Сколько бы лет ни отделяло нас от Великой Отечественной войны, люди всегда будут помнить это героическое четырехлетие. Неутолим интерес к тому, как воины армии и флота сражались за свободу своей родины. Я хочу рассказать о Сергее Ивановиче Шалунове, которому посчастливилось вернуться с фронта живым. Сергей Иванович Шалунов родился в 1915 году в селе Пичеуры Чамзинского района. Учился в Пичеурской школе, в Сабур-Мачкасской тракторно-механической школе. Окончил ее в марте 1934 года и работал на Большеберезниковской машинно-тракторной станции. В декабре 1936 года по комсомольскому набору был призван в Красную Армию и зачислен в танковую полковую школу, расположенную в городе Вольске. После окончания ее назначен командиром танка с присвоением звания – старшина. В 1940 году окончил курсы младшего командного состава, присвоили звание младший лейтенант. Первое боевое крещение получил в июле 1941 года на Юго-Западном фронте, в районе города Бердичева, в составе сводного танкового батальона. Был командиром танкового взвода. Затем бои за город Нежин в составе 23-го танкового полка. Из тех, кто остался жив, сформировали 16-ю отдельную танковую бригаду и перебросили под Ленинград. В ней воевал в различных должностях до конца войны: командир взвода, заместитель командира автороты, заместитель командира мотострелкового батальона по технической части. С сентября 1941 года по июль 1943 воевал в составе Ленинградского и Волховского фронтов. Принимал участие в боях в районе поселка Синявино, в прорыве блокады города в январе 1943 года. Вот как вспоминает Сергей Иванович один из боевых эпизодов: «Бригада сразу вступила в бой в районе села Синявино. Я был назначен командиром взвода обеспечения 1-го танкового батальона. В трудно проходимых торфяных болотах в условиях бездорожья, повременно настеленным бревенчатым дорогам, подвозили горючее и боеприпасы непосредственно на передовую линии боя. Часто автоцистерны с горючим и автомашины с боеприпасами буксировали танками. Особенно тяжелая задача возлагалась на взвод по подвозу горюче- смазочных материалов. В январе 1942 года танковые экипажи и часть ремонтных средств выехали по ледяной Ладожской автотрассе в г. Ленинград для сбора подбитых на поле боя танков Т-34 и их ремонте на заводах Ленинграда. В феврале 1942г. танки были отремонтированы и сосредоточены на берегу Ладожского озера для переправки своим ходом по льду. Танки были переправлены без особых происшествий. За исключением одного танка, который на 9 километре от берега носовой частью провалился под лед и при помощи команды водолазов, прибывших из Ленинграда, был поднят. Прибыв в бригаду, участвовал в боевых действиях». Шалунов С.И. освобождал города: Волхов, Новгород, Дно. За участие в Ленинградско-Новгородской операции и освобождении города Дно (Псковская область) бригада награждена орденом Красного Знамени, ей присвоено почетное наименование «Дновской». В декабре 1944 года 16-я отдельная Краснознаменная Дновская танковая бригада переведена в состав 2-й армии Войска Польского и участвует в освобождении Польши, Чехословакии. По завершении войны Шалунов продолжает службу в Вооруженных Силах до 1956 года. Награжден двумя орденами «Красной Звезды», орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя медалями «За боевые заслуги». Украшает грудь ветерана и «Бронзовая медаль», полученная за освобождение Польши.
Фадеева Н.В. з/о экспозиции Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг.