Три четверти века – не такой уж внушительный срок для истории, но с каждым годом всё меньше остаётся свидетелей и участников войны и всё дальше новое поколение от той суровой поры. Однако великая память о подвиге предков – одна из немногих вещей, над которыми время оказывается не властно.
В этой статье автор хотел бы рассказать о замечательной семье Федоткиных, о педагогах, можно сказать - патриотах своего времени.
Федоткина (Балыкова) Зинаида (Нина) Сергеевна родилась 11 октября 1915 года в с. Лобаски Атяшевского района Мордовской АССР. По паспорту была Зинаида Сергеевна, но её всегда все называли Нина Сергеевна.
Отца она не видела, мама была беременной ею, как отца забрали на войну. Больше его не видели. Пропал без вести. Мама, Мария Васильевна, подняла дочку одна. Сначала Нина училась четыре года в Лобаскинской школе. Через два года открылись следующие классы. И окончив 7 классов Лобаскинской школы, поступила в Козловский педагогический техникум в группу, где готовили учителей для мордовских школ. Поступила на учителя начальных классов.
Воспоминания из студенческой жизни.…В то время студентов кормили не плохо. Она очень хвалила мятую картошку с мясом. Жила на квартире. Выпускали в училище стенгазету. Рисовали самолет и на самолете писали фамилии отличников. Фамилии хорошистов писали на нарисованном поезде. Фамилии отстающих студентов – на хромой козе. Это часто рассказывала Нина. Училась Нина Сергеевна на «отлично». Выдавали стипендию, и, сэкономив деньги со стипендии, покупала домой гостинцы: мыло, хлеб и т.д. Кроме основных предметов, студенты по желанию посещали другие занятия. Учились понимать музыку. Нина Сергеевна училась играть на скрипке, мандолине, пианино. На выпускном экзамене исполняла на пианино песню «Есть на Волге утёс». Выпускники техникума потом работали учителями, директорами школ и партийными работниками.
Прокофий Степанович, будущий муж, преподавал математику в Козловском педагогическом техникуме. Он был строгим преподавателем, требовал дисциплины от всех учащихся, но при этом интересно и доходчиво объяснял материал. Однажды Нина Сергеевна отвечала по математике очень хорошо, но Прокофий Степанович поставил ей «удовлетворительно». Потом она шуткой ругалась… «Задумал жениться, а поставил тройку». Вот так студентка-отличница вышла замуж за преподавателя этого же техникума.
После окончания Козловского педагогического техникума Нина Сергеевна работала учителем в родном селе Лобаски. 10 июля 1938 года Прокофий Степанович и Нина Сергеевна поженились. Через два года в 1940 г. родился первенец, сын Юрий.
Колхоз Лобаскинский носил имя «Красный Октябрь». Колхозники за работу получали трудодни, а за трудодень давали зерно, о деньгах и думать не могли. А учителя в то время получали зарплату деньгами. Это хорошо влияло на крепость хозяйства. Это и отличало в то время учителей от колхозников. Колхоз имел сад, пасеку, трактора. Тракторами управляли женщины-трактористки. Народ жил все равно весело. На разных концах села играли гармошки, пели частушки, шутили сидя на завалинке. 1939 год… Началась война с Финляндией. Некоторых ребят взяли на фронт. 1941 год - началась Великая Отечественная война. В Лобасках суматоха. Покупают спички, мыло, керосин, продукты. Всё берут на «Ура!». Кто что успел. В доме оставалось пол мешка муки. А семья из пяти человек: сыну и года не было, сама Нина Сергеевна, свёкр Степан Алексеевич (1870 г.р.-71 год), свекровь Агафья, родная мама Мария Васильевна (1895 г.р.-69 лет) - все уже в возрасте. Нина Сергеевна – единственный кормилец в семье. В 30 км от с. Лобаски находилось базарное село Тарханово. Она с соседкой пошли в Тарханово, надеясь что-нибудь купить. Но там рынок и магазины тоже были почти пустые. Им удалось взять по бутылке водки, масло постное, консервы и немного крупы.
Жизнь пошла под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!». Важной функцией учителя во время Великой Отечественной войны стала идейно-политическая работа. Во многих селах и деревнях, учитель часто оставался единственным представителем советской власти. К нему охотно шли за советом, помощью, поддержкой. Школьный учитель становился духовным центром местного общества. В колхозе с. Лобаски была организована ревизионная комиссия. В состав комиссии искали грамотных и обученных всему людей. Нину Сергеевну выбрали председателем ревизионной комиссии. Все документы, накладные всё подписывала она. Много продукции отправляли на войну. Надо было быть предельно внимательным. Время военное, можно угодить в тюрьму. Надо выполнять план полевых работ. Надо знать количество сена в скирдах, запасы зерна, семян, урожай с гектара. Колхоз был необходим стране, чтобы давать хлеб, поэтому учителя работали в колхозе в военные годы. Большинство работ в колхозе приходилось выполнять вручную: и хлеб сеять, и косить, и молоть, и снопы вязать. Молодым учителям пришлось заново осваивать забытое дело. Висит на шее тяжелый мешок с зерном, ноги вязнут в пахоте. И так до темна, потому что надо вовремя посеять хлеб. Поздней осенью и в начале зимы, как правило, молотьба, работа и дежурство на току днём и ночью. А еще заготовка дров. Часто зимой в суровые морозы по пояс в снегу в лесу заготавливали дрова для школы, потому что летом и осенью не хватало времени – работа в колхозе. Работала Нина Сергеевна и на пасеке. По пасеке она ходила в белом фартуке и ее прозвали «Ашо фартук». Спрашивали: – «Ашо фартук» документы подписала?»
Дома пекли хлеб из лебеды с картошкой, хлеб был весь черный. В семье только детям пекли настоящий хлеб из муки. Только по большим церковным праздникам пекли хлеб, в состав которого кроме лебеды и картошки добавляли муку, и все члены семьи лакомились, радуясь празднику. А запах свежеиспеченного хлеба чувствовался на улице за несколько домов… Когда глава семейства, Прокофий Степанович приезжал на побывку из Казани (он изготавливал точные детали для боевых самолетов на заводе), ему давали в дорогу пять караваев хлеба. Это было целое богатство!!! Питались в военные годы всяко, в основном за счет подсобного хозяйства. Голод свирепствовал! Ходили нищие… Заходят в дом и просят: – Спасайте от голодной смерти! А когда были поминки, за стол шли толкучкой все, лишь бы поесть. Сидели за столом кроме родственников совсем чужие незнакомые люди. Нина Сергеевна умела оплакивать покойников. Песнопением вспоминала всю его жизнь (покойника) и все присутствующие еще сильнее плакали… При таком голоде и бедности удавалось не только выживать, но и работать эффективно.
1942 год. Сбор теплых вещей для фронта. Учителя были организаторами сбора. Они ходили по домам, агитировали. Нина Сергеевна сама приняла активное участие. В хозяйстве она держала овец. Весной сама стригла овец, для этого им сама завязывала ноги. Шерсть собирала в мешок, вечерами вязала носки, перчатки, варежки, жилеты, свитера, шарфы для фронта. Зимы в то время были очень суровые.
Приходила из школы домой усталая. Классы большие по 40 с лишним человек. Почти каждый ребенок пережил потерю близких, каждый со своей душевной травмой. В школе не хватало всего: бумаги, отопления. Чернила замерзали, и их приходилось отогревать ладонями и дыханием, а учебники заменяли рассказ учителя. Дети за партами сидели в поношенных фуфайках, пальто – да кто в чем мог. Всех надо успокоить, где приласкать, обнять, обучить всему. Она говорит, что вязанки с травой легче таскать, чем работать с классом. Но в тоже время получала огромное удовольствие, что помогала детям. Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе. После работы у Нины Сергеевны в хозяйстве было много дел: дети, скотина, топить печь... Она говорила: – «Я пуговицы пальто расстегивала на улице у соседнего дома или через два дома (Гришусту саезь), чтобы быстрее переодеться и приступить к домашним делам».
Огромную нагрузку несли учителя, заменяя педагогов, ушедших на фронт, они с максимальной отдачей, боролись за существование всеобуча, вместе с детьми трудились на колхозных полях. Нина Сергеевна в годы войны четыре года работала директором Тазнеевской школы. Каждый день, преодолевая распутицу и бездорожье на несколько километров, она шла на работу в соседнее село. Старожил с. Тазнеево, Илюткина Мария Яковлевна рассказывала, что Нина Сергеевна ее не учила, но по рассказам жителей села, уроки педагога не прошли даром. Школа в военное время не только учила, но и помогала не упасть духом, сохранить веру в жизнь.
В 1942 году, в мае, родился второй сын Анатолий. 1945 год – Победа над Германией! Жизнь продолжается. Тяжелые времена прошли. Народ празднует Победу. А соседка тётя Васюн плясала босиком на улице, на зеленой траве. Радовалась, что муж ее остался живой, вернулся с Великой Отечественной войны.
2 июля 1946 года родился третий сын Николай. Через две недели после родов пошла в поле за травой для скотины. Отлеживаться было некогда, семья большая. Теперь уже трое детей Юрию 6 лет, Анатолию 4 года, Николай младенец, две бабушки и дед. Во дворе скот: корова, бычок, овцы, гуси, куры. Только и крутись…. Нина Сергеевна очень любила свой дом, своё село. Все говорила: – «Дела, дела, и деревенька моя…». Несмотря на ее невысокий рост и худое телосложение, она обладала большой силой и выносливостью.
