. Вихляев повышен в звании до старшего лейтенанта, а на следующий день назначен командиром эскадрильи 517-го иап. 
До 3 октября 1943 года эскадрилья под командованием старшего лейтенанта И.Г. Вихляева производит 241 боевых вылетов (на счету И.Г. Вихляева 47 боевых вылетов), в 35 воздушных боях сбивает 12 немецких самолетов (9 ФВ-190 и 3 Ме-109). В наградном листе на орден Отечественной войны I степени, которым он был награжден 28 октября 1943 года, сообщается следующее: как летчик тов. Вихляев летает уверенно, бой ведет смело (…) летное дело любит. Как командир пользуется деловым авторитетом среди личного состава части. 
10 января 1944 года в воздушном бою старший лейтенант И.Г. Вихляев сбивает немецкий пикирующий бомбардировщик Ю-87, который упал в районе Бобровичи. А 15 января за отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение городов Мозырь и Калинковичи приказом ВГК №07 517-му иап присвоено почетное наименование «Калинковичский».
15 марта 1944 года И.Г. Вихляев повышен в звании до капитана. При этом 29 марта 1944 года он показал себя как мастера воздушного боя: командуя группой истребителей сопровождения в количестве 14 Як-1 в р(айо)н Лисичин – Дубровка, в р(айо)не цели группу атаковали 6 ФВ-190 и Ме-109. Интенсивный зенитный огонь противника велся на отсечение истребителей от сопровождаемых им бомбардировщиков. Несмотря на это тов. Вихляев, прорвавшись через огонь ЗА, с первой атаки сбил ведущего пары ФВ-190.
За период с 1 октября 1943 по 21 июля 1944 года капитан И.Г.Вихляев произвел 35 боевых вылетов, провел 7 воздушных боев, в которых лично сбил 2 немецких самолета. При этом командование 517-го иап в наградном листе на орден Александра Невского отмечало: воздушные бои, проведенные под командованием тов. Вихляева отличаются высокой тактической подготовкой, отсутствием потерь со своей стороны, несмотря на численное превосходство противника. При любых обстоятельствах держит группу под своим непосредственным наблюдением, четко управляя ею по радио. Эскадрилья под его руководством за этот период произвела 242 успешных боевых вылета, произвела 10 групповых и 9 индивидуальных воздушных боев, в которых сбила 7 самолетов противника типа: 6 ФВ-190 и 1 Ю-87, не потеряв ни одного своего экипажа, ни сопровождаемых бомбардировщиков от истребителей противника. Приказом № 84/н Военного Совета 6-й Воздушной Армии от 19 августа 1944 года капитан И.Г. Вихляев был награжден орденом Александра Невского.
4 ноября 1944 года И.Г. Вихляев был повышен в звании до майора. С 21 июля 1944 года по 25 апреля 1945 года майор И.Г. Вихляев, продолжая командовать эскадрильей 517-го иап, произвел 62 боевых вылета, провел 12 воздушных боев, в которых лично сбил немецкий истребитель ФВ-190. 15 января 1945 года являясь командиром группы 4 ЯК-1 при сопровождении 5 штурмовиков в район Томашув в воздушном бою с 6 ФВ-190, умело руководя боем, лично сбил самолет 1 ФВ-190. Кроме того, его эскадрилья произвела 850 боевых вылетов, провела 11 воздушных боев, в которых сбила 2 МЕ-109 и 6 ФВ-190. Сам лично майор И.Г. Вихляев 12 раз проводил штурмовку по живой силе и технике противника, уничтожив при этом 4 автомашины, 2 огневых точки и до 10 солдат и офицеров противника. За вышеуказанные боевые успехи он был награжден орденом Красного Знамени приказом № 255 Военного Совета 16-й Воздушной Армии от 29 июня 1945 года.
К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 517-го иап майор И. Г. Вихляев совершил более 420 боевых вылетов (включая 260 на У-2) и в воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника.
После окончания Великой Отечественной войны в июне 1945 года майор И.Г. Вихляев направлен на Курсы усовершенствования командиров авиационных эскадрилий при Липецкой Высшей летно-тактической школе. В декабре 1945 года после окончания курсов он возвращается на должность командира эскадрильи 517-го иап (утвержден в должности 6 января 1946 года), а в апреле 1948 года переведен на должность командира эскадрильи 300-го иап (утвержден в должности 24 июня 1946 года).
С марта 1949 по октябрь 1951 года майор И.Г. Вихляев проходит службу на должности командира авиационной эскадрильи и учебного центра ДОСААФ в городе Кузнецк Пензенской области. При этом 21 февраля 1950 года ему присвоено очередное воинское звание подполковник. 
С октябрь 1951 по март 1952 года подполковник И.Г. Вихляев проходит службу на должности заместителя командира авиационной эскадрильи 10-го разведывательного авиационного полка. 19 ноября 1951 года майор И.Г. Вихляев был награжден медалью «За боевые заслуги».
15 марта 1952 года он был переведен на должность заместителя командира эскадрильи 805-го иап, а 22 апреля – на аналогичную должность в 818-й иап «второго комплекта».
С июня 1952 по ноябрь 1954 года подполковник И.Г. Вихляев проходит службу на должности заместителя командира авиационной эскадрильи 868-го иап. С ноября 1954 года по октябрь 1955 года подполковник И.Г. Вихляев находится на 2-ых Центральных летно-тактических курсах усовершенствования офицерского состава ВВС. 
Однако, уже 26 декабря 1955 года подполковник И.Г. Вихляев был уволен в запас. Он со своей семьей (мама Агриппина Ивановна, жена Мария Владимировна, дочери Людмила и Светлана) переезжает в город Белгород. 
В июне 1960 года И.Г. Вихляев устраивается экспедитором на городской хладокомбинат, где работает до декабря 1961 года. Затем И.Г. Вихляев работает контроллером технического контроля, в дальнейшем котельный одного из заводов города Белгород до октября 1968 года. В октябре 1968 года он выходит на пенсию и переезжает в город Саратов, где предположительно в марте 1975 года уходит из жизни. 
Черняев И.А. сотрудник выставочного отдела ММВиТП 1941-1945 гг.
Материал взят с сайта «Подвиг народа»

Источники:
1. ОЭБД «ПамятьНарода». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru (Дата обращения 24.11.2021).
2. Быков, Михаил Юрьевич. Все асы Сталина, 1936-1953 [Текст]: [справочное издание] / Михаил Быков. - Москва: Яуза, 2014. – 1390 с. 
3. Учетные карточки и регистрационные бланки И.Г. Вихляева из Российского государственного архива социально-политической истории (г. Москва).
4. Красные Соколы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://airaces.narod.ru (Дата обращения 24.11.2021).
5. Советские летчики-истребители 1936-1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovpilots.ru (Дата обращения 24.11.2021).
6. Советские асы 1936-1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soviet-aces-1936-53.ru (Дата обращения 24.11.2021).
7.      Авиаторы Второй мировой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allaces.ru (Дата обращения 24.11.2021). 
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: tatianakost (08.06.2023)
Просмотров: 132 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz