Ежегодно во второе воскресенье сентября отмечается День танкиста. Неслучайно, в зале славы Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов размещена богатая коллекция макетов танков, автором которой является житель города Саранска Владимир Кузякин. Здесь представлены самые разнообразные модели от первых отечественных до макетов современных танков иностранных государств. А насколько интересна история танкостроения. Она начинается еще с первой мировой войны. Именно к этому времени назрела необходимость создания нового вида вооружения. В 1915году в Великобритании на базе обычного трактора «Холт» был создан первый танк (слово танк обозначает резервуар, цистерна). Наш отечественный танк впервые был испытан в боевых условиях осенью 1929 года. Хотя конструкция танка была далека от совершенства, тем не менее, именно эти танки участвовали в штурме укрепленных позиций китайцев. Уже к началу Великой Отечественной войны большая их часть изымалась из строевых частей и использовалась лишь в качестве ДОТов, в том числе и на западных границах СССР. И лишь около трех десятков боеспособных единиц, приняли участие в боях в начале войны. Эти танки явились учебными для первого поколения танкистов Красной Армии. К этому времени основные центры отечественной танковой промышленности располагались в западной части страны. В первые месяцы войны Ленинград и Харьков, где производилось 80% танков, оказались под угрозой захвата фашистами. Отсюда возник вопрос о перемещении центра выпуска боевой техники к Востоку. За считанные месяцы советские оружейники сделали то, что не удавалось осуществить за годы предвоенного строительства. Здесь была создана мощная танковая промышленность, способная удовлетворить возросшие потребности армии. С этой целью пришлось построить и переоборудовать десятки цехов, переместить и установить тысячи станков и агрегатов. Таким образом, крупнейшим центром по выпуску танков для Красной Армии стал город Челябинск. Здесь, на базе местного тракторного завода, эвакуированных ленинградского «Кировского», Харьковского дизельного заводов и ряда других предприятий было образовано многопрофильное танковое производственное объединение, на котором трудились десятки тысяч рабочих и инженеров. В сентябре 1941 года был создан Наркомат танковой промышленности во главе с В.А.Малышевым. К этому времени был налажен выпуск танка Т-34 – самой лучшей боевой машины времен Великой Отечественной войны. Массовый выпуск этих танков производился на Сталинградском тракторном заводе. Всего же за годы войны танковые заводы дали Красной Армии более 80 тысяч боевых машин. Кроме государственного финансирования не менее важной была и добровольная помощь трудящихся государству, позволившая построить и направить на фронт более 2,5 тысяч самолетов, несколько тысяч танков, и много другой техники. Инициаторами этого патриотического движения в Мордовской республике выступили колхозники сельхозартели «Якстерь сокице» Куриловского сельсовета Ромодановского района. «Пусть наши колхозные танки громят и давят немцев, пусть покажут им силу колхозную, богатырскую», - с такими словами обратились они ко всем труженикам Мордовской АССР в декабре 1942 года. Из личных сбережений труженики села собрали и сдали на строительство танковой колонны 50 тысяч рублей. Единодушно откликнулась на этот призыв вся республика -рабочие, служащие, пенсионеры и дети. Всего же за годы Великой Отечественной войны было собрано на танковую колонну «Мордовский колхозник» 21.983.686 рублей наличными денежными средствами. Никогда жители нашей республики не забудут огромного бескорыстного вклада тружеников тыла в общее дело Победы. В 1985 году к 40-летию Победы в городе Саранске на бульваре Цаплина был установлен памятный знак «Танк Т-34» в честь тружеников Мордовии, собравших в годы Великой Отечественной войны средства на строительство танковой колонны «Мордовский колхозник». Он символизирует крепкую нерушимую связь бойцов фронта и тружеников тыла, сумевших сломить в лихую годину сильного и коварного врага. И по сей день к этому памятнику приходят жители города, чтобы вспомнить о тех героических днях, поклониться подвигу наших земляков. Немало подвигов совершили танкисты Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. В их числе и наши земляки. Летом 1943 года на Орловско-Курской дуге в сражении под Прохоровкой отличился командир танка Т-34 Гусев Иван Алексеевич из села Сабанчеево Атяшевского района. Тяжело раненный он продолжал сражаться с фашистами. Погиб, совершив боевой танковый таран, за что был посмертно награжден орденом Отечественной войны. Наши доблестные земляки Герои Советского Союза Вениамин Борисович Миронов из села Константиновка Ромодановского района и Егор Григорьевич Акиняев из села Стрельниково Атюрьевского района бесстрашно воевали на различных фронтах. Их последние бои проходили на немецкой земле. Одними из первых въехали они в поверженный Берлин.
Покрытый славой, как отцы и деды, Врагам кровавым гибелью грозя, Танк всем народом создан для Победы. Нам без него существовать нельзя.
Пользуясь предоставленной возможностью, позвольте поздравить всех тех, кто проходил службу в танковых войсках и в тяжелые военные годы, и в мирное время. Пожелать здоровья, успехов добра и долгих лет жизни.
Футанова Татьяна Петровна
сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 г.г.