Воскресенье, 12.01.2025, 08:24
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 542
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Он воевал над морем
Мельдизин Каюм Константинович родился 18 февраля 1915 года в г. Рузаевка ныне районном центре Рузаевского района Республики Мордовия. Предположительно в 1920 – 1930-е годы семья Мельдизиных перебралась в Московскую область – в д. Михалково в районе станции Очаково проживала на момент гибели сына его мать Афифия Шакировна и сестра Аня.
Уже в 20 лет, 15 сентября 1935 года, К.К. Мельдизин призывается в ряды РККА и за короткое время становится инструктором парашютного спорта в Московском метростроевском аэроклубе, который базировался в деревне Малая Вязема ныне Одинцовского района Московской области. Герой Социалистического Труда Т.В. Федорова в своей книге «Наверху – Москва» так вспоминала о Каюме Константиновиче: «В тот, 1935 год я работала на шахте машинистом эректора в бригаде проходчиков. И училась в планерной школе. (…) Однажды, когда мы вот так «подлетывали» в Вяземах на своей безмоторной авиации, к нам на старт пришел инструктор парашютного спорта Каюм Мельдизин.
— Курсант Федорова! Вы хотите прыгнуть с парашютом?
Все ребята и я ошеломлены. Ведь мы даже в качестве пассажира на У-2 еще не летали, а тут такое счастье — и первый полет и прыжок.
— Конечно, хочу!
— Тогда на старт.
Через все поле аэродрома бежим к старту. Там в зеленом чехле приготовлен парашют. Каюм помогает надеть его — он тяжелый, 16 килограммов, да не один, а два. Основной на спине, а запасной, поменьше, на груди. Маленький, как кузнечик, самолет У-2. Он показался мне в те минуты огромным. Каюм показывает, как надо залезть в кабину, как по команде, в воздухе вылезти из нее на крыло, как держаться, чтобы раньше времени не сорваться вниз.
На земле вроде бы все просто. Слушаю внимательно, Мельдизин продолжает инструктаж:
— Летчик дает команду: «Вылезать!» Вылезаешь. Левой рукой держись за его кабину, правая — на кольце парашюта. По команде «Пошел!» прыгай. Смотри, на крыле не открой парашют, а то все трое погибнете. И ты, и летчик, и самолет.
Каюм продолжает:
— Прыгнешь, тогда дергай кольцо. Если этот парашют не откроется, берись — вот видишь — за красное колечко, запасное — рви его. Если и второй парашют не раскроется, — добавляет потихонечку Каюм, — лети так, больше делать нечего.
Говорит, а сам озорно улыбается. Оказывается, он проверяет нервную систему курсанта.
Позже летчики открыли мне «тайну» Каюма. Если бы я в ответ на его совет «лети так» сделала «квадратные» глаза с перепугу — он бы отменил прыжок.
Уже когда я приземлилась, Каюм сказал:
— Я видел, что тебе страшновато, но держишься храбро, даже улыбаешься.».
В 1937 году Каюм Константинович Мельдизин вероятно направляется на обучение в авиационную школу. Окончив его, предположительно в 1942 году он прибывает в 17-й иап ВМФ, который входил в состав Тихоокеанского флота. Совершенствуя свое летное мастерство, К.К. Мельдизин рвался на фронт – весной 1943 года он переведен в 20-й иап ВМФ. Истребительный авиаполк в мае 1943 г. после переформирования в штатном составе трех истребительных эскадрилий вернулся в Заполярье в состав 6 иад СФ.
Уже в первых боях лейтенант Каюм Константинович Мельдизин показал свое мастерство воздушного боя на истребителе «ЯК-1»:
С 15 июня по 25 июля произвел 31 вылет на боевые задания, из них: семь вылетов лейтенант Мельдизин сделал на прикрытие наших кораблей, четыре на отсечку самолетов противника и три на сопровождение своих самолетов. Им проведено три воздушных боя, в ходе которых сбил два самолета и предположительно сбил 1 самолет пр-ка. Так:
9.07.43 г. – возглавлял группу из четырех самолетов ЯК-1, лейтенант Мельдизин получил задачу – прикрытие вылета штурмовиков с аэродрома Пумманки. После взлета самолетов принял самостоятельное решение, сопровождать их до цели м. Эккере (район Вардэ). На удалении предельного радиуса действия истребителей группа ЯК-1 связала боем 6 «Ме-109» и 2 «ФВ-190»; представляя возможность штурмовикам сбросить бомбы на тр. пр-ка. В этом воздушном бою лейтенант Мельдизин лично сбил один самолет пр-ка «Ме-109». Штурмовики выполнив свою задачу вернулись на свой аэродром без потерь.
16.07.43 г. – выполняя задачу отсечки самолетов противника от наших штурмовиков и истребителей «Харрикейн» в районе Вайталахти, внезапно атаковал пару самолетов «Ме-109» и с дистанции 50 - 70 м. предположительно сбил одного из них.
25.07.43 г. – будучи ведущим ударной группы истребителей, лейтенант Мельдизин сопровождал бомбардировщиков «Пе-2» до мыса Свартнес (район Вардэ). При подходе к цели он заметил восемь «Ме-109», атаковавших самолеты «Пе-2» и поведя в атаку четверку Яков, сбил одного «Ме-109», в 12 – 16 км восточнее м. Свартнес. Возглавляемая им группа из четырех самолетов ЯК-1 – сбила пять самолетов противника, не потеряв при этом ни одного из своих самолетов. Бомбардировщики успешно выполнили свою задачу, потопив транспорт пр-ка водоизмещением в 12 тыс. тонн.
Надо отметить, что первые успехи К.К. Мельдизина привлекли внимание военных журналистов – выходят статьи о молодом успешном асе. При этом газетные статьи читаются не только мамой Афифией Шакировной и сестрой Аней, но и его бывшими однополчанами по 17-му иап ВМФ – они пишут ему письма:
«Привет тебе, привет, Каюм Константинович!
Сегодня мне вручили твое письмо и сразу спешу ответить на него. Во-первых, до глубины души рад твоим боевым успехам. Правда, в письме ты очень скромен. У нас о тебе более подробно известно из газет, и все мы гордимся тобою – бывшим нашим летчиком.
Судя по газетным статьям, я сделал заключение, что твой метод в бою и твоя система приобрели какую-то закономерность. Я очень доволен, что наши скудные наказы и советы не проходят даром. У тебя сейчас гораздо больше своего опыта, и очень прошу написать нам о нем.
Каждый день мы тщательно просматриваем все газеты все, что находим о тебе, внимательно изучаем.
Поздравляю, Каюм Конститинович, тебя с наградой и желаю дальнейших успехов.
До скорого свидания после победы над врагом!
С приветом М. Ушаков (…)».
В августе 1943 года Мельдизину несколько раз выписывали путевку в дом отдыха, но каждый раз он отказывался от нее, мотивируя тем, что надо воевать, и что отдыхать он будет после войны.
Повышенный до старшего лейтенанта К.К. Мельдизин и назначенный заместителем 2-й авиаэскадрильи 20-го иап ВМФ продолжал увеличивать свой боевой счет:
15.09.43 г. Производя тренировочные полеты после возвращения из госпиталя тов. Мельдизин один вступил в бой с 8-мью «Ме-110» и 11 «Ме-109», которые пытались произвести налет на наши аэродромы. Несмотря на численное превосходство противника, сумел сорвать замысел врага и в проведенном воздушном бою сбил ДВА самолета противника: 1 «Ме-109» и 1 «Ме-110»
19.09.43 г. будучи ведущим группы истребителей, сопровождал «Пе-2» для нанесения бомбардировочного удара по каравану противника. На предельном радиусе действия самолетов ЯК-1 связал боем самолеты – истребители противника, дав возможность бомбардировщикам успешно выполнить свою задачу и без потерь вернуться на свой аэродром. В воздушном бою с 4-мя «Ме-109» лично сбил один самолет противника «Ме-109» (в районе восточнее Вардэ – авт.).
При этом летчик-истребитель К.К. Мельдизин не чурался и полетов на У-2. Как-то в конце сентября 1943 года ему было поручено перебросить на один из отдаленных аэродромов бензиновый бак и аккумулятор на самолете У-2. В дороге К.К. Мельдизина зажали немецкие Ме-109. В течение продолжительного времени летчик умело увертывался от наседавших немецких истребителей. Только после того, как мотор самолета отказал. Мельдизин произвел вынужденную посадку (возможно при ней он получил сотрясение головного мозга – авт.). До места назначения было еще несколько десятков километров. Взвалив бак и аккумулятор на себя, Мельдизин пешком доставил их по назначению, выполнив, таким образом, данное ему приказание.
Однако, из-за полученного сотрясения мозга К.К. Мельдизин был отправлен в госпиталь. Выписавшись из него, старший лейтенант явился в часть и доложил командиру, что состояние здоровья хорошее и готов выполнять любое боевое задание. Командир полка сказал ему, что по заключению врачей он должен отдохнуть, но Каюм Константинович категорически отказался поехать в дом отдыха.
После 5-6 сбитых немецких самолетов старший лейтенант К.К. Мельдизин зарабатывает авторитет среди остальных летчиков. Они стали говорить раз Мельдизин пошел на боевое задание – значит жди новой победы. Стремление драться с врагом у Мельдизина было настолько велико, что он обижался, когда его не посылали на боевое задание. Не любил Мельдизин и отдыхать, особенно в боевые дни. «Офицер призван для боя. Мое место там – в бою», – говорил он. (…) Велик был боевой успех Мельдизина. Конечно, сам по себе этот успех к летчику не пришел. Мельдизин повседневно совершенствовал свое боевое мастерство, изучал и отлично знал тактику немецких летчиков.
Как говорил сам заместитель 2-й авиаэскадрильи 20-го иап СФ старший лейтенант Каюм Константинович Мельдизин: если поставлена задача, я обязан ее выполнить, чем бы это для меня ни кончилось. Найти врага, атаковать его, как бы силен он ни был, и уничтожить – таков девиз этого отважного летчика. Однажды, возвращаясь с разведки, во время которой К.К. Мельдизиным были добыты важные сведения, он заметил ниже себя пару истребителей противника, и положение у него было выгодное. Во-первых, он был выше врага, а, во-вторых, мог внезапно атаковать его.
 – Очень хотелось сбить немца, да удержал меня приказ командира — скорее доставить сведения разведки, — рассказывал после К.К. Мельдизин.
Как отмечали однополчане Каюма Константиновича – его отличительные черты в воздушном бою это: смелая, напористая н внезапная атака, исключительно умение все видеть, бои только на вертикали, умелое использование радио, отличная техника пилотирования, постоянно «резвая» походка — вот отличительные черты летчика Мельдизина. В бою основным методом Мельдизина был вертикальный маневр. Как только он замечал противника, сразу же старался занять превосходство в высоте. Для того, чтобы не терять этого превосходства в процессе боя, Мельдизин при выходе из атаки никогда не шел вниз и не оставался на той высоте, а сразу же переводил самолет в восходящую вертикаль. Огонь по противнику Мельдизин вел прицельно и с близких дистанций (70 – 30 метров). Такой же стрельбе он учил и своих подчиненных. Старший лейтенант Мельдизин — признанный мастер пилотажа. Он чувствовал свой самолет на всех режимах и отлично владел им. Делая сложные фигуры, он вызывал законное восхищение и зависть у всех летчиков.
— Главное для истребителя в бою — инициатива и высота. Будешь их иметь — всегда победа обеспечена, — говорил Мельдизин.
Старший лейтенант К.К. Мельдизин люто ненавидел противника: я вас награжу последним, последним крестом — деревянным!
К сожалению, заместитель командира 2-й авиаэскадрильи 20-го иап ВМФ Северного флота старший лейтенант К.К. Мельдизин погиб в воздушном бою 5 октября 1943 года при случайном столкновении в облаках с самолетом летчика своего полка младшим лейтенантом В.П. Мельниковым (также погиб – авт.). Перед своей гибелью Каюму Константиновичу удалось сбить немецкий истребитель ФВ-190, который упал в районе Ура-Губа. Останки отважного пилота были захоронены на кладбище у аэродрома Ваенга – I.
Узнав о гибели своего брата, сестра Аня написала письмо его боевым товарищам:
«Дорогие товарищи!
Получили мы от вас известие о гибели нашего любимого Каюма. Нашей маленькой семье проклятые немецкие звери нанесли сильный, незабываемый удар. Они отняли самое дорогое, что было в нашей семье: у моей мамы — любимого сына, у меня - дорогого брата.
Что может быть тяжелее этого горя!
Прошу я вас, всех летчиков – товарищей моего брата: бейте проклятого немца, бейте его без пощады! Отомстите злым немецким иродам за отнятое у многих советских людей счастье и за нашего любимого Каюма.».
16 октября 1943 года старший лейтенант К.К. Мельдизин был представлен к ордену Отечественной войны I степени посмертно, и 12 ноября его награждение командованием было утверждено.
Всего за 112 дней (с 15 июня по 5 октября 1943 года) на фронте летчик Каюм Константинович Мельдизин сбил 6 немецких самолетов лично и еще 1 был под вопросом. При этом надо отметить, что во всех случаях его целями становились вражеские истребители, то есть он вел борьбу с немецкими асами. За свои успехи он был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
В дальнейшем 24 июля 1945 года в список личного состава 20-го иап ВМФ навечно занесена фамилия летчика-истребителя старшего лейтенанта Каюма Константиновича Мельдизина. Теперь на поверках, при вызове его фамилии, правофланговый отвечает:
- Геройски погиб за Родину в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками!
И каждый офицер, стоящий в строю, всегда с благодарностью вспоминает об этом летчике-офицере и говорит себе: «Быть таким, как Мельдизин! – моя цель».
На долгое время в истребительном авиационном полку ходили поговорки при обучении молодого пополнения:
«Учись у Мельдизина воевать»;
«Стреляй, как Мельдизин – наверняка»;
«Мельдизин пошел в полет – одним фрицем меньше»; 
«У Мельдизина учись смелости – любого фрица победишь»;
«Смотри, как Мельдизин – всегда врага найдешь»;
«Люби и знай свой самолет, как Мельдизин, и враг тебе будет нестрашен».
И.А. Черняев - н. сотрудник Мемориального музея.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: tatianakost (21.03.2019)
Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz