Пятница, 27.12.2024, 11:11
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 542
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Легендарная ледовая трасса
Легендарная ледовая трасса
«Дорога жизни», единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывавшая в сентябре 1941 - марте 1943 года осажденный немецко-фашистскими войсками Ленинград со страной. В навигационные периоды перевозки по «Дороге жизни» производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северно-Западного речного пароходства из портов Н. Ладога (большая трасса - 135 км) и Кобона (малая трасса - 35 км) до порта Осиновец, в ледостав - по ледовой дороге на автотранспорте из Кабоны до Кокорева и Ваганова (около 30 км.), далее до Ленинграда по железной дороге. Ответственным за организацию перевозки грузов по «Дороге жизни» был назначен начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф.Н. Лагунов, непосредственное руководство военно-автомобильной дорогой осуществлял заместитель начальника тыла фронта генерал-майор интендантской службы А.М. Шилов. «Дорога жизни» сыграла большую роль в Ленинградской битве 1941-1944 гг. По ней проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов, вооружения. Первые суда с грузами для Ленинграда вышли из Волховстроя и Лодейного Поля 3 сентября 1941 г., а 12 сентября в Осиновец прибыл первый конвой судов, доставивший 800 тонн зерна. В тот же день со сторожевого корабля «Пурга» было выгружено 60 т боеприпасов для Ленинградского фронта. Этим было положено начало перевозкам по водному пути. С наступлением зимы (с 22 ноября 1941г.) вступила в действие ледовая трасса, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Особо важное значение «Дорога жизни» имела в первую блокадную зиму 1941-42 годов, по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, в т.ч. около 32 тысячи тонн боеприпасов и взрывчатки, около 35 тысяч тонн горюче-смазочных материалов. Переправлены с полным вооружением 11-я, 80-я, 115-я, 117-я, 198-я и 265-я стрелковые дивизии и 124- я танковая бригада. Одновременно были эвакуированы 539 400 человек, около 3700 вагонов промышленного оборудования, культурных ценностей и другого имущества. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1376 тысяч человек. Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать «Дорогу жизни». Она подвергалась систематическим ударам авиации и обстрелу тяжелой артиллерией противника, который пытался также перерезать магистраль высадкой десантов и постановкой мин, все эти попытки были успешно отражены советскими войсками. Для защиты «Дороги жизни» от ударов с воздуха и обеспечения её бесперебойной работы были привлечены значительные силы и средства ПВО Ленинградского фронта, войск ПВО страны, Балтийского флота, Ладожской военной флотилии, объединённых в Ладожский район ПВО. Согласованные и четкие совместные действия различных партийных, советских, военных и гражданских организаций, массовый героизм советских воинов и рабочих обеспечили создание и бесперебойное функционирование «Дороги жизни». Защищал военную магистраль, через Ладожское озеро уроженец г. Саранска Маркелов Борис Лукьянович, в музее хранятся воспоминания ветерана, а фотография представлена в экспозиции, посвященной героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. «… Война меня застала, когда я находился на действительной службе. Я был призван в финскую войну. Служил в особом строительном батальоне, строили оборонительные сооружения на полуострове Ханко. Лопату пришлось сменить на винтовку. Я служил станковым пулемётчиком. 20 ноября 1941 года был дан приказ об эвакуации. Трудная была эвакуация. Финский залив заминирован, из 16 человек в Ленинград прибыло только 8. Ленинград был неузнаваем, дороги засыпаны снегом, замёрз водопровод, хлеб выдавали по 125 граммов, нам по 300. Из нас «ханковцев» сформировали 284 стрелковый полк 86 стрелковой дивизии. Мы охраняли Ладожскую трассу. Это было единственное сообщение с большой землёй, по которой ленинградцы получали хлеб, вооружение, боеприпасы. Каждую ночь в лютые морозы, мы находились на Ладожском озере, охраняли трассу. Несмотря на холод и голод, заводы и фабрики работали на фронт - готовили вооружение. Только к весне всем увеличили норму хлеба до 800 граммов. С апреля 1942 года перебросили на Невскую Дубравку, где продолжал воевать до прорыва блокады. 8 сентября 1942 года был дан приказ форсировать реку Неву по всей её длине. Сутки шли бои, но успеха не добились, враг крепко окопался и укрепился. Во время военной операции получил ранение в ногу, 3 месяца лечился в госпитале. 12 декабря 1942 года прибыл в свою часть снова, но товарищей-друзей никого уже не было, прибыло новое пополнение. 12 января 1943 года полк вновь перешел в наступление. Выбили фашистов с передней полосы, прошли 3 км. Спали на снегу, а утром бои продолжились. 15 января 1943 года, на четвертые сутки, я был снова ранен в руку разрывным снарядом, 18 января был доставлен в госпиталь и там узнал, что вражеское кольцо вокруг героического города прорвано».
В 1972 году в поселке Осиновец на западном берегу Ладожского озера открыт музей «Дорога жизни». В экспозиции документы и материалы по истории создания и деятельности водной, ледовой и воздушной трассы, о её значении в обороне Ленинграда, мужестве воинов всех родов войск, обслуживавших и защищавших её. На площадке перед музеем - автомобили ГАЗ-АА (поднят в 1947 г. со дна Ладожского озера), ЗИС-5, транспортный самолет Ли-2, катер типа МО-4, самоходный тендер, буксирный пароход «Ижорец» №8, зенитные, полевые и корабельные орудия.
Фадеева Н.В.-з/о экспозиции
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (29.01.2015)
Просмотров: 1291 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz