Жизнь Михаила Петровича – это особая история, хотя и очень похожая на многие биографии его сверстников. Родился в революционном семнадцатом году в бедной крестьянской семье поселка Торбеево Мордовской АССР. В 1923 году пошел в первый класс. Рос озорником и непоседой. А через несколько лет произошло событие, которое превратило парнишку в лучшего ученика! В Торбееве приземлился самолет (Р-1 или Р-5). Деревянный, он казался тогда чудом техники. Маленький Миша, проскользнув к летчику, спросил: - Что нужно сделать, чтобы стать летчиком? «Надо заниматься спортом, быть сильным и очень хорошо учиться» ответил авиатор. Эта фраза перевернула всю жизнь мальчика. Заканчивая семилетку, Девятаев уже знал, что он будет летчиком. После окончания 7-го класса М.П. Девятаев с двумя товарищами едет поступать в Казанский авиационный техникум. Но там ребят ждала неудача – не хватило каких-то документов. Друзья решили поступать в Казанский речной техникум. Одновременно Девятаев поступил в аэроклуб. Весной 1937 года он впервые поднялся в небо на «кукурузнике» ПО – 2. Затем была учеба в Оренбургском летном училище. Утро 22 июня 1941 года лейтенант Девятаев встретил под Минском. Полк, в котором служил Девятаев, отличился уже в первый месяц войны. Его летчики совершали по 5-6 вылетов в день, нанося сокрушительные удары по врагу. Лучшим из них, в том числе и Михаилу Петровичу вручили в Кремле орден Красного Знамени. Это было началом его летной биографии. М.П. Девятаева сбивали шесть раз, но каждый раз он возвращался в строй. В одном из боев самолет Девятаева был подбит, а сам он серьезно ранен. С трудом покинул летчик кабину самолета и раскрыл парашют. Его подобрали пехотинцы. Так Девятаев оказался в госпитале. Не дождавшись выписки, Михаил Петрович в одном халате и тапочках убегает из госпиталя и возвращается в свою часть. И снова в бой. В сентябре 1941 года Девятаев снова получил ранение, очень тяжелое. Только в феврале 1942 года летчика выписали из госпиталя, но заключение врачей было неутешительным. Врачи запретили Девятаеву служить в истребительной авиации и разрешили летать лишь на тихоходном самолете легкого типа «ПО-2». Но летчик не терял надежды снова стать истребителем. Эту мечту удалось осуществить ему только весной 1944 года, когда повстречался со своим бывшим командиром Владимиром Бобровым. И тот помог Михаилу вернуться в истребительную часть. Девятаев получил направление в авиационный полк грозной для врага дивизии Александра Покрышкина и снова попал в команду В.И. Боброва. Одно имя Покрышкина приводило гитлеровцев в ужас и вызывало панику в их рядах. В начале июля 1944 года наши войска готовились к новому мощному наступлению в районе Львова. Сюда была переброшена и авиационная дивизия, которой командовал А. Покрышкин. Истребители должны были прикрывать с воздуха наземные части. В одном из боев самолет Девятаева был подбит. Летчик почувствовал ожег в левом плече. Кровь окрасила рычаги управления. Кабина наполнилась едким дымом. Самолет горел. Летчик решил дотянуть до линии фронта. Но огонь распространялся с неимоверной быстротой, подбирался к бензобаку. Самолет мог взорваться в любую минуту. Последнее, что услышал Девятаев, были слова командира: - Миша, прыгай! Девятаев с трудом отделился от горящего самолета, дернул вытяжное кольцо и потерял сознание. Очнулся Михаил Петрович в полуразрушенной землянке и тут узнал страшную весть – «Он в плену». И начались тяжелые для Девятаева испытания. Сначала он попал в Лодзинский лагерь. Голод, пытки, издевательства – вот чем хотел враг сломить верность советских воинов своей Родине. Кусочек хлеба-суррогата наполовину из древесных опилок выдавался на весь день. Группа военнопленных куда входил и М.П. Девятаев решили устроить побег из лагеря. Было решено прорыть подземный ход из барака за колючую проволоку, а там свобода. Задуманный план побега был труден и связан с большим риском, но зато обещал скорую свободу. Вся подготовка к побегу проводилась в строгой тайне. Как ни печально, план этот осуществить не удалось. Эсесовцы разузнали о готовящемся побеге. Подкоп был раскрыт. Большая группа военнопленных этого барака тут же была отправлена в карцер. Девятаева бросили в одиночную камеру. После чего оборванных, босых, избитых до полусмерти участников подкопа перевезли в концлагерь «Заксенхаузен». В списке сожженных в печи крематория за 5 декабря 1944 года есть фамилия Девятаева. Ошибка? Нет. Парикмахер лагеря, тоже из заключённых, заменил бирку смертника Девятаева на бирку узника Никитенко. Под этой фамилией Девятаев и был отправлен на остров Узедом. «Заксенхаузен» - это был центральный экспериментальный концентрационный лагерь смерти, находившийся под непосредственным руководством главаря СС Гиммлера. Здесь изобретались и испытывались самые дьявольские способы умерщвления людей и затем распространялись во все другие лагеря. Из лагеря смерти «Заксенхаузен» Михаила Петровича Девятаева перебросили на остров Узедом, что в Балтийском море, в концлагерь Пенемюнде – филиал «Заксенхаузена». В концлагере Пенемюнде находилось более 3-х тыс. заключенных. Всех их фашисты использовали на разных тяжелых работах. Узники называли этот остров «островом дьявола». На этом острове испытывались и запускались новые марки самолетов, ракетные снаряды ФАУ-1, ФАУ-2. И фашисты тщательно оберегали свою стратегическую базу с воздуха. По всему берегу стояли зенитные орудия, ракетные площадки. Узник, попавший на этот остров, был обречен. Его уже живым отсюда не выпускали. Это была перестраховка, чтобы не раскрылась тайна о существовании сверхсекретной военной базы. На этом острове был аэродром, отделенный от лагеря капитальной стеной. Девятаев попал в команду заключенных, которых гоняли на аэродром засыпать воронки от бомб, ремонтировать взлетные площадки. Мысль о побеге не покидала М.П. Девятаева и здесь. В лагере готовился побег, но никто не знал, как преодолеть морской пролив. Тогда Михаил Петрович предложил, что лучше всего осуществить побег на самолете, который нужно захватить на немецком аэродроме. В состав «экипажа» подбирались самые надежные люди, способные выдержать любые испытания. Девятаев много размышлял о предстоящем полете. Осуществить полет было очень трудно. Предстояло управлять чужим самолетом, который он видел, но устройства которого не знал. Михаил стал использовать малейшую возможность, чтобы заглянуть в кабины. Узнать, как запускаются моторы. Собирал таблички от приборной доски бомбардировщика. Тайно принеся их в барак, летчик внимательно изучал эти таблички. Ежедневно готовил Девятаев своих друзей к тайному делу: распределяя между ними обязанности при захвате самолета перед взлетом, старался подготовить из них надежный и работоспособный коллектив. И вот 8 февраля 1945 года, когда аэродромную команду послали расчищать взлетно-посадочную полосу, Михаил сказал друзьям – «Сегодня или никогда!». И эти слова прозвучали как приказ. Работали в то утро старательно, чтобы не привлечь внимание охраны. Девятаев не сводил глаз с нового двухмоторного бомбардировщика «Хейнкель-111» на котором летал командир немецкой авиачасти. Летчик видел, как к нему подвозили горючее, прогревали моторы. Это означало, что машина готова к полету. Приближалось полуденное время. Охрана должна была уйти на обед. Этим моментом и решил воспользоваться Девятаев. "Команда» действовала быстро и уверенно, как учил Девятаев. И вот уже вытащены колодки из-под колес, сняты струбцины с элеронов и рулей. Все члены экипажа работали с молниеносной быстротой как заправские авиаторы, хотя никто из них до этого и близко к самолету не подходил. Все забрались в кабину и «Хейнкель-111» послушно побежал по взлетно-посадочной полосе. Наконец самолет оторвался от земли. В стороне остался проклятый лагерь. Так Михаил Петрович Девятаев со своими девятью товарищами совершил побег – побег из ада. Оборона Москвы, упорные бои в районе Тулы, на Украине, горячие сражения под Ржевом, Воронежом, у Кишинева и Львова – таковы этапы нелегкого фронтового пути М.П. Девятаева. Грудь отважного летчика украсили орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны, медали. 15 августа 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза за совершенный из фашистского концлагеря побег на вражеском боевом самолете. Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А.И. Покрышкин так писал о подвиге Девятаева: «По обстоятельствам боевой жизни на войне можно оказаться в плену, но не стать пленником. Для настоящего патриота плен – это только эпизод в его борьбе за свободу своей Родины. Михаил Девятаев доказал это своим героическим подвигом». Перелет летчика Девятаева в тяжелейших условиях (истощение организма: весил 38 кг, незнакомый самолет, сложные метеоусловия) свидетельствуют не только о величайшем мужестве и отваге, но и о высокой выучке и подготовке советских летчиков. Михаил Девятаев так охарактеризовал свой геройский подвиг. «Герои - простые обыкновенные люди, отдающие свои силы, а если потребуется и жизнь на благо Родины, для счастья народа. Они никакими сверхъестественными качествами и особыми талантами не обладают. Но героем может стать лишь человек честный, правдивый и конечно смелый».
Научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. Чиндяйкина Т.В.