Суббота, 23.11.2024, 02:23
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 541
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ
ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ Мордовии – школа авиации, школа мужества

В 20-х годах ХХ века в стране резко возрос интерес к авиации, что дало возможность привлечь  население  к строительству отечественного Воздушного Флота. В создании авиации большую роль сыграло основанное в марте 1923 года Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ). Лишь за один год в число членов ОДВФ вступило почти полтора миллиона человек. Благодаря этой организации в стране стали создаваться аэроклубы, планерные станции, строиться парашютные вышки.
23 мая 1925 года ОДВФ было объединено с обществом Доброхим и стало называться АВИАХИМ (Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности). 23 января 1927 года общество  АВИАХИМ слилось с Обществом содействия обороне (ОСО) и получило название ОСОАВИАХИМ. Это общество проделало огромную работу по распространению авиационных знаний и созданию разветвленной сети аэроклубов, авиационных кружков, началось массовое привлечение в члены ОСОАВИАХИМА.
В 20-е годы  1-й областной съезд ОСОАВИАХИМА берет курс на развитие авиационного дела в Мордовии. Повсеместно стали создаваться планерные и модельные кружки, строиться парашютные вышки для прыжков с парашютом. Для этих целей в Саранске пытались приспособить колокольню Успенской церкви, что находилась в парке им.А.С. Пушкина.
30-е годы отмечены новым интересом молодежи к самолетам. Комсомол страны берет шефство над авиацией. Лучшие представители молодежи начали изучать летное дело. Именно в эти годы в Мордовии создается Саранский аэроклуб имени П.Ф. Федосеенко, который впоследствии станет визитной карточкой мордовских авиаторов.
Летом 1935 года  центральная республиканская газета «Красная Мордовия» писала, что в Саранске на перекрестке улиц Крупской и Советской открывается аэроклуб. Вновь открывающемуся саранскому аэроклубу присвоили имя стратонавта П.Ф.Федосеенко. Сейчас мало кто знает о стратонавтах  Павле Федосеенко, Илье Усыскине, Андрее Васенко. В январе 1934 года эти исследователи космических просторов поднялись на стратостате «Осоавиахим-1» на высоту 22 километра. Они проводили изучение верхних слоев атмосферы. Эта была мировая сенсация и огромная гордость для Мордовии, так как среди стратонавтов находился наш земляк Илья Усыскин. Его родители проживали на Ленинской улице (ныне ул.Л.Толстого г. Саранск).  Илья часто проводил все студенческие каникулы в нашем городе.
При спуске стратостат  потерпел аварию и упал недалеко от села Потижский Острог Инсарского района Мордовской АССР. Погибших стратонавтов из Мордовии перевезли в Москву и похоронили на Красной площади. В 1963 году на привокзальной площади города Саранска был установлен памятник стратонавтам А.Б. Васенко, П.Ф. Федосеенко, И.Д. Усыскину, а также в их честь названы улицы города и школьный парк.
В 1935 году Саранский аэроклуб начал свою работу. Набор на авиационное дело был небольшой  - 18 мест, а подали заявления около трехсот человек. Всех желающих не могли принять, не хватало преподавателей, учебных классов. Существовал жесткий отбор по состоянию здоровью и по социальному происхождению. В первый набор попали: Владимир Стрельченко (впоследствии Герой Советского Союза), Клава Крутова,  Виталий Смирнов – (полковник, награжден в годы Великой Отечественной войны боевыми орденами и медалями), Борис Шундиков (полковник, кандидат военных наук) и другие.
Вот, что писал в своих воспоминаниях летчик, курсант саранского аэроклуба второго набора Вячеслав Михайлович Обухов: «Шел 1936 год. В Саранске активно функционировал аэроклуб. Обучение проходило в аэроклубе без отрыва от производства. Я и мой товарищ В.Е. Козолупов работали тогда токарями по металлу в механических мастерских местной промышленности. Услышав, что в аэроклубе идет очередной набор молодежи,  решили поступить и мы. Да и рассказы Володи Стрельченко разжигали наши интересы. Успешно пройдя медицинскую комиссию, мы были приняты в планерную группу аэроклуба. Там мы познакомились с новыми товарищами, которые, так же как и мы стремились овладеть пилотированием самолетов. Это были Гуськов Борис, Мирошкин Николай, Зайцев Борис, Степанков и другие. С Володей Стрельченко мы были дружны еще до аэроклуба.
С нами в одной летной группе было что-то восемь – девять человек: Гуськов Борис, Козолупов Владимир, Козлов Николай, Кокин, Мирошкин Николай, Милехина Анастасия, Обухов Вячеслав, Полякова Муза, Степанков.
Зимой 1937 года мы изучали теорию полета и материальную часть планера, а когда земля подсохла после весенней распутицы (примерно в середине мая 1937 г.),  мы приступили к полетам на планере. За лето 1937 г. наша группа успешно закончила планерную программу под руководством инструктора-летчика И. Шевченко, а осенью 1937 года и весной 1938 года мы изучали материальную часть самолета У-2 (впоследствии ПО-2) и проходили теоретическую подготовку. В мае-июне 1938 г. мы приступили к полетам на У-2.  В один из дней мой инструктор т. Шевченко объявил мне, что я полечу самостоятельно. После 2-х, 3-х провозных полетов с инструктором он сказал, что я готов к самостоятельному полету.
В переднюю кабину положили мешок с песком весом 30-40 кг., чтобы не нарушалась центровка самолета, инструктор дал мне последнее наставление и особо предупредил,  чтобы я не волновался. Я вырулил на линию исполнительного старта, поднятием правой руки попросил разрешение на взлет и, получив его,  начал взлетать. Оторвавшись от земли и выдержав самолет в горизонтальном полете на высоте 1-1,5 метра для набора необходимой скорости,  я плавно перевел самолет в набор высоты. Набрав высоту 100 метров, сделал 1-й разворот, затем 2-й разворот. Между вторым и третьим разворотами набрал заданную высоту 300 метров и перешел в горизонтальный полет. Я был очень рад, что лечу один, без инструктора. Весь полет длился 5-6 минут, мне предстояло выполнить расчет на посадку. Произведя третий разворот по определенным ориентирам, я убавил обороты воздушного винта и перевел самолет в планирование, сохраняя при этом заданную скорость. Потеряв высоту до 6-7 метров,  я начал плавно выравнивать самолет. Посадку самолета произвел с недолетом до посадочного знака. Видимо где-то допустил ошибку в расчете. Второй полет был выполнен лучше. После первых самостоятельных полетов по «коробочке» начались полеты в зону (место, воздушное пространство над определенным участком земной поверхности, ограниченное наземными ориентирами), где отрабатывалась техника выполнения фигур пилотажа: виражей, боевых разворотов, спиралей, горок, штопора. В этих полетах мы чувствовали себя  увереннее. Закончили программу мы в начале сентября месяца, а  в начале октября нас проверял представитель военного авиационного училища из г. Энгельса.  Сдав практическую и теоретическую часть в ноябре месяце 1938 года, я и мои товарищи были направлены в военное авиационное училище г. Энгельса и зачислены курсантами.    Из воспоминаний Героя Советского Союза Михаила Романова: « Примерно в ноябре 1938 года в рабфак пришел представитель Саранского горкома ВЛКСМ и аэроклуба. Они предложили желающим пойти учиться на летчиков. Записались все, особенно комсомольцы. Записались и мы с Иваном Суконниковым. Отсев на медицинской комиссии был очень большой. Примерно, только каждый пятый признавался годным к летной работе. Моего друга Ивана Суконникова забраковали, а я прошел вопреки всем моим сомнениям. После прохождения медицинской комиссии, кто был годен к летной работе, проходил еще и мандатную комиссию. Я благополучно прошел обе комиссии и был зачислен курсантом Саранского аэроклуба…».
С 1935 по 1936 год Саранский аэроклуб подготовил 39 планеристов, 17 авиамотористов для районов Мордовии, 32 парашютиста-перворазрядника. 15 саранских летчиков были зачислены в запас РККА. Таков был первоначальный вклад Мордовии в дело развития авиации страны.
В 1938 году Саранский аэроклуб подготовил и выпустил 50 летчиков. Он становится базой комплектования пилотов для военной авиационной школы летчиков г. Энгельса.. Не раз приемная комиссия этой школы отмечала высокий уровень подготовки пилотов и забирала к себе всех выпускников Саранского аэроклуба для дальнейшего обучения.  Многие выпускники Саранского аэроклуба впоследствии становились его учителями.   Окончив аэроклуб,  В. И. Стрельченко поступил в Ульяновскую летно-техническую школу, по окончании которой вернулся в родной аэроклуб. Из воспоминаний Б.С. Шундикова, друга Героя Советского Союза В.И. Стрельченко: «… вскоре он сам стал инструктором-летчиком и очень умело обучал полетам  молодых ребят. У Володи был талант в летном искусстве. Он отлично владел всеми фигурами высшего пилотажа, прекрасно производил взлеты и посадки…».
Не случайно в годы Великой Отечественной войны 10 прославленных пилотов,  воспитанников Саранского аэроклуба имени П.Ф. Федосеенко, стали Героями Советского Союза.
Саранский аэроклуб имени П.Ф. Федосеенко проработал до лета 1941 года. В июле 1941 года,  согласно распоряжению  военкома Мордовской АССР,  саранский аэродром (с ангарами, бензохранилищем и всеми постройками), помещение аэроклуба  было  передано вновь развертываемому в городе авиаполку.  Саранский аэроклуб  был переведен в город Алатырь, где формировался 29 запасной авиаполк. Задачей полка являлось формирование авиационных частей и направление их в действующую армию.
Мордовия,  благодаря огромной работе ОСОАВИАХИМА,  имела хорошую летную базу, на которой и разместились авиационные части в годы войны. Согласно архивным документам, первые летные части в Мордовии появились 5 июля 1941 года. Для обустройства им было выделено 650 коек, 500 стульев, постельное белье, матрацы, одеяла, подушки и т.д. На временное обслуживание авиачасти городом было передано пять газогенераторных грузовых автомашин. Из хозяйственных документов следует, что прибывшая часть состояла из 650 человек. Для отработки летных навыков были подготовлены полосы на Саранском аэродроме. Людей для обслуживания этих полос,  выделяли районы Лямбирский и Саранский.
11 июля 1941 года по приказу Наркомата Военно-Морского флота СССР в Саранск прибыли две авиационные части. На базе этих двух авиачастей формируется 1-й запасной авиаполк под командованием подполковника Х.А. Рождественского. Этим частям были выделены помещения саранского аэроклуба, два корпуса сборного пункта горвоенкомата.
29 июля 1941 года в Рузаевке размещаются две эскадрильи. Для отработки летных навыков город передает им аэродром. Летный состав размещается в служебных помещениях городского парка, а также в зданиях театра и коммунальной гостиницы.
Для поддержания боевого духа летчиков, Главлит Мордовской АССР начал издавать  газету «Сталинские соколы».                  
Руководство республики приложило немало усилий, чтобы построить аэродромную сеть. Восстанавливались старые аэродромы и строились новые.  В задачи аэродрома входило обеспечение базирования, маневрирования и взлета самолетов. Аэродромы республики выполняли функции не только учебных полигонов, но и принимали новые самолеты, направляемые на фронт с заводов изготовителей.
Место под аэродром выбиралось уполномоченными ВВС и ВМФ совместно с руководством района или города. Так в Ичалковском районе под аэродром был выбран участок размером  1500х100 метров,  расположенный на расстоянии одного километра от села Ичалки.
Строительство аэродромов в республике продолжалось на протяжении всей войны. В 1944 году они уже отличались расширенными или удлиненными взлетными полосами. К этому времени многие авиационные части начали покидать точки базирования в республике, шла передислокация частей ближе к фронту.
За годы войны летные школы Саранска воспитали прославленных летчиков, воздушных стрелков, которые получили высшую награду Родины,   стали Героя Советского Союза. Владимир Александрович Бурматов – в 1942 году окончил летную школу в Саранске. Юсуп Абдулабекович Акаев – В 1942 году окончил Военно-морское авиаучилище в Саранске. Командир эскадрильи 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. К июлю 1944 года совершил 104 боевых вылета.
Константин Владимирович Благодаров - с лета 1942 по февраль 1943 года переучивался на морского штурмовика в 3-м Военно-морском авиаучилище с летной базой в с. Чамзинка. Заместитель командира эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиаполка. К февралю 1945 года совершил 130 боевых вылета.
Виталий Николаевич Жальнин-15 января 1943 года зачислен во 2-ю школу младших авиаспециалистов в г. Рузаевка, а затем переведен в 3-е Саранское военно-морское авиаучилище. Воздушный стрелок 7-го гвардейского пикировочно-штурмового авиаполка Балтийского флота. До конца войны совершил 102 боевых вылета в составе экипажа. В 1945 году с риском для собственной жизни спас раненого командира. 27.04.1945 г. был представлен к званию Героя Советского Союза. Но только в 1996 году Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено звание Герой Российской Федерации.
Лидия Ивановна Шулайкина – В 1944 году окончила Саранское 3-е военно-морское авиаучилище. Штурман 7-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС Балтийского флота. До конца войны совершила более 50 боевых вылетов на самолете ИЛ-2. Герой Российской Федерации.
Известно 16 морских штурманов - Героев Советского Союза, окончивших Саранские авиационные школы в годы Великой Отечественной войны.
Мордовия не только принимала авиационные части, создав им места базирования, но и воспитала целую плеяду талантливых военачальников-летчиков:  С.К. Горюнова - генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза, Л.Г. Беловзорова  – генерал-майора авиации и др. талантливых командующих ВВС.
Многие мордовские летчики повторили подвиг Николая Гастелло: капитан М.А. Вельдяскин, уроженец Ромодановского района, в годы войны командир экипажа 36 МТАП ВВС Северного флота. 14 октября 1944 года в районе Танфьорда огненным тараном своего самолета уничтожил вражеский морской транспорт. Лейтенант И.Ф. Бибишев в годы войны служил заместителем командира эскадрильи 59-го гвардейского штурмового авиаполка. Под Сталинградом он совершил свой таран. 31 марта 1944 года повторили подвиг Гастелло экипаж Ивана Кудашкина. Лейтенант П.И.Орлов, уроженец Октябрьского района г. Саранска 3 апреля 1945 года в районе железнодорожного узла Чаковец (Югославия)  направил горящий самолет на скопление эшелонов врага.
Мужественно воевал прославленный летчик, уроженец Дубенского района А.А.Денисов. В 1936 году он сражался с франкистами в небе Испании, сбил 7 самолетов противника. Большое мужество и летное мастерство  проявил  в 1939-1940 гг.  в  дни боев с белофиннами. На его счету 8 воздушных побед, за что получил звание Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны защищал небо Ленинграда. На самолете И-16 он охранял «Дорогу жизни» от немецких ястребов, где сбил еще 7 фашистских самолетов.
А.П. Рубцов -  уроженец Рузаевского района, Герой Советского Союза. Только за два с половиной месяца пребывания на фронте он совершил на «Ил-4» 60 успешных боевых вылетов в ночное время. Не раз приходилось А.П. Рубцову летать на бомбардировку Берлина, Будапешта, Бухареста, Данцига, Варшавы. В сентябре 1942 года он совершил 15 вылетов в район Сталинграда.