После войны Нина Сергеевна также работала в Лобаскинской школе учителем начальных классов, а так же преподавала родной язык. Ученики ее любили. Была очень аккуратная, опрятно одетая. Если приходили проверять с Атяшевского роно, то проверку начинали с ее уроков. Директор школы Исламов Василий Степанович говорил ей: «Нина Сергеевна, я знаю, у тебя на уроках всегда хорошо и очень интересно, все слажено, дети все любознательны и активно работают!»
В послевоенное время жизнь стала налаживаться. Надо было строить свой дом. Она часто ходила в далекий лесхоз, чтобы купить сруб для дома. Выхлопотала сруб хороший сосновый, бревна толстые, смола с бревен не снята, такая долго не гниет. В 1950 году начали строить дом. Бригада плотников была из села Алово. Нина Сергеевна во всём потакала плотникам, угождала им, кормила их хорошо, чтобы плотники не сделали какой-нибудь промах или хулиганство. Например, соль между бревнами положат – будет сырость, то свистульку сделают – ветер дует, в доме свист. Плотники работали на совесть. И все расхваливали, мол, Нина Сергеевна, где ни работали, а вкуснее чем у Вас, нигде не ели, балуешь ты нас вкусными щами и пирогами да кашей.
В 1952 году родился четвёртый ребенок – дочь Татьяна. Прокофий Степанович очень любил дочку. А 1964 году Нина Сергеевна хоронит мужа. Годы войны оставили свой след на здоровье, пусть даже и была работа в тылу по броне.
В 1970 году Нина Сергеевна ушла на заслуженный отдых. Новый директор школы Русяев Василий Егорович много раз приходил к ней домой уговаривал, чтобы она вернулась в школу учить ребятишек. Но Нина Сергеевна считала, что молодежь пусть работает, уступила место молодым учителям. За многолетнюю работу Нина Сергеевна была награждена несколькими медалями и грамотами. Прожила она почти 85 лет, пережив мужа, Прокофия Степановича на 36 лет.
Федоткин Прокофий Степанович родился 13 марта 1913 года в с. Лобаски Атяшевского района Мордовской АССР. Окончил в Лобаскинской средней школе 7 классов. Затем окончил Ленинградский индустриальный институт (ЛИИ, высшая математика). Преподавал в Козловском педагогическом техникуме. Во время Великой Отечественной войны дали броню и он изготавливал детали для боевых самолетов на Ленинградском авиационном заводе № 387 (КВЗ) (впоследствии Казанский вертолетный завод). С 23 июля по 22 августа 1941 года началась эвакуация завода из Ленинграда в Казань. До 1 сентября закончили установку станков. И уже с сентября 1941 года завод начал выпускать самолеты У-2. На этом самолете вывозили с передовой раненных бойцов. Но эта машина не была приспособлена к ведению боевых действий. И в конце 1941 года завод приступил к переоборудованию самолета в легкомоторный бомбардировщик. «Небесный тихоход», выпускаемый в Казани, стал легендарной фронтовой машиной. К 1945 году производство боевых самолетов возросло в 3,5 раза: с 100 до 350 штук в месяц. Работали не покладая рук по 2-3 смены подряд, на износ, чтобы быстрее приблизить победу.
После войны работал учителем математики в Челпановской средней школе, в Лобаскинской средней школе.
На районных августовских совещаниях и семинарах учителей Прокофий Степанович от Лобаскинской школы ежегодно выступал с докладами, о вопросах преподавания математики в школе. В свободное время умело играл на балалайке. На уроках Прокофий Степанович одинаково учил и любил всех детей. «Каждый ребенок – это личность. У каждого свой характер» - говорил он.
Быть учителем непросто и в мирное, спокойное время. Но по-настоящему тяжёлым испытанием педагогика, как многое другое, стала в условиях войны…
Во все времена учителя, хранители мудрости и жизненного опыта, были глубоко уважаемы в обществе, к ним относились с благодарностью и особым почтением. Задача учителя, зачастую, не только передать определённые знания или навыки в какой-то области, но правильное восприятие окружающего мира, адаптировать к жизни, помочь в раскрытии природных талантов и творческих способностей. По воле судьбы – дочь Нины Сергеевны и Прокофия Степановича - Татьяна, тоже трудилась учителем в Лобаскинской средней школе Атяшевского района. Уткина (Федоткина) Татьяна Прокофьевна преподавала родной язык и литературу. Долгое время работала учителем начальных классов. Была уважаемым человеком в родном селе. К большому сожалению её уже нет в живых. В 2017 году она скоропостижно скончалась. Её дочь – Наталья, также по стопам своих родственников, стала учителем. Так что это целая династия учителей, и надеюсь, династия будет продолжаться!
Подготовила зав. выставочного отдела Мемориального музея
военного и трудового подвига 1941-1945 гг.
Н.Н. Уткина
/использованы фото из семейного архива/