Вторник, 24.12.2024, 19:32
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 542
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Кадетское движение в Мордовии
Кадетское движение в Мордовии
В июле 2014 года Россия будет праздновать 75-летие Военно-Морского Флота и наша республика обязательно будет участвовать в этом торжестве.  Мордовия связана крепкими узами со всеми военными флотами страны,  так как за долгие годы сложились традиции взаимодействия,  основой которых была взаимопомощь. Шефские связи одна из форм взаимодействия Республики Мордовия и флота: делегации, выезжающие на место службы наших земляков, везут не только грамоты от военного комиссара, но и от имени Главы Республики Мордовия благодарности и памятные подарки. Прошедшие отбор, наиболее грамотные ребята служат не только на знаменитых кораблях – эсминце «Адмирал Ушаков» и малом десантном корабле на воздушной подушке «Мордовия», которые бороздят воды Северного и Балтийского морей,  много наших ребят служат на Черноморском флоте. В частности, Темниковский район является одним из активных продолжателей дружественных связей с Военно-Морским Флотом страны.
Мощный флот России пополняется молодыми кадрами, и воспитанием молодого поколения будущих моряков должны заниматься педагоги с детства. Можно и нужно говорить о воспитании молодёжи, духовности современников, но в нашем случае социальным заказом общества в сфере образования стало возрождение кадетских корпусов в начале 1990-х годов.
Становление системы кадетского образования – это сложный процесс развития инновационных образовательных учреждений, различных по ведомственной принадлежности, учредителям, содержанию образования, форме организации, нормативам финансирования. Базовыми нормативными документами для общеобразовательных учебных заведений с кадетским компонентом являются: Распоряжение Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 118 рп «О создании образовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)»;  Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997г. № 1427, утвердившее «Типовое положение о кадетской школе (школе-интернате)». Основные положения и проблематика, связанные с системой кадетского образования, рассматривались применительно к закрытым образовательным учреждениям, таким как: суворовские, нахимовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны; кадетские корпуса других силовых ведомств; кадетские корпуса, кадетские школы и кадетские школы-интернаты Минобразования. К сожалению, у руководства наших авторитетных кадетских общественных объединений существует мнение, что кадетские классы в общеобразовательных школах никому не нужны, потому что это дополнительные проблемы, в кадетском движении и так столько нерешенных проблем, а тут ещё какие-то кадетские классы в школах. Первые кадетские корпуса в современной России на базе образовательных учреждений Минобразования были созданы в 1992 году по инициативе и при непосредственном участии Московского Суворовско-Нахимовского содружества и Фонда содействия развитию кадетских корпусов имени русского (сербского) кадета Алексея Йордана. И все эти, казалось, скучные, административные фразы дают ключ к пониманию вопроса, который так нас волнует - о «технологии» возникновения кадетских классов.
Кадетские корпуса создаются разными ведомствами – министерствами обороны, образования, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел, федеральной пограничной службой, казаками, региональными и местными властями. Инициатива по созданию кадетских школ и интернатов, кадетских классов идёт от самих их руководителей. По огромному количеству поступающих в кадетские школы заявлений видно, что потребность в таких образовательных учреждениях колоссальная. Многие родители хотят, чтобы их дети учились именно там. Плюсов много: ребёнок получает всестороннее образование и настоящее мужское воспитание. Но самая главная причина – это качественное образование. Под образованием родители понимают не только возможность поступить в вуз, но и то, что называется воспитанностью. Кадеты начинают по-другому смотреть на мир, начинают ценить семью, общечеловеческие ценности, на которых строится вся жизнь. Другая причина – занятость детей. В обычном школьном распорядке вторая половина дня практически свободна и дети остаются без присмотра, если нет рядом заботливой бабушки. А кадеты заняты дополнительным образованием с учётом своих потребностей.
Одним из разумных, на взгляд педагога из бывших военных моряков, подходов к этому вопросу может быть создание на базе муниципального образовательного учреждения нескольких классов с различным уклоном по интересам (например, в лицее № 26 города Саранска реализуются три направления «Школы выбора»: педагогическое – педагогические классы, военно-педагогическое – кадетские классы, гуманитарно-социальное – классы благородных девиц). Итак, первый кадетский класс в городе Саранске, да и в Мордовии тоже, был открыт в 2000 году в МОУ «Лицей № 26». При непосредственном участии генерал-майора В.Ю. Кормилицына – начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, полковника В.В. Анкудинова – заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, Ю.П. Митрофанова - директора МОУ «Лицей № 26», был заложен фундамент кадетского движения в Мордовии, как элемента системы патриотического воспитания молодёжи республики. За многие годы сотрудничество укрепилось и приносит свои плоды. Среди курсантов ряда военных институтов Министерства обороны и МЧС можно видеть выпускников лицея.
Есть не менее важный вопрос – срок обучения. Семилетнее обучение – это не самоцель, а богатейший опыт, наработанный за 300-летнюю историю существования кадетских корпусов. Система кадетского образования и воспитания постоянно изменялась в поисках оптимального варианта. Старая семилетняя программа обучения стройно и логично выстроена и по часам, и по набору  общеобразовательных и военных дисциплин. Кадет должен быть здоровым, поэтому они живут по чётко спланированному распорядку: день начинается с построения и зарядки.
Воспитание людей с государственным мышлением – непростая задача! Но вложения в решение этого вопроса – капитал которому нет цены, потому, что за этим стоит будущее страны. Самое ценное, что у нас есть – это дети, будущее которых - неотъемлемая часть во всех жизненных вопросах.
Множество проблем возникает с кадровым составом школ, решившихся открыть кадетские классы, поскольку педагоги – женщины, а офицеры запаса идут в школы неохотно из-за низкой оплаты труда. Вот и берутся за воспитание достойных граждан своей страны учителя и ОБЖ и литературы. Избегая участия в обезличенных патриотических акциях и мероприятиях, учителя «знакомят» своих подопечных с людьми очень достойными и выдающимися, вписавшими не одну славную страницу в истории России. Не исключение и наша Республика Мордовия. Для морских кадет СОШ № 3 таким примером, олицетворением таланта выдающегося флотоводца, христианина, человека скромного и отзывчивого, стал адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Поэтому и кадетские классы были открыты как морские. Имя Ф.Ф. Ушакова стало символом, знаменем и мощным рычагом патриотического воспитания будущих защитников Отечества.
Кадетское образование в Мордовии становиться одной из форм дополнительного профильного патриотически-ориентированного обучения. Морской кадетский класс в СОШ № 3 возник в 2005 году благодаря плодотворному сотрудничеству руководства школы с Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) Главного управления МЧС России по Республике Мордовия при активной поддержке Администрации ГО Саранск, которая является его учредителем.
Главное управление МЧС России по Республике Мордовия никогда не стоит в стороне от работы с детьми и молодёжью – за это им отдельное спасибо. В каждой школе, кроме плановых уроков по ОБЖ, нередко можно встретить представителей МЧС России, проводящих тематическую разъяснительную работу среди школьников по профилактике травматизма и жертв среди молодёжи. По инициативе Главного управления  МЧС России по Республике Мордовия организован Всероссийский полевой лагерь «Юный спасатель», который проходит один раз в два года,  подтверждает серьёзный подход к вопросу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Работа клуба «Юный патриот», созданного в 2002 году  на базе СОШ № 8 города Саранска, также курируется представителями МЧС России. Эта школа может гордиться своими выпускниками, среди которых: Горшков Алексей -  третий год работает в аварийно-спасательной службе города Саранска и учится заочно в МГУ им. Н.П. Огарёва;  Селякин Олег и Степашкин Андрей - также работают в аварийно-спасательной службе Саранска; Крутских Александра - после окончания Санкт-Петербургской Военно-Медицинской Академии им. Кирова служит в Каспийской флотилии; Трофимов Михаил – окончил Санкт-Петербургскую Академию Космических войск им. Можайского, служит в Уссурийске. И каждый из этих ребят будет всегда помнить трудные маршруты, сложные ночёвки, преодоление горных склонов и рек, и, конечно же, своего учителя и наставника – Дугушкину Жанну Вячеславовну, которая всё свое время и силы отдаёт подопечным, прививая  правильные жизненные позиции.
Т.В. Сураева
хранитель фондов
МБУК «Мемориальный
музей военного и
трудового подвига
1941-1945гг.»
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (13.11.2013)
Просмотров: 2865 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz