В первой половине Великой Отечественной войны РККА остро нуждалась в большом количестве САУ (самоходная артиллерийская установка), так как приходилось вести бои с превосходящими танковыми подразделениями противника. Конструкторским бюро завода № 38 в городе Киров в середине лета 1942 года под руководством С. А. Гинзбурга была разработана принципиально новая для РККА самоходная артиллерийская установка, получившая индекс «СУ-76». Данная САУ была оснащена силовой установкой из двух параллельных двигателей ГАЗ-202, что явилось неудачным решением. Выпущенные к началу зимы первые машины СУ-76 в боях на Волховском фронте зарекомендовали себя не очень хорошо, что привело к остановке производства САУ. Доработка САУ не решила всех существующих проблем. Силовую установку оставили практически без изменений, а бронирование с тыльной стороны и крыши башни сняли для удобства размещения экипажа. Обновленная САУ получила индекс СУ-76М. Однако ее использование в боях летней кампании 1943 года так же стало неудачным. По этой причине С. А. Гинзбург был отправлен на фронт, где и погиб. В повторном обновлении СУ-76М приняли участие конструкторские бюро завода № 38 под началом Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода под началом Н. А. Астрова. В результате были собраны два прототипа, в которых использовалась спаренная установка двигателей ГАЗ-203, заимствованная у легкого танка Т-70, в которой два мотора устанавливались последовательно и суммарно работали на главный вал. В конце 1943 года, после того как было приостановлено производство легких танков Т-70 и Т-80, завод №38, ГАЗ и реанимированный завод № 40 в городе Мытищи запустили СУ-76М в серийное производство. Как оказалось впоследствии, СУ-76 (всех модификаций и моделей) стала самой массовой боевой бронированной машиной в РККА после среднего танка Т-34. Всего за время производства было выпущено более 13900 машин СУ-76М, из которых более 9100 были произведены на ГАЗе. Производство СУ-76М было прекращено в сентябре 1945 года, а в 1948 году они были сняты с вооружения Советской Армии. По мнению многих специалистов, компоновка СУ-76М с точки зрения защищенности экипажа была не слишком удачной. Моторное, трансмиссионное и отделение управления САУ располагались в передней части корпуса, а боевое отделение располагалось сзади. Силовая установка с радиаторами и топливом располагались по правую сторону от продольной оси, а место механика-водителя – с небольшим смещением влево. Кроме механика водителя, в состав экипажа СУ-76М входили еще три человека (командир САУ, наводчик и заряжающий), которые располагались в полуоткрытом боевом отделении, распространявшемся на заднюю часть корпуса и неподвижную полуоткрытую башенную надстройку. Для посадки и высадки механик-водитель пользовался люком в лобовой части корпуса, а остальные члены экипажа попадали в машину через откидную бронедверцу в открытой кормовой части надстройки рубки. Бронезащита самоходно-артиллерийской установки СУ-76М разрабатывалась по противопульному принципу и защищала экипаж и важнейшие узлы машины исключительно от пуль винтовочных калибров и мелких осколков. Броневой корпус САУ СУ-76М собирался из катаных стальных бронеплит различной толщины путем их сваривания между собой и каркасом корпуса. Лобовая часть корпуса формировалась из двух сопряженных между собой бронеплит толщиной в 35 миллиметров внизу и 25 миллиметров в верхней части. Борта и нижняя часть кормы корпуса были сформированы из броневых плит толщиной в 15 миллиметров, а верхняя часть кормы – в 25. Днище и крыша формировались из броневых плит в 7 мм. Все без исключения бронеплиты корпуса ориентировались под рациональными углами к вертикальной нормали. Броневая плита лобовой части башенной надстройки (рубки) располагалась под углом в 25 градусов к вертикали и имела толщину в 35 миллиметров. Борта рубки формировались из бронелистов, наклоненных аналогично и имевших толщину в 10 миллиметров. Самоходная артиллерийская установка СУ-76М была вооружена нарезной 76,2-миллиметровой пушкой ЗИС-3 с длиной ствола в 51,6 калибров. Пушка устанавливалась на цапфы в лобовой части рубки и защищалась броневой маской и дополнительным кожухом. Боекомплект к пушке состоял из 60 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались в укладке по бортам рубки. Для самообороны экипаж САУ СУ-76М мог использовать один пистолет-пулемет ППШ, чуть позже ППС, а так же десять ручных гранат Ф-1. По левому борту рубки в укладке находился пулемет ДТ калибра 7,62 миллиметра. В качестве силовой установки в САУ СУ-76М использовались два спаренных рядных четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202 суммарной мощностью в 70 лошадиных сил, что позволяло развивать САУ скорость по шоссе в 44 км/час. У самоходно-артиллерийской установки СУ-76М механическая трансмиссия состояла из: • полуцентробежного двухдискового главного фрикциона, который работал по принципу сухого трения «сталь по феродо»; • четырехступенчатой коробки передач (четыре передачи вперед и одна – назад); • карданного вала; • главной конической передачи; • двух многодисковых бортовых фрикционов, которые работали по принципу сухого трения «сталь по стали» с тормозами ленточного типа и накладками из феродо; • двух простых однорядных бортовых редукторов. Подвеска САУ СУ-76М была индивидуальной торсионной и в ее состав входили по каждому борту шесть опорных катков малого диаметра. Ведущие колеса имели переднее расположение, а ленивцы, расположенные сзади по конструкции повторяли опорные катки. Гусеница СУ-76М по своему типу была двухгребневой, мелкозвенчатой и собиралась из траков, имевших ширину в 260 миллиметров. Самоходно-артиллерийские установки СУ-76 всех модификаций использовались РККА в период с конца 1942 вплоть до конца войны на всех фронтах и направлениях. В их использовании были как позитивные моменты, так и негативные. К недостаткам и негативу стоит отнести повышенную пожароопасность компоновки САУ. При поражении передней части корпуса самоходка загоралась мгновенно и механик-водитель, как правило, погибал мгновенно. Открытая крыша и корма рубки так же не защищала экипаж от огня сверху и сзади, но в то же время не стесняла действия экипажа в бою и позволяла командиру, заряжающему и наводчику быстро покинуть САУ в случае ее поражения немецким снарядом. В боях с танками противника САУ СУ-76М достаточно широко не применялась, за то была незаменимой при штурме укрепленных городов противника, при перевозке десанта, для буксировки прицепов и перевозке различных грузов. СУ-76М принимали участие и в боевых действиях с Квантунской армией в августе 1945 года, выдержав изнурительный переход через Хинган. В составе вооруженных сил Корейской Народно-Демократической Республики СУ-76М приняли участие в войне 1950-1953 годов, что и стало точкой в военной биографии этих машин. Кроме армий СССР и Кореи, САУ СУ-76М долгое время пребывали на вооружении армий Польши, Югославии и Чехословакии.
Материал подготовила А.Н.Пьянзова – н.сотрудник экспозиционного отдела Мемориального музея.