С Командующим ВВС Московского военноного округа Героем Советского Союза генерал-лейтенантом Антошкиным Н.Т. беседует наш корреспондент майор Иван Носиков.
Родился Николай Антошкин в Башкирии, в глухой мордовской деревне в большой семье. Был подпаском, пастушком. В небе то и дело пролетали учебные самолеты Оренбургского высшего авиационного военного училища и именно тогда у мальчишки Коли Антошкина зародилась мечта: стать военным летчиком. И дерзкая мечта для деревенского подростка с годами осуществилась: названное училище, служба в отдаленных гарнизонах, две академии. Генерал-полковник в отставке Николай Антошкин - заслуженный военный летчик РФ, Герой Советского Союза. -Николай Тимофеевич, Героя за что получили? -Будучи начальником штаба ВВС Киевского военного округа, командовал авиацией, выполнявшей задачу по ликвидации последствий чернобыльской трагедии. Песком, бромом и свинцом "гасили " с воздуха блок взорвавшегося реактора. За эту, как тогда считалось, успешную операцию, с благословения Б.Щербины, тогдашнего зама Н. Рыжкова, и получил Звезду Героя. На фоне серого неба и многотрудной нашей жизни авиашоу всегда праздник, маленький Париж. Демонстрационные группы военных летчиков "Русские витязи" (Су -27), "Стрижи" (Миг-29), " Небесные гусары" (СУ-25) неизменно радуют зрителей, рождают в душах гордость за наших воздушных асов, уникальную летную технику, Россию, наконец. Полеты показывались и раньше. Перед руководством, высокими гостями. Первый " выход в народ" состоялся в апреле 1992 года в Центре показа авиатехники им. И.Н. Кожедуба в Кубинке. Душой и вдохновителем первого российского авиашоу был генерал Антошкин. -Трудно было начинать? -Поясню сразу: все это делалось и делается в рамках боевой подготовки. Поддержали нас главком ВВС, лично министр обороны. -Шоу на Западе и шоу у нас. В чем их главное различие? -Там зарабатывают деньги, а мы пока нет. У них есть почти полувековая традиция, богатейший опыт, спонсоры. Все поставлено на четкую коммерческую основу: мощная реклама, буклеты значки, флаги и т.д. и т.п. -Высший пилотаж это что особый талант или пот и еще раз пот? -И то, и другое. Работа в небе почти ювелирная, особенно в составе группы. 2-3 метра разделяют зачастую борт от борта. Тут нужны особый талант и особое чутье. -Техника не подводит? -Лучше наших МИГов и "сушек" ничего нет в мире. Это общепризнанно." Кобру" и "колокол" можно делать только на этих самолетах. -А сами-то пилотировали? -Летал на всех самолетах Яковлева, Микояна, Ильюшина, Сухого, вертолетах Миля. Пилотировал иностранные самолеты и вертолеты. -Судя по прессе, ваши шоу на Западе пользовались большим успехом, чем у нас в России. Почему? -Там, повторяюсь, традиция, реклама. Люди меньше политизированы да и живут лучше. Так, в США, Великобритании, Малайзии на шоу с нашим участием народу собиралось в два раза больше, чем обычно у нас. Иностранцы после полетов подходили, целовали борт. В Лондоне за нашими полетами наблюдала лично английская королева. Потом, ко дню моего рождения, прислала подарок. Как сказали, в знак благодарности за доставленное ей удовольствие.
Интервью было опубликовано в Центральной еженедельной газете Министерства обороны России "Сын Отечества", 3.12.1993 г., №49.
P.S. В настоящее время Герой Советского Союза генерал-полковник в отставке Антошкин Николай Тимофеевич является депутатом Государственной Думы РФ, председателем Совета Героев Советского Союза и Героев России.