Более 70 лет прошло с той страшной войны. Невозможно забыть события и имена героев тех трагических лет. Имена тех, кто в эти годы достойно прошел испытания на верность отчизне и выполнил свой гражданский долг в тылу, где ковались условия для Победы. Уже с первых дней войны железные дороги выдержали огромную нагрузку. Они обеспечили массовые перевозки, связанные с мобилизацией и сосредоточением войск, с перестройкой на военный лад всего народного хозяйства. В сжатые сроки выполнили небывалый объем перевозок по перебазированию промышленности и эвакуации населения в восточные районы страны. Для эвакуационных перевозок потребовалось около полутора миллионов вагонов. За тысячи километров с запада на восток в сложных условиях были доставлены 2593 крупных промышленных предприятия, миллионы тонн материальных ценностей, зерна, продовольственных и других грузов. По железным дорогам было эвакуировано 18 миллионов человек. На всех этапах священной всенародной борьбы с фашистскими агрессорами доблестно трудились советские железнодорожники. Они с честью несли звание «родного брата Красной Армии». Верховное Главнокомандование неоднократно отмечало слаженную работу железнодорожников в дни войны. «И если, несмотря на трудности военного времени и недостаток топлива, отмечалось правительством, нам все же удалось снабжать фронт всем необходимым, то в этом надо признать, прежде всего, заслугу наших транспортных рабочих и служащих». Замечательные патриотические подвиги совершали железнодорожники Мордовии в годы Великой Отечественной войны. Среди них - Антон Федорович Лёскин - паровозный машинист депо Рузаевка Куйбышевской железной дороги; первый в Мордовии Герой Социалистического Труда. А.Ф. Лёскин родился в поселке Рузаевка Инсарского уезда Самарской губернии, ныне город Рузаевка Республики Мордовия. Русский. В 1915 году он начал трудовую жизнь в паровозном депо станции Рузаевка. Сначала А.Ф. Лёскин был учеником слесаря. Его привлекали паровозы, эти громадины, которые приходили в депо на «отдых». Ученик был прилежный и через шесть месяцев его перевели в слесари. Ремонтируя паровозы, юноша осмысливал каждую деталь, спрашивал, интересовался у старших, что не знал. Он мечтал быть механиком локомотива. В 1918 году Антон Федорович стал у топки паровоза кочегаром. В годы Гражданской войны А.Ф. Лёскин работал на бронепоезде, агитпоезде ВЦИК «Октябрьская революция», затем помощником машиниста, машинистом. После войны продолжал работать в депо Рузаевка. В 1934 году стал помощником машиниста, а в 1938 году сдал на права машиниста. Антон Федорович активно включился в «кривоносовское» движение. Водил тяжеловесные поезда с превышенной технической скоростью, экономил топливо, в образцовом порядке содержал свой локомотив. Ударно трудился машинист Лёскин и в годы Великой Отечественной войны. Водил на фронт эшелоны с войсками и боевой техникой, а оттуда привозил раненых красноармейцев и жителей временно оккупированных местностей. Довел среднетехническую скорость до 33 км/ч при норме 26,5 км/ч. Железнодорожникам в военные годы приходилось работать сутками. Антон Федорович со своим помощником Бубновым и кочегаром Холодовым не сходил с паровоза по двое, трое суток. Однажды, обнаружилась течь контрольной пробки. Заглушать топку? - Это значит вывести машину на несколько часов из строя. Машинист принял решение устранить течь, не охлаждая паровоза. Он рисковал жизнью, но дело было сделано, и поезда, можно сказать, не стояли по их вине. За период войны А. Ф. Лёскин получил более десяти благодарностей и премий от наркома путей сообщения и начальника дороги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» присвоить Лёскину Антону Федоровичу звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Газета «Красная Мордовия» от 19 ноября 1943 года писала: «Паровоз Антона Федоровича - лучшая машина депо. Она не знает аварий и всегда готова к работе... А.Ф. Лёскин - лучший машинист тяжеловозных экспрессов...» Трудности и лишения военного времени сказались на здоровье. В одну из поездок в августе 1944 года, от постоянного перенапряжения случилось непоправимое - Антон Федорович перенес инсульт и вынужден был уйти на пенсию. За тридцать лет работы он не имел ни одного случая брака. Жил и работал всю жизнь в Рузаевке. Скончался Антон Федорович Лёскин 11 июля 1950 года. А.Ф. Лёскин награжден благодарностями и премиями: «За безаварийную отличную работу», «За стахановско-кривоносовские методы работы»... В особом ряду - благодарность за отличное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны. Награжден орденом Ленина, медалью; знаком «Почетный железнодорожник». В Рузаевке, на доме где жил герой, установлена мемориальная доска.
Научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. Макарова Ю.В.