В фондах музея хранятся фото и документы ветерана Великой Отечественной войны Павла Семёновича Юртайкина 1923 года рождения. Уроженец Мордовии Павел Семёнович был призван в ряды РККА в 1941 году, и его мечта детства - стать лётчиком – обрела реальность в это суровое для страны время. В конце 1941 года постановлением НКО СССР перед командованием Военной школы пилотов, с дислокацией в г. Энгельсе Саратовской области, была поставлена задача по организации обучения курсантов-лётчиков на самолёты Пе-2. Инструктора Энгельской военной авиационной школы пилотов (так стало именоваться учебное заведение), которые летали безукоризненно, в каждого будущего лётчика вкладывали всё своё умение и мастерство, делились всеми секретами полётов на железной птице. И курсанты понимали - в руках пилота не только своя жизнь, но сотни спасённых бойцов и мирных жителей страны. Павел Юртайкин окончив авиационную школу, добровольцем ушёл на фронт, вошёл в состав 193 отдельного Гвардейского Разведывательного Авиационного Львовского Краснознамённого полка, гвардии младший лейтенант. Военная разведка в тылу врага для него началось с июля 1944 года. Павел Семёнович участвовал в освобождении Западных стран Европы, совершил 43 боевых вылета. Был награждён орденом Красного Знамени в июле 1945 года. Вот подробное, в деталях описание в наградном листе о результатах его боевых вылетов за несколько месяцев до окончания войны: «За время участия в Отечественной войне с июля месяца 1944 года по 9 мая 1945 года … все боевые задания выполнял на хорошо и отлично, что подтверждено фотографированием. В совершенстве владеет техникой и тактикой воздушной разведки и площадного фотографирования. В воздухе смелый, инициативный и выносливый лётчик. Летать любит, на лучшее выполнение поставленных боевых задач отдаёт все силы и знания». «В процессе боевой работы им вскрыто и доставлено ряд ценных данных о противнике, например: 16.01.1945 года им обнаружено на железнодорожном узле Краков 22 состава, а на аэродроме до 135 самолётов – на взлётном поле воронки от бомбометания, 2 самолёта горят, в западной части аэродрома горит здание. На аэродроме Балице (Польша) до 50 самолётов, в пункте Бохня (Польша) – до 200 автомашин. 16 апреля 1945 года – на станции Гёрлиц (бывшая Германия, ныне территория Польши) до 8 составов, а на аэродроме до 30 самолётов, от Гёрлиц до Райхенбах (Германия) колонна до 85 автомашин, на станции Яблонец (Чехия) 5 составов. 4 мая 1945 года – произвёл два боевых вылета, обнаружил на железнодорожном узле Дрезден (Германия) до 35 составов, на железнодорожной станции Гиршберг (Прусская Силезия) 9 составов без паровозов, на аэродроме 6 самолётов, на станции Трутнов (в северной части Чехии) 7 составов, 1 паровоз, на станции Ийчин (см. выше) – 11 составов 2 паровоза». Такие достоверные и подробные отчёты необходимые, как воздух, Красной Армии, делал наш земляк, лётчик Юртайкин П.С. Шли последние месяцы войны. Враг, уже почти поверженный, ожесточённо сопротивлялся, цепляясь за любую возможность отыграться и вернуть себе победы 1941 года. Но эти победы просыпалась, как песок сквозь пальцы, как земля, в которой остались лежать немецкие солдаты. Наше командование узнавало из разведданных, где и сколько осталось фашистских войск, каково обеспечение живой силой и боеприпасами. И продолжало беспощадно бить иноземные войска, сжимая кольцо вокруг Берлина. Немалый вклад в победу над фашистской Германией внёс Павел Семёнович Юртайкин. Был также награждён медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и в послевоенные десятилетия юбилейными наградами. Вернувшись в Саранск, Павел Семёнович долгое время работал в Саранской лётной школе. Женился и воспитал двух сыновей. Хранитель фондов Мемориального музея - Сураева Т.В. |