Вторник, 24.12.2024, 05:04
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 542
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Страницы времени
Страницы времени
Новый век обещает быть весьма нелегким, ибо ставит перед Церковью новые задачи, подвигая на качественное обновление условий ее существования и служения.
На такой маленькой территории, как Мордовия в XIX веке действовало 42 монастыря, и было открыто 650 церквей. Нужно отдать должное приходским священникам и немногочисленному монашеству в том, что они действовали умно и тактично, их миссия сопровождалась просветительством и пониманием того, что происходило в современном им обществе. Просветительская деятельность священнослужителей XIX века – одна из светлых страниц истории Мордовии.
Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой, подвинувшей многие приходы на решительные шаги по возвращению храмов. Епархия оказалась владельцем зданий, которые иначе, чем развалинами назвать трудно. В городах Мордовии и в деревнях стали восстанавливаться и застраиваться новые храмы. В настоящее время в селе Старая Михайловка Ромодановского района стараниями отца Владимира, на счету которого уже не один восстановленный храм, приступили к восстановлению церкви Живоначальной Троицы с приделом Михаила Архангела.
Алтарная часть Старомихайловской церкви во имя Живоначальной Троицы была построена в 1814г. помещиком Александром Полянским в честь победы русской армии над Наполеоном. Жители села Покрышкино, по словам одной из жительниц села бабы Кати (1911г.р.), называли её «белой церковью», потому что она снаружи была оштукатурена и побелена. Трапезная часть построена из красного облицовочного кирпича без побелки намного позже. Зимой она не отапливалась. Эту разницу во времени можно проследить по кирпичной кладке стены. По воспоминаниям старожилов, церковь была очень красивой. Сюда часто привозили святые мощи и иконы на поклонение верующим. Жители двух сел, Старая Михайловка и Покрышкино с благоговением встречали святыни и молились. До 1980-х годов в церкви более-менее в приличном состоянии сохранились написанные на стене иконы «Небо благодатное» и «Георгий Победоносец». Но до 2012 г. от них остались только следы. Современный климат, видимо, действует на святыни более разрушающе, чем старинный.
Перед церковью находится пруд, сооруженный еще до революции, прямоугольной формы с четкими границами. Вода в пруду до 1980-х годов оставалась зеркально чистой, только в конце - начале ХХ века затянуло его ряской и тиной. Подпитывался пруд подземными водами, так как наземных впадающих ручьев и родников не имеется.
В начале 20века жители деревни Покрышкино, находящегося в 1,5 км от села Старая Михайловка, являлись прихожанами этой церкви. Русское село Старая Михайловка возникло в период установления Саранской черты (основано рейтарами Михайловыми), до революции в селе насчитывалось более 1500 жителей.
С 1810 по 1816 гг. юный Александр Полежаев жил в деревне Покрышкино в имении своего отца Леонтия Струйского. По праздникам вместе с родственниками посещал эту церковь.
Будущий поэт Александр Полежаев родился 11 сентября 1804году в селе Рузаевка Пензенской губернии (ныне г. Рузаевка). Отцом его являлся барин Леонтий Николаевич Струйский, матерью – крепостная крестьянка Аграфена Иванова. Барыня Александра Петровна в 1805 году Аграфену выдала замуж за саранского мещанина Ивана Ивановича Полежаева. Таким образом, новорожденный мальчик, получив фамилию Полежаев, по отчеству будет величаться Ивановичем. Полежаевы поселились в г. Саранске на Рождественской улице в доме, который подарила молодоженам А. П. Струйская (ныне проспект Ленина, а на месте дома Полежаевых стоит Колледж электроники, экономики и права). В 1808 г. исчезает из города отчим Иван Иванович и в жизни Полежаевых больше не появляется. Архивные документы раскрывают тайну исчезновения И.И. Полежаева. В 1810 г. Аграфена Ивановна с малолетними детьми - Александром (5 лет) и Константином (2 года) - переезжает в с. Покрышкино Ромодановского района. Полежаевы поселились при барском дворе в «сосновой избе», где кроме них проживали еще две семьи.
По архивным документам легко узнать, что деревня Покрышкино Леонтию Николаевичу Струйскому досталась в 1805 г. по состоявшемуся документально оформленному разделу имений Струйских.
Вступив во владение Покрышкиным, Леонтий Струйский в обращениях с крепостными подражал своему отцу. Он также был с ними жесток и беспощаден. Так же, как и отец, сутяжничал в судах с крестьянами окружающих деревень и отбивал у них земельные наделы. С соседями – помещиками общался неохотно, держал себя замкнуто, редко к кому заезжал, за исключением некоторых друзей в Саранске.
Из документов видно, что в сентябре 1805 г. Леонтий Струйский вступил в штат Владимирского губернского правления в чине коллежского регистратора. Здесь в 1808 г. был награжден «чином губернского секретаря», а в 1812 году «по прошению за болезнью» вышел в отставку.
Непосильный крепостной труд, переживания от жизненного неустройства расшатало здоровье матери поэта Аграфены. Она заболела и 16 июня 1810 г. умерла, оставив малолетних Александра и Константина на попечении сестры Анны и ее мужа Якова Андреянова. На формирование характера будущего поэта Полежаева, а также на его творчество большое влияние оказало общение с крепостными крестьянами и дворовыми людьми своего отца. У Леонтия Струйского в имении служил грамотный сапожник Яков Андреянов, которого барин
часто брал с собой подписывать документы. У Я. Андреянова братья Полежаевы учились грамоте. Александр был очень способным учеником, очень быстро схватывал изучаемое. В 1816 году, видя стремление своего сына к учебе, Леонтий Струйский отвез Сашку учиться в Москву, устроил в пансион Визара, а затем Полежаев поступил учиться в Московский университет.
Много времени прошло с тех пор. Время – самый безжалостный фильтр нашей истории: одних оно бережет в народной памяти, других оставляет в копилке прошлого. Невольно приходит в голову мысль, что мирные дни для того и даются, чтобы поднимать из неисчерпаемых недр прошлого все самое разумное и достойное, а все негодное отсеивать. Покрышкино опустело, население сократилось в несколько раз, школу закрыли из-за отсутствия учеников, колхозные поля заросли бурьяном, церковь превратилась в руины. До наших дней в Мордовии сохранился единственный памятник времен А.И. Полежаева - церковь Живоначальной Троицы, который требует восстановления. Службы ведутся благочинным отцом Владимиром Ромодановского района в разрушенном храме, прихожанами являются сельчане и дачники, которые на лето приезжают в деревню.
И все же много, очень много остается на нашей земле храмов, которым приходы не в силах вернуть прежнее великолепие в столь сжатые сроки: проблема реставрации остается острой. Экономическая ситуация такова, что без посторонней помощи сельским общинам с возрождением храмов не справиться. Не хватает рабочих рук. Церковь с благодарностью принимает проявление доброй воли со стороны совершенно разных по официальному положению людей, принимавших посильное участие в восстановлении храма в с. Покрышкино.
Научный сотрудник
музея А.И.Полежаева

Евстигнеева Г.П.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (26.08.2013)
Просмотров: 1101 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz