Гулин Сергей Степанович (6 личных побед + 1 групповая) Гулин Сергей Степанович родился 11 декабря 1911 года на станции Рузаевка ныне Рузаевский район Республика Мордовия. В ряды РККА он был призван 15 октября 1933 года и, предположительно, продвигался по линии от политработника авиационного звена до комиссара авиационного полка в 79-м и 610-м иап Дальневосточного фронта. К декабрю 1942 года майор С.С. Гулин занимал должность комиссара 48-го иап, на базе которого в январе 1943 года был сформирован 43-й иап на истребителях ЯК-7. 18 февраля 1943 года полк выехал первоначально в подмосковные Люберцы, где самолеты собрали и облетали. А 9 апреля начал переброску на аэродром Кленовец близ Старого Оскола, где заступили на боевое дежурство. В середине апреля 1943 года 278-я иад, в их числе и 43-й иап перелетела на Кубань (полк базировался на аэродроме Новотитаровская близ Краснодара) и сразу включилась в боевую работу. После ожесточенных боев на Кубани на конце июня 1943 года 278-я иад перебазировалась на аэроузел Шехмань Тамбовской области. В составе Степного фронта выполняли задачи по разведке войск противника на Орловско-Курском направлении, по прикрытию железнодорожных перевозок, а с переходом наших войск в наступление — по прикрытию наземных войск на указанном направлении и в направлении Белгорода. Истребители 43-го иап сопровождали наступающие советские части 4-го Украинского фронта. 28 сентября 1943 год свой боевой счет открыл заместитель командира 43-го иап по политчасти майор С.С. Гулин – в группе с еще 3 летчиками они сбил немецкий Ю-87, который упал на северо-восточной окраине Любимовка. А 3 октября уже сам лично сбил два немецких самолета: при выполнении боевого задания по прикрытию своих наземных войск в районе Ворошиловка – ст. Пришиб в группе 6 самолетов ЯК-1 и ЯК-9 встретили две группы по 20 – 25 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 8 самолетов МЕ-109. В завязавшемся воздушном бою группы не были допущены бомбить наши войска. Сам т. Гулин в этом бою сбил два самолета противника типа МЕ-109 и Ю-87. При отсутствии командира лично руководит работой полка. Приказом Военного Совета 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта №: 21/н от 29 апреля 1944 года майор С.С. Гулин был награжден орденом Красного Знамени. Весь декабрь 1943 года и до марта 1944 года 43-й иап базировался на аэродроме близ села Новопетровка и вел воздушные бои на Никопольском направлении. После взятия Никополя началось сражение за освобождение правобережной Украины и велась подготовка к боям за освобождение Крыма. Ставка Верховного Главнокомандования и командование 8-й воздушной армии поставили перед командованием 278-й иад задачу не допустить разрушения переправ через Сиваш. 43-й иап базировался в районе Захаровка, где перед штурмом Сиваша на аэродроме построили полк и вынесли знамя. Командир полка объяснил поставленные задачи: защитить переправы через Сиваш и освободить родную крымскую землю. 20 марта 1944 года началось освобождение Крыма. Летчики 43-го иап совместно с другими истребительными полками надежно прикрывали переправы через Сиваш от налетов вражеской авиации, где сосредоточились войска 4-го Украинского фронта. Они много летали на прикрытие наших войск, завязывались жестокие бои. Как позднее вспоминал один из ветеранов полка: перед очередным вылетом руководящий состав 43-го иап собрался на КП для уточнения состава вылетающих на задание групп. Одним из первых вылетал штурман полка майор С.А. Лебедев в паре с замполитом полка С.С. Гулиным. Перед этим Сергей Степанович сказал командиру 43-го иап майору А.А. Дорошенкову: «Александр Андриянович, с сегодняшнего дня я сниму с себя все комиссарские полномочия. Не мне судить, как я с ними справился, но я успел все, что было в моих силах. Думаю, на земле во мне уже нет надобности. С этой минуты я — рядовой летчик. А место рядового там, где он больше может дать пользы. С твоего, командир, разрешения, я иду в полет. Не возражаешь?». «Лети, комиссар», - сказал комполка, зная, что возражать Гулину в таких случаях бесполезно. Его замполит никогда не брал на себя больше того, что мог сделать, и не считал зазорным летать ведомым с любым командиром эскадрильи. Майор С.С. Гулин активно участвует в воздушных боях: 12 апреля им лично сбит немецкий истребитель МЕ-109 в районе юго-западнее Лениндорф, 14 апреля – немецкий пикирующий бомбардировщик Ю-87 восточнее Гаджинай, а 24 апреля 1944 года – немецкий истребитель МЕ-109 западнее Карань. Уже 7 мая в боях в районе Севастополя он повредил немецкий истребитель МЕ-109. 9 мая советские войска ворвались в Севастополь, а 12 мая весь полуостров Крым был полностью очищен от захватчиков. За выдающиеся боевые успехи 43-му иап было присвоено наименование «Севастопольский». Летом 1944 года 43-й иап участвовал в операции «Багратион», а далее участвовал в боях на Вильнюсском направлении. 22 ноября 1944 года полк перебазировался на аэродром Яблонь Парчевского уезда в Польше. Здесь полк вел учебно-тренировочные полеты, одновременно активизировал боевые действия по освобождению Польши. Летали на разведку, прикрытие наземных войск, вели бои с самолетами противника. С февраля по апрель 1945 года 43-й иап базировался на аэродроме Кенигсберг (на реке Одер). 16 апреля началась Берлинская операция и уже 19 апреля майор С.С. Гулин сбил немецкий истребитель ФВ-190 северо-западнее Буков. В начале мая 1945 года 43-й иап вел воздушные бои над Берлином, где и встретил Победу. Всего за два года Великой Отечественной войны подполковник С.С. Гулин произвел 178 боевых вылетов, лично сбил 6 немецких самолетов и 1 в составе группы. После Великой Отечественной войны подполковник С.С. Гулин продолжил службу в Советской Армии. В 1949 году был награжден орденом Красной Звезды, а в 1954 году – орденом Красного Знамени. 21 июля 1966 года подполковник С.С. Гулин был уволен в запас в звании подполковника. Проживал в городе Новороссийск и работал в плавстройотряде. Ушел из жизни в 1970-х годах и похоронен в Новороссийске.
Черняев И.А. - научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. Источники: 1. ОЭБД «ПамятьНарода». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru (Дата обращения 24.11.2021). 2. Быков, Михаил Юрьевич. Все асы Сталина, 1936-1953 [Текст]: [справочное издание] / Михаил Быков. - Москва: Яуза, 2014. – 1390 с. 3. Победа, такая далекая и близка... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novorossiysk.bezformata.com/listnews/pobeda-takaya-dalekaya-i-blizkaya/32681390/ (Дата обращения 24.11.2021). 4. Красные Соколы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://airaces.narod.ru (Дата обращения 24.11.2021). 5. Советские летчики-истребители 1936-1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovpilots.ru (Дата обращения 24.11.2021). 6. Советские асы 1936-1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soviet-aces-1936-53.ru (Дата обращения 24.11.2021). 7. Авиаторы Второй мировой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allaces.ru (Дата обращения 24.11.2021).
|