Деятельность Жозефа Яковлевича Котина в области бронированной военной техники берет начало с 1932 г. после того как он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. До Академии, куда он был направлен в 1930 г., он обучался в Харьковском политехническом институте. В период 1932 – 1937 гг. Котин находился в составе коллектива научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА, был начальником проектно-конструкторского сектора, а затем начальником отделения. Весной 1937 г. Котин по назначению получил начальника СКБ-2 Ленинградского Кировского завода. В это время Кировский завод поставил на серийное производство средние танки Т-28. Они являлись довольно сложными и совершенными боевыми машинами по состоянию на середину 30-х годов. Приход Ж. Я. Котина в КБ завода изменил вектор работы бюро. Под его руководством выполнились поверочные расчеты конструкции танка Т-28, которые позволили повысить его надежность и улучшили некоторые характеристики. В то же время бюро нацеливалось на перспективное проектирование танков в соответствии с задачами, выдвинутыми на первый план в связи с появлением новых, более эффективных средств поражения. Бои в Испании, а затем военные конфликты с Японией в районе озера Хасан и на реке Халхин-Гол подтвердили необходимость значительного повышения уровня броневой защиты современных танков, пересмотра концепции танкостроения первой половины 1930-х годов. Талантливые молодые конструкторы, выдвинутые Котиным на ключевые посты в бюро, занялись разработкой принципиально новых узлов, начали осуществлять расчеты танковых конструкций. Уже в 1937 г. на заводе была начата работа по созданию одного из первых в мировой практике тяжелых танков с противоснарядным бронированием. В августе 1938 г. Комитет Обороны СССР принял постановление о системе танкового вооружения Красной Армии. Заводам промышленности было дано задание к июлю 1939 г. создать образцы новых танков. В 1938 г. на Кировском заводе интенсивно разрабатывался проект тяжелого танка массой 55 т., с установкой одной 76-мм и двух 45-мм пушек в трех башнях. В конце года макет и чертежи танка, названного СМК (Сергей Миронович Киров), рассматривались членами правительства. Было дано указание снять одну башню и за счет сэкономленной массы дополнительно усилить броневую защиту танка. К тому времени в СКБ-2 в дополнение к танку СМК разрабатывался проект однобашенного танка, названного KB (Клим Ворошилов). Повышению технического уровня танков способствовала разработка экспериментальных узлов и систем, таких как индивидуальная торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, планетарный бортредуктор и др. Работы под общим руководством Ж. Я. Котина выполняли группы конструкторов, где ведущими по машинам были А. С. Ермолаев (по СМК) и Н. Л. Духов (по KB). Первый образец танка KB был изготовлен в сентябре 1939 г. и вместе с СМК и рядом других машин отправлен на Карельский перешеек для участия в прорыве линии Маннергейма. Толстобронные танки показали в этой операции неоспоримые преимущества, причем танк KB, снабженный новым дизельным двигателем типа В-2, оказался более подвижным и менее уязвимым, чем танк СМК. 19 декабря 1939 г. тяжелый танк KB, как и новый средний танк Т-34, был принят решением правительства на вооружение Красной Армии. Четыре образца нового танка КВ-2 в начале 1940 г. были изготовлены и проверены на завершающем этапе боев в Финляндии. Они показали высокую боевую эффективность и полную неуязвимость от огня противотанковой артиллерии противника. Довоенный период деятельности Котина в целом можно охарактеризовать как направленный на становление советского тяжелого танкостроения, намного опередившего эту область производства как в фашистской Германии, так и в странах-союзниках по антигитлеровской коалиции времен второй мировой войны. За создание и освоение производства тяжелых танков Ж. Я. Котину в 1941 г., было присвоено звание Героя Социалистического Труда и присуждена Государственная премия. Началась Великая Отечественная война. Уже 24-25 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло ряд мер, направленных на расширение выпуска танков. Государственный Комитет Обороны постановлением №1 от 1 июля 1941 г. принял решительные меры по налаживанию выпуска танков, и в первую очередь KB и Т-34. Однако в условиях начавшейся блокады Ленинграда снабжение производства тяжелых танков необходимыми материалами, и в первую очередь металлом, было нарушено. В это время Жозеф Яковлевич в ранге главного конструктора наркомата и заместителя наркома танковой промышленности занимался налаживанием производства танков на Урале. Туда в октябре 1941 г. была эвакуирована значительная группа конструкторов из Ленинграда. Основной базой производства тяжелых танков в стране становился ЧТЗ, который с октября 1941 г. именовался «Челябинский Кировский завод». Кроме работы по совершенствованию тяжелого танка, возникли неотложные задачи по упрощению его конструкции, снижению трудоемкости, поиску заменителей дефицитных материалов. Одновременно надо было обеспечивать повышение надежности серийного танка и вести поисковые, перспективные разработки. Для повышения надежности танка KB к середине 1942 г. в него было внесено много изменений. С сентября облегченный танк КВ-1C был запущен в серийное производство. Во второй половине 1942 г. на ЧТЗ было развернуто проектирование перспективного тяжелого танка ИС (Иосиф Сталин) с повышенными параметрами по сравнению с опытным танком KB-13, предполагалась установка новой более мощной танковой пушки. В конце октября Ж. Я. Котину было поручено организовать проектирование самоходной установки (СУ-122), предназначенной для сопровождения и огневой поддержки средних танков Т-34. Ее производство началось в конце 1942 г. на том же заводе. Вслед за СУ-122 было принято решение о проектировании тяжелой САУ с 152-мм мощным орудием. Работа выполнялась в исключительно сжатые сроки. СУ-152 сыграла значительную роль в уничтожении немецких танков «Тигр», «Пантера» и САУ «Фердинанд», примененных в крупном масштабе в боях 1943 г. Бои на советско-германском фронте летом 1943 г. выявили необходимость дальнейшего повышения параметров тяжелых танков. С этого времени работа конструкторов завода №100 под руководством Котина была направлена исключительно на создание перспективных тяжелых машин. В тяжелые годы войны со стороны Ж. Я. Котина особенно ярко проявились наряду с высоким чувством ответственности и долга, требовательностью и строгостью, такие черты, как чуткое отношение к сотрудникам, стремление максимально облегчить тяготы военного быта, поддержать моральный дух и физические силы сотрудников. Привычной, специфической особенностью работы коллектива КБ, возглавляемого Котиным, было высокое напряжение сил всех сотрудников – конструкторов, расчетчиков, исследователей и испытателей. Центральной фигурой при решении поставленных задач Котин считал конструктора. При решении особо сложных вопросов задания давались параллельно двум трём исполнителям. В случае неудач Жозеф Яковлевич всегда старался морально поддержать конструктора. При решении принципиально новых вопросов каждый конструктор, независимо от выполняемой в КБ работы, мог вносить свои идеи и предложения.
А.Н. Пьянзова - н/с экспозиционного отдела Мемориального музея.