За годы Великой Отечественной войны прославленный летчик Герой Советского Союза В.Т. Митрошин, уроженец Краснослободского района,  совершил 354 боевых вылета в ближние и дальние тылы противника.
На  фронтах Великой Отечественной войны мужественно сражался воспитанник Саранского аэроклуба  уроженец г. Саранска Б.Г. Беззубов, внук мордовской сказительницы Феклы Игнатьевны Беззубовой. И хотя судьба забросила его далеко от родной Мордовии в Хабаровск, мы помним о нем.  За мужество и героизм, проявленный в воздушных сражениях с врагом, другой воспитанник саранского аэроклуба В.М. Обухов трижды был награжден орденом Красной Звезды. Под Сталинградом громил врага В.К. Бородулин. И всем им путевку в небо дал Саранский аэроклуб ОСОАВИАХИМ - ДОСААФ. Это здесь они учились стойкости и мужеству.
С марта 1947 года началась послевоенная деятельность Саранского аэроклуба. Вновь в родное гнездо слетелись мордовские летчики. Вернулись с фронта: Константин Подкопалов, Павел Архипов, Павел Юртайкин и многие другие. Они и стали золотым фондом Саранского аэроклуба ДОСААФ. Обучение молодых пилотов вели  Герои Советского Союза - А.Ф. Чернышев,  А.С.Казаков. И неслучайно,  по решению Правительства СССР на базе Саранского аэроклуба в 1950 году создается Центральная объединенная летно-техническая школа ДОСААФ СССР.
Основной задачей школы являлась подготовка и воспитание высококвалифицированных авиационных специалистов для службы в аэроклубах и других учебных организациях ДОСААФ СССР. Недаром Саранскую ЦОЛТШ летчики назовут « Академией ДОСААФ СССР».  Школа была двухгодичного обучения, готовила специалистов по профилям: инструктор-летчик, инструктор-летчик-парашютист и авиационный техник всех специальностей. Прием осуществлялся централизовано через ЦК ДОСААФ СССР. После окончания выдавался диплом союзного значения. Специалисты школы пользовались большим спросом как в гражданской авиации, так и в ВВС. В этих организациях специальности по подготовке инструкторов-летчиков не было.
В организационный период в Саранск не раз приезжал председатель ЦК ДОСААФ  генерал-лейтенант авиации Н.П. Каманин. Именно он, оказал большую помощь в деле формирования и строительства ЦОЛТШ.
Первым начальником школы был назначен полковник Н.С.Старков, начальником штаба -  полковник И.Я. Бабаков. Преподавателями стали многие аэроклубовцы. Так  П.С. Юртайкин стал командиром эскадрильи. Это он передавал свой богатый опыт Марине Попович, впоследствии ставшей летчиком-испытателем, установившей 101 мировой рекорд.
В школе работал бывший летчик мино-торпедной авиации кавалер ордена «Красного Знамени» Н.М. Лебедев; летчик морской авиации Д.И. Боголюбов; командир эскадрильи кавалер ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени К.И. Подкопалов. В годы войны  Константин Иванович совершил 119  успешных  боевых вылета. Работали в школе: Ф.Т. Жуков -  пилот транспортной авиации кавалер ордена Красной Звезды;  А.А. Терпугов -  летчик бомбардировочной авиации; Г.В. Зайцев  - командир звена связи; летчик штурмовой авиации кавалер ордена Красной Звезды - Н.В. Абрамов.  Инструктором-летчиком работал в школе Н.П. Шанин -  военный летчик- истребитель. 
В 50-е годы саранские  инструкторы-летчики ЦОЛТШ ДОСААФ не раз приглашались на воздушные парады в Москву.  А.Ф.  Лавриненко пять раз участвовал в воздушных парадах, проходивших в Москве. Подкопалов К.И. в 1953 году являлся заместителем начальника штаба по организации воздушного парада ко Дню Победы. В его задачу входила отработка мастерства пилотирования, составление фигуры – надпись в небе -  «Слава Сталину».
В 1953 году в Саранскую  ЦОЛТШ был направлен Камендровский В.Я., с отличием окончивший школу. Его оставляют преподавателем- инструктором. Валентин Яковлевич подготовил и выпустил не один курс саранских пилотов.
Гордостью Саранской ЦОЛТШ стали Борис Антонович Орлов – Герой Советского Союза, летчик-испытатель, командир реактивного самолета ИЛ-62; Ирина Дмитриевна Вертопрахова,  установившая мировой рекорд по скорости и дальности полета; Марина Лаврентьевна Попович.
Воспитанники школы были достойны своих прославленных учителей. Так А.С.Панков, выпускник школы 1957 года, работал на Центральном аэродроме СССР им. В.П.Чкалова инструктором-летчиком-парашютистом, имел 1-й спортивный разряд, выполнил 420 прыжков с парашютом. Принимал участие в качестве парашютиста в проведении парада ДВФ СССР в г. Тушино, где являлся старшим группы.
Г.И. Памаскина -  выпускница 1952 года работала командиром звена. В 1959 году на зональных соревнованиях по самолетному спорту в Уфе она заняла первое место среди женщин. В аэроклубе было все на высоте, особенно отличалась парашютная школа.
Самой яркой звездой школы по парашютному спорту стала выпускница 1952 года Галина Дмитриевна Мухина. Она установила девять всесоюзных и мировых рекордов. В 1960 году Г.Д. Мухина в составе команды СССР принимает участие в международных товарищеских соревнованиях в Пекине, где заняла первое место по прыжкам  на точность приземления с высоты 600 метров.
За свои спортивные достижения Галина Дмитриевна  награждена орденом Красной Звезды (1953 г.), орденом Знак Почета (1958 г.),  ей присвоено звание Мастер спорта СССР (1956 г.), звание Заслуженного мастера спорта СССР (1960 г.),  награждена  свыше 20 медалями. И сейчас можно с гордостью назвать имя чемпиона России по парашютному спорту,  президента Федерации по парашютному спорту Республики Мордовия Виталия Юрьевича Гладкова.
Выдающимся парашютистом мордовской авиационной школы Саранского аэроклуба ДОСААФ  являлся Николай Кириллович Скрипкин, инструктор парашютно-десантной подготовки. На его счету 14 мировых рекордов в прыжке на точность приземления. Он являлся одним из лучших парашютистов не только нашей страны, но и мира.  Николаю Кирилловичу Скрипкину довелось побывать  на войне в Афганистане в качестве начальника спасательного отделения на Баграмском аэродроме. Здесь он совершил ярчайший подвиг. Впервые за все время нахождения наших войск в Афганистане,  Николай Скрипкин прыгнул с парашютом  на скалу в четыре с половиной тысячи метров, чтобы спасти нашего летчика. За свой подвиг Николай Кириллович Скрипкин был представлен к ордену Красной Звезды. Вот такие инструкторы работали в аэроклубе ДОСААФ.
В 70-х годах  командование Приволжского военного округа рассматривало даже такой вопрос, как расположение летного училища на территории Мордовии. Но дальше переговоров дело не дошло.
Многие курсанты, инструктора не только занимались изучением авиационного дела, но и вели активную общественную работу. Они принимали участие во всех городских соревнованиях, участвовали в агитационных компаниях по выборам в Верховный Совет СССР и местные советы. Так В.В. Прокин, чемпион 7-х Всесоюзных  соревнований  по прыжкам на точность приземления,  вел активную общественную работу. Он вел детские парашютные кружки во многих саранских школах, выступал с лекциями перед учащимися. За свою активную работу В.В. Прокин был выдвинут в 1958 году  кандидатом в депутаты Саранского горсовета.
Золотым фондом ЦОЛТШ ДОСААФ остаются Николай Ефимович Колтунов, Евгений Иванович Кругликов, Юрий Михайлович Грицук, Александр Иванович Лушенков и многие другие пилоты.
В марте 1964 года  Саранскую ЦОЛТШ  ДОСААФ перевели в Калугу. В этом же году на базе ЦОЛТШ создается Саранский учебно-тренировочный авиационный центр – СУТАЦ. Его цель – подготовка летчиков реактивной авиации для резерва ВВС. В Саранске УТАЦ находился 28 лет. Ежегодно ВВС получали 100 аттестованных летчиков запаса. Заместителем командира полка по политической части долгое время служил Ю.П. Калямин. Военный летчик 1-го класса, налетал 1980 часов, закончив военно-политическую академию им. В.И. Ленина, он продолжил службу в СУТАЦ. В это время в центре обстановка была напряженной, произошли две авиационные катастрофы. С приходом Ю.П. Калямина, обстановка начала выправляться. Руководству центра,  куда входил и полковник Калямин, удалось переломить ситуацию и вывести СУТАЦ из кризиса. Учебный центр стал готов не только выполнять любые задачи командования ВВС, но и несколько лет подряд получал призовые места. А самое главное – была обеспечена безаварийная летная работа. В 1986 году в Саранске прошли соревнования по высшему пилотажу на реактивных самолетах. Первое место заняли мордовские пилоты. В июне 1992 года СУТАЦ  расформировали.
Наступили тяжелые 90-е годы. Многие аэроклубы страны закрылись. Такая же участь нависла и над Саранским аэроклубом. Как говорят летчики, он находился в «свободном падении». Людям не платили заработную плату, не было топлива, парашютный инвентарь пришел в негодность. В это тяжелое время возглавил клуб И.В. Рогулев - подполковник ВВС, уроженец Саранска, еще мальчишкой он пришел в аэроклуб. Любовь к авиации ему привили мордовский пилот -  участник Великой Отечественной войны Виктор Константинович Бородулин и прославленная парашютистка, чемпионка мира Галина Дмитриевна Мухина. Но и семья Рогулевых имеет прямое отношение к авиации:  родной дядя Игоря Владимировича – летчик, погиб, защищая небо Москвы. И.В. Рогулев связал свою жизнь с авиацией. Закончил Уфимское высшее военно-авиационное училище, служил в Дальневосточном военном округе, затем – служба в Мордовии в отдельной авиационной эскадрилье, закончил впоследствии Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Он как смог сохранил коллектив, аэроклуб.
В июне 1994 года  провел регистрацию. Клуб получил новое имя и стал называться «Саранский аэроклуб им.М.П. Девятаева Российской оборонной спортивно-технической организации РОСТО (ДОСААФ)». При финансовой поддержке Главы Республики Мордовия, правительства республики, руководства РОСТО ДОСААФ  возобновились прыжки с парашютом, появился новый инвентарь, был отремонтирован спортивный самолет ЯК-52. Самолеты поднялись в небо.
После И.В. Рогулева Саранский аэроклуб им. М.П.Девятаева возглавил Анатолий Иванович Кострица – воспитанник ЦОЛТШ. Наступили другие времена, клуб стал набирать обороты. Проводились соревнования по парашютному спорту. Клуб не раз посещала легендарная летчица Марина Лаврентьевна Попович.
Сейчас Саранский аэроклуб ДОСААФ им. М.П. Девятаева возглавляет Г.А.Якушкин. Перед аэроклубом стоит задача,  поставленная руководством ДОССАФ РМ -  подготавливать молодежь к службе в армии. Поэтому можно смело надеяться, что славная история мордовских летчиков будет продолжена. Есть у нас кому защищать и покорять небо.
В.М.Ковшова
зам. директора по научной работе
Мемориального музея военного и
трудового подвига 1941-1945 гг., к.и.н.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (20.11.2012)
Просмотров: 4302 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz