Авиация дальнего действия сыграла решающую роль в Великой Отечественной войне. В январе 1941 года Голованов Александр Евгеньевич, один из лучших летчиков страны, прославившийся во время финской войны и операции на Халхин-Голе, написал письмо Сталину. В этом письме пилот-ас предлагал создать крупное авиационное соединение, которое способно выполнять боевые задачи в глубоком тылу противника в сложных метеоусловиях в любое время суток. Он писал: «Именно этот вопрос, по существу, и будет решать успех предстоящих военных операций в смысле дезорганизации глубоких тылов противника, его промышленности, транспорта, боепитания и т.д. и т.п., не говоря уже о возможности десантных операций. Имея некоторый опыт и навыки в этих вопросах, я мог бы взяться за организацию и организовать соединение в 100-150 самолетов, которое отвечало бы последним требования, предъявляемым авиации, и которое летало бы не хуже англичан или немцев и являлось бы базой для ВВС в смысле кадров и дальнейшего увеличения количества соединений». Вскоре было решено сформировать полк из летчиков, хорошо владеющих элементами «слепого» полета и знакомых со средствами радиолокации. Перед ним была поставлена задача: добиться, чтобы экипажи были способны днем и ночью, при любой погоде, наносить бомбовые удары по глубокому тылу противника. Наш земляк Вельдяскин Петр Демидович был летчиком авиации дальнего действия (АДД), также занимался обучением ночных летчиков. Вельдяскин Петр Демидович – родился в 1907 г. в селе Сайгуши ныне Чамзинского района РМ. В РККА с 1929 г. Участник советско-финляндской войны. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командир эскадрильи, капитан Новосибирской военной авиационной школы АДД. Из наградного листа от 19 мая 1944г. «Капитан Вельдяскин, как летчик, имеющий отличную технику пилотирования, был назначен командиром группы ночной подготовки летчиков на самолетах Р-5 и СБ. Работая командиром группы по подготовке ночных летчиков для фронта и по повышению квалификации руководящего и инструкторского летного состава школы, капитан Вельдяскин показал высокие образцы работы. Быстро сам освоив технику пилотирования в слепую и ночью на самолетах Р-5 и СБ, умело организовал подготовку ночников, в результате чего ночная группа под его командованием в короткий срок без единого летного происшествия, подготовил 121 летчика-ночника, с оценками «отлично» и «хорошо». Капитан Вельдяскин является отлично дисциплинированным, аккуратным офицером-летчиком. Летает отлично на самолетах У-1, У-2, Р-5, ТБ-1,Р-5,СБ, не имея личных аварий налетал 1900 часов, из них 70 часов ночью. Участник войны с белофиннами, имел 32 боевых вылета и за отличные боевые действия был награжден орденом Красного Знамени. Участник Отечественной войны с немецкими захватчиками. В должности командира эскадрильи работает с 1941 года, с работой справляется хорошо. В общественно-политической жизни принимает активное участие. Политически развит, идеологически выдержан, морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родины предан. За отличную и высоко-качественную работу по подготовке ночных летчиков для авиации дальнего действия, за умелое и инициативное руководство ночной подготовкой, достоин представления к правительственной награде ордену Красной Звезды.