Женщиной необыкновенной судьбы можно назвать Анну Егорову. Пионер прокладки первых тоннелей московского метрополитена, отважный штурман, стойкий и мужественный боец, женщина, попавшая после ранения в фашистский концлагерь и вынесшая там страшные муки, но оставшаяся верной Родине – именно о ней я хотела бы рассказать. Метрострой тридцатых годов – это её юность, первые шаги в трудовой жизни. Это учёба, увлечение авиацией. Наконец – первый самостоятельный полет, начало суровой и романтической дороги в небо, начало интересной и необычной судьбы. На строительство метро Аня Егорова пришла после ремесленного училища. Бригада арматурщиков, куда её направили, работала тогда на станции метро «Красные ворота». Именно здесь, в забоях станции метрополитена, в суровых условиях подземного труда в характере Ани Егоровой стали вырабатываться смелость и настойчивость, способность преодолевать трудности, чувство ответственности за порученное дело. После работы молодая арматурщица спешила на занятия. Она мечтала о далёких походах по неизведанным краям, хотела пойти на учёбу в геологоразведочный. Неожиданно для себя и своих подруг девушка увлеклась авиацией, стала лётчицей. А потом в её жизнь ворвалось страшное слово – война. Уже на следующий день она подала начальнику аэроклуба докладную с просьбой направить её в действующую армию. Он отклонил просьбу, сказав, что её место здесь, в аэроклубе. Девушка стала готовить лётчиков для армии. И всё же Ане хотелось попасть на фронт, где шли тяжёлые бои. Её командировали в город Донецк. В аэроклубе Донецка не было ни души. Ей навстречу попался лейтенант, который приехал с фронта за лётчиками. Так Егорова Анна стала лётчиком эскадрильи связи при штабе Южного фронта. Первая военная осень была тяжёлой для советских людей. Почти каждый день приходили сведения об отступлении наших войск. Обстановка на всех фронтах была очень сложной. В этих условиях тяжело было работать лётчикам связи. Они летали в любую погоду, садились в расположении частей, окружённых врагом, доставляли срочные приказы и письма в штабы полков и дивизий. Это были не просто полёты, а сложные боевые задания, от своевременного выполнения которых зависела судьба тысяч людей. После каждой встречи с вражескими истребителями у Егоровой всё больше укреплялось желание пересесть на боевой самолёт. И лётчица своего добилась. После небольшой переподготовки её направили в полк штурмовой авиации, перевели на боевую машину – самолёт «Ил». Анна бесстрашно громила врагов.Её боевые успехи были высоко оценены. Смелую лётчицу наградили медалью «За отвагу» и орденом Красного Знамени. В один из дней командование поручило штурмовикам перед боем поставить дымовую завесу над боевыми порядками врага. Для выполнения этой задачи командир полка отобрал самых опытных лётчиков. Среди них была и Анна Егорова. За день до вылета с самолётов сняли вооружение и вместо фугасок повесили дымовые баллоны. Рано утром следующего дня наши «Илы» появились над вражескими позициями. Пролетая через шквал огня фашистов «Илы» на бреющем полёте пронеслись по вражеским позициям, оставляя за собой густые облака дыма. Гитлеровцы пришли в замешательство. Наши части, воспользовавшись этим, пошли в атаку и без особого труда продвинулись вперёд. За образцовое выполнение этого боевого задания Егорова была награждена вторым орденом Красного Знамени. В 1944г советские войска начали громить войска на территории Польши. Однажды на магнушевском плацдарме фашисты перешли в наступление. Полк получил приказ – поддержать с воздуха наши части. На выполнение задания вышли почти все машины. Одну группу штурмовиков возглавила Анна Егорова. Ей было поручено атаковать с воздуха скопление живой силы и техники противника у одного из населённых пунктов. Это был 277 – ой боевой вылет отважной лётчицы. Под прикрытием истребителей штурмовики благополучно дошли до цели. Самолёт Егоровой первым вошёл в пике и сбросил бомбы. За ним пошли в атаку другие машины. Сверху было видно, как задымили подожжённые вражеские танки, как в страхе стали разбегаться гитлеровцы. При выходе из пике Егорова почувствовала что «Ил» с трудом набирает высоту. Осколком снаряда было повреждено рулевое управление. Самолёт стал проваливаться. Из 16 машин на аэродром возвратились 15. Через несколько дней в небольшое село Володово, пришло извещение о смерти девушки. Смерть Ани долго оплакивала её мама. А в это время пленную советскую лётчицу допрашивал эсэсовский офицер. Аня молчала, стиснув от боли зубы. У неё был перебит позвоночник, в двух местах сломана правая рука, обгорели пальцы. Огонь обезобразил лицо. Эсэсовец ни получил никаких сведений от девушки. Тогда её бросили в пустой товарный вагон и отвезли в Кюстринский лагерь военнопленных. Девушку поместили в одиночную камеру. Здесь она испытала все ужасы фашистских застенков. Администрация лагеря делала всё чтобы сломить дух советской лётчицы, склонить её на измену Родине. Эсэсовцы приводили в камеру власовца, который уговаривал пленную перейти в так называемую «освободительную армию». Аня с презрением отвергала все их предложения. Убедившись, что их старания напрасны, эсэсовцы установили для лётчицы строжайший режим. Военнопленным под угрозой наказания запретили с ней разговаривать. В камеру никого не пускали. Эсэсовцы присылали своего врача. Во время перевязок он накладывал на раны и ожоги специальную мазь, которая не заживляла их, а, наоборот, растравливала. Но это продолжалось недолго. Скоро в лагерь вошли советские танки. Анна была освобождена. К её боевым наградам прибавился ещё один орден Отечественной войны 1 степени, а правительство Польской Народной Республики наградило её орденом «Серебряный Крест Заслуг». Прошли долгие годы, прежде чем врачи смогли восстановить здоровье отважной лётчицы. Она осталась на жительстве в Москве, появилась семья. Старший сын Анны Александровны пошёл по стопам матери, стал военным лётчиком.
Талабаева И.В.Научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг.