Уходили на фронт учителя... Проходят годы, десятилетия. В истории пишутся новые страницы. Объективный, непоколебимый закон жизни. Но есть в истории человечества события такого масштаба и значимости, которые никогда не канут в Лету, не будут преданы забвению, сколько бы времени не прошло. Слишком дорогой ценой они оплачены. В истории человечества и особенно нашего народа это война с фашизмом, чумой XXвека. Когда строгий голос Левитана прозвучал набатом по всей стране, в каждом сердце он нашел отклик: встать на защиту Родины – долг каждого человека. Кто как может и должен, от мала до велика: в окопе, у станка, на полевом стане, в госпитале, за партой... Началась мобилизация. Военкоматы осаждала молодежь, получали повестки мужчины призывного возраста, шли добровольцы, девушки и женщины обучались военным профессиям. Страна стала единым лагерем. Этого-то и не учли фашисты – народный, отечественный характер войны. Так и учителя, представители самой мирной профессии, те, кто открывает мир для детей, учит познавать прекрасное, дает путевку в жизнь молодежи, шли воевать за это будущее. Чтобы оно было. Учитель стал воином, защитником Отечества. Это они, математики и физики, историки и лирики держали оборону под Брестом, гнали немца от Москвы, Волги и Дона, охраняли дорогу жизни на Ладоге, форсировали Днепр, освобождали советские республики и западноевропейские страны, штурмовали Берлин. Они стали минометчиками, летчиками, связистами, артиллеристами, кто-то прошел всю войну с матушкой-пехотой. Многие учителя отлично зарекомендовали себя на политработе, в должности военного корреспондента, редактора газеты, военного переводчика. Женщины-учителя уходили на фронт медсестрами, радистками, телеграфистами. По-разному сложились судьбы педагогов, ушедших на фронт. Многие за ратные подвиги были удостоены орденов и медалей, стали Героями Советского Союза. Кто-то вернулся домой инвалидом, но смог работать по своей профессии, став еще более авторитетным наставником для молодого поколения. Ведь особенно важно воспитание учителя-мужчины, для тех детей, чьи отцы не вернулись. Многие педагоги-воины отдали свои жизни на поле брани. Остались лишь их имена в истории школы, в школьном краеведческом музее или мемориальной классной комнаты. Их имена не забыты. На их примере воспитываются новые поколения учеников, проводятся классные часы, создаются памятные альбомы. Они продолжают свое дело: учат и воспитывают! Одним из таких учителей, кто разделил судьбу страны, стал Петр Ануфриевич Пастухов. Родился 12 января 1923 года в селе Андреевка Большеигнатовского района Мордовской АССР в семье крестьянина- середняка. Осенью 1930 года пошел Петр учиться в Андреевскую начальную школу, потом учеба в Чукальской неполной средней школе, а затем в Больше-Игнатовской средней школе. Хотелось пополнить образование и дальше. В 1939 году Пастухов Петр поступил учиться в Мордовский учительский институт им. А.И. Полежаева, на естественно-географический факультет. Но окончить учебу не пришлось. После окончания первого курса и прохождения методических курсов был направлен на работу в Пикшенскую неполную среднюю школу Большеболдинского района Горьковской области и переведен на заочную учебу на химико-биологический факультет, где успел закончить 3 курса.С августа1940 года по март 1942 года Петр Ануфриевич работал в Пикшенской начальной школе, откуда 1 марта 1942 года был призван на службу в Красную Армию и направлен на учебу в Калинковическое пехотное училище, которое дислоцировались в городе Саранске. В военно-пехотном училище Петр Ануфриевич проходил службу с марта по апрель 1942 года. А 2 мая 1942 г. личный состав училища был в полном составе направлен в район города Волоколамска Московской области на формирование новой дивизии, затем курсанты были передислоцированы в город Коломну, где была сформирована 260 стрелковая дивизия. Петр Ануфриевич был назначен на должность заместителя политрука 2 пулемётной роты 1026 стрелкового полка. После прохождения обучения в середине августа 1942 г. дивизия была направлена на Сталинградский фронт. Первое боевое крещение Пастухов Петр Ануфриевичполучил в районе хутора Вертячий Сталинградской области 16 августа 1942 . 19 августа 1942 он был легко ранен и направлен в госпиталь - эвакоприёмник № 170 24 армии Сталинградского фронта, где лечился до 25 сентября 1942 года.После выписки Пастухов был направлен на фронт в свою часть -1026 стрелковый полк. В это время из состава Сталинградского фронта был выделен Донской фронт, куда и была передана их 1260 стрелковая дивизия. На этот раз пробыл он на фронте с 25 сентября 1942 годапо 28 января 1943 года. 28 января 1943 года Петр Ануфриевич был контужен и направлен в госпиталь в тот же эвакоприёмник № 170 24 армии. 3 февраля 1943 г. Сталинградская группировка немцев была ликвидирована. 24 армии было присвоено звание гвардейская армия и дано название 4 гвардейская армия. На излечении после контузии Пётр Ануфриевич пробыл до конца мая 1943 года, затем был направлен для продолжения службы в 210 Армейский запасной стрелковый полк, где прошёл курс переподготовки на артиллериста.Ему было присвоено звание «старший сержант». В апреле 1944 года направлен на учебу в г. Иваново в Ивановское военно-политическое училище, которое закончил с отличием в мае 1945г. Петр Андреевич получил воинское звание –«младший лейтенант». Со всей страной 9 мая 1945 года Пастухов Петр Ануфриевич встретил долгожданную Победу. После окончания войны вернулся в родное село продолжать свою педагогическую деятельность: сеять «разумное, доброе, вечное…».
Научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. Ерочкина Н.Н.