Ежегодно 20 июня Военно-морской флот России чествует специалистов минно-торпедной службы. Профессиональный праздник этого подразделения был учрежден в 1996 году приказом Главнокомандующего ВМФ России — в память о первом успешном применении минного оружия российскими моряками. Согласно историческим источникам, в 1855 году, во время Крымской войны, англо-французская эскадра вошла в Финский залив, чтобы атаковать российские военно-морские базы, в первую очередь, Кронштадт. Чтобы защитить свои рубежи, русским морякам пришлось применить минное оружие. В результате противник потерял четыре боевых корабля и отказался от нападения. А торпеду впервые в истории применил будущий вице-адмирал Степан Осипович Макаров в ходе Русско-турецкой войны (1877—1878). В ночь на 14 января 1878 года он атаковал турецкий сторожевой пароход «Интибах» на батумском рейде. Торпеда попала в цель и затопила вражеский корабль. Не меньший профессионализм и мужество проявили специалисты минно-торпедной службы и в годы обеих мировых войн, защищая рубежи страны. Сегодня мины и торпеды составляют основу вооружения Войск береговой обороны, в чьи обязанности входит защита пунктов базирования сил ВМФ РФ, портов и других важных участков побережья. Кроме того, торпедное оружие входит в комплектацию торпедных подводных лодок. Их предназначение — оборона от подводного флота противника, а также эскортирование ракетных подводных лодок и надводных кораблей. С первых дней Великой Отечественной войны советские флотские минеры начали ставить оборонительные минные заграждения. С 23 июня по 21 июля корабли флота интенсивно минировали подходы к Севастополю, Одессе, Новороссийску, Туапсе, Батуми и стратегически важному Керченскому проливу. Всего Черноморский флот за время войны поставил 10745 мин. Из них в оборонительных заграждениях — 8388 мин. Как и другие наши флоты, он вёл минную войну оборонительного характера. Корабли Балтийского флота только в 1941 году поставили 12047 мин. А минирование вод противника сделалось одной из наиболее часто выполняемых боевых задач. Широко применялись во время Великой Отечественной войны и торпедные катера, предназначенные для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. К началу войны СССР имел 269 торпедных катеров. В годы войны комсомольцы Мордовии были инициаторами сбора денег на строительство торпедных катеров, два из них получили название «Мордовский колхозник» (затонул в ходе боя с противником 27 марта 1945 г.) и «Мордовский комсомолец». На всех морях катерники не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные мины. Советские торпедоносцы продемонстрировали не только железную стойкость и волю к победе, но и подлинное мастерство, выучку, умение в условиях молниеносного морского сражения мыслить, находить нешаблонные, и потому неожиданные для врага, решения. В Санкт-Петербурге на площади Морской славы, расположенной на самом берегу залива, имеется необычный памятник: на постаменте из серого гранита — торпедный катер времен войны. Под ним — бронзовая надпись, отлитая из старых винтов: «Героическим морякам торпедных катеров Балтики. 1941-1945».