Музей одного предмета… Звучит как то не очень. Хотя такое понятие, как выставка одной картины давно вошло в культурную жизнь... Поэтому и здесь есть своя логика. К этой мысли я пришла, когда свою знакомую из Питера водила в музей С. Эрьзи… Мы пришли, посмотрели экспозицию, возле многих скульптур она подолгу стояла, но когда подошли к величественной скульптуре Моисея, она просто дар речи потеряла…. А потом сказала, что надо прийти еще раз и только к этой работе. Чтобы ничто больше не отвлекало от созерцания этой скульптуры… Примеряя ситуацию к своему музею – Мемориальному музею военного и трудового подвига 1941-1945 гг. – тоже хочется сказать, что иногда большая обзорная экскурсия приводит к тому, что чего то важного приходится касаться вскользь, мимолетно. Иногда важный экспонат, будь то фотография, орден, личная вещь, экспонируемая в музее, как то теряется, нивелируется. Поэтому сегодня я хочу привлечь ваше внимание к уникальной награде Михаила Ивановича Кормилицына, которая экспонируется в экспозиции нашего музея. Это болгарский орден «За военные заслуги». Редкий и очень красивый по исполнению экземпляр высшей военной награды Царства Болгарского - орден «За военные заслуги» (болг. Орден «За военна заслуга») учреждён указом князя Фердинанда I 2 августа 1891 года. Орден предназначался для награждения военнослужащих за безупречную военную службу (в мирное время) и за особенные заслуги во время войны (с военным отличием). Экземпляр, о котором пойдет речь, принадлежал Михаилу Ивановичу Кормилицыну (24.01.1900-3.10.1970) – уроженцу села Ключарева Саранского уезда Пензенской губернии ныне Рузаевского района РМ. М.И. Кормилицын в течение всей войны возглавлял Управление снабжения горючесмазочными материалами Действующей Армии и Военно-морского флота. Непосредственно перед Великой Отечественной войной и с ее началом многие опытные работники Главнефтеснаба при Совнаркоме СССР были откомандированы в Управление снабжения горючим (УСГ) Красной Армии для пополнения его специалистами высокой квалификации. В их числе был начальник Главнефтеснаба М. И. Кормилицын, назначенный в декабре 1941 года заместителем, а в январе 1942 года начальником УСГ Красной Армии. С 1942 г. - генерал-лейтенант технических войск по снабжению Красной Армии горючим. Богатый архив фотографий и личных вещей Михаила Ивановича – более 200 единиц хранения - находится в экспозиции Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов. Большая витрина в Зале полководцев рассказывает гостям музея о нашем прославленном земляке. Особое внимание посетителей привлекают форменный мундир М.И. Кормилицына с орденскими планками, его генеральская фуражка и кортик генерал-лейтенанта. Сбором материала и формированием фонда М.И. Кормилицына занималась О.А. Майорова, в то время работавшая в нашем музее. Она переписывалась с родными Михаила Ивановича, встречалась с ними лично… За годы службы М.И. Кормилицын был удостоен 18-ти наград. Он награжден орденом Красной Звезды, орденами Боевого и Трудового Красного Знамени, орденами иностранных государств Крест Грунвальд III степени (1410-1944) и орден Болгарский «За военные заслуги» II степени, медалью «За боевые заслуги» и другими наградами. Орден имеет Великий крест, шесть степеней и две категории: с военным отличием (лавровый венец), выдававшимся во время войны и без военного отличия, выдававшимся в мирное время. Знак ордена представляет собой пизанский крест со скрещёнными мечами между раменами. Крест всех степеней, кроме VI-й, покрыт тёмно-красной эмалью и имеет подвесное звено в виде короны (кресты V-й и VI-й степеней могли быть также и без короны). Низшая степень ордена - VI-я, эмалью не покрывалась и была целиком серебристого цвета. Орденом «За военные заслуги» II-й степени награждались исключительно генералы и напоминает крест I-й степени, но имеет размер 63мм. Носился на шейной ленте. Эту награду М.И. Кормилицын получил за прокладку через реку Дунай сборно-разборного трубопровода, для подачи горюче-смазочных материалов. Историческая справка: В ходе зимнего наступления 1945 года войсками 3-го Украинского фронта был форсирован Дунай, мосты через который были взорваны отступающим противником. Подвоз горючего железнодорожным и автомобильным транспортом исключался, в то время как стремительное наступление войск требовало подачи горюче-смазочных материалов. Эта задача была решена путем прокладки через р. Дунай сборно-разборного трубопровода. Трубопровод был проложен с левого берега реки (от ст. Бая) на правый берег (ст. Батасек) по льду Дуная. Длина трубопровода составляла 900 м. Горючее с левого берега непосредственно из железнодорожных цистерн перекачивалось по трубопроводу на правый берег при помощи насоса ПД-10. Вначале горючее на правом берегу заливалось в топливозаправщики, затем линия трубопровода была проложена до железнодорожного тупика и горючее сразу пошло в железнодорожные цистерны. Всего с 20 января по 1 февраля 1945 года было перекачено горючего: для 57-й армии 332 т, для фронтовых частей - 600 т. Средняя производительность перекачки насосом ПД-10 составляла 30-40 т/ч. Таким образом, трубопровод обеспечил полностью подачу горючего для армий, действующих за Дунаем. Одновременно с эксплуатацией трубопровода, проложенного по льду, силами ремонтной мастерской и складов горючего 3-го Украинского фронта строился второй трубопровод, который прокладывался по оставшимся опорам разрушенного железнодорожного моста (г. Бая). Трубопровод длиной 1120 м, диаметром 100 мм был подвешен на тросах к опорам. При прокладке трубопровода на сохранившейся части опор и ферм взорванного моста установили деревянные козловые мачты высотой 7 м с вращающимися металлическими роликами на вершинах мачт. Через ролики был, перекинут стальной трос, конец которого на левом берегу был прикреплен к опоре намертво, а на правом берегу - к балансиру противовесу. Собранный трубопровод диаметром четыре дюйма, с помощью 6-мм проволочных подвесок и роликов перекатывался по тросу с одного берега на другой. Длина подвесок была подобрана таким образом, чтобы при заполнении горючим трубопровод принял прямолинейное положение. Стрела прогиба троса регулировалась балансиром-противовесом. После того как наступила оттепель, эксплуатация первой линии трубопровода стала невозможной, и тогда перекачка горючего началась по второй линии трубопровода. Почти весь январь 1945 года перекачка горючего через Дунай в г. Бая осуществлялась по трубопроводу, что в значительной степени освободило автотранспорт и позволило использовать на правом берегу железнодорожный транспорт для подачи горючего войскам. В современной истории Болгарии орден «За военные заслуги» был восстановлен, с некоторыми изменениями, 13 июня 2003 года и, в настоящее время, является государственной наградой Республики Болгария.
|