Республиканская комплексная поисково–краеведческая экспедиция «Без вести павшим возвращаем имена…»
[
]
23.08.2008, 12:58
Республиканская
комплексная поисково–краеведческая экспедиция
«Без вести павшим возвращаем имена…»
Цели и задачи: 1.
Установление судеб, мест гибели и захоронения земляков, числящихся в «без вести
пропавших».
2. Пропаганда поисковой деятельности в СМИ.
3. Сбор материала для составления 10 тома КнигиПамять Республики Мордовия.
4. Патриотическое воспитание детей, молодёжи.
Сроки экспедиции:
2007 - 2010 г.
Участники:
поисковые отряды МРПО «Поиск», штаб экспедиции: штаб МРПО «Поиск».
Методические рекомендации по проведению экспедиции.
Справка: в базе данных Книги Памяти Мордовия содержатся
данные на 130591 человека, при этом
погибли в бою, при исполнении служебных обязанностейи пропали без вести 118172 человека (из них 123 девушки), умерли от ран, болезней – 11909 человек (из них 17 девушек), погибли
и умерли в плену – 356 человек и у 46 человек причина гибели не указана.
То есть из 241 тысячи призванных уроженцев и жителей Мордовии погиб каждый
второй, а место гибели известно только у
56605человек, да и то у 4184
человека указан только район, область/страна гибели. 73878 человек считаются пропавшими без вести (56,6%)… Особую
проблему представляет работа по установлению сведений о «пропавших без вести»
воинах - земляках и призывниках Мордовии, численность которых составляет более
половины внесенных в Книгу Памяти имен защитников Родины! Как показывает
практика, имена без вести пропавших воинов - наших земляков иногда числятся в
списках погибших и похороненных - на местах! Это налагает особую ответственность
на участников Экспедиции в точности выписки из Книги Памяти сведений о погибших
и «пропавших без вести» воинах.
1.Отряд с
руководителем работают в архиве РВК с делами по безвозвратным историям(дела с извещениями о гибели(«похоронки»). Открывается «лист» - извещение
и данные сравниваются с Книгой «Память» района. Все расхождения записываются.
Особо обращать внимание на угловой штамп, где есть номер воинской части, полк,
дивизия, бригада, госпиталь и подписигде тоже могут быть наименования. Их тоже обязательно выписывать, т.к.
это поможет в установлении судьбы без вести павшего. Обращать внимание ребят на
то, что эти документы ветхие, часто на плохой бумаге, но имеют очень большую
ценность, поэтому обращаться очень аккуратно: не мять, не рвать, не вносить
пометок, записей.
2.Обязательно
по каждой информации указывать № дела, № листа.
3.После того,
как часть архивных дел будет отработана, обнаруженные расхождения доводятся до
родственников или путём поквартирного обхода, или через газету дляуточнения судеб. Например: на Иванова П.И.
есть извещение, что 5.03.42 пропал без вести в районе д. Куклино Калужской
области, в Книге «Память» отсутствует. У родственников выяснили, что он был в
плену, умер после войны.
4. Необходимо
будет сделать выборку своего района по
электронному варианту Книги «Память и проверить правильность данных, их
соответствие книги «Память» печатной. Все неточности зафиксировать и передать в
штаб «Поиск».
5. На конкурсе
«Лучший поисковый отряд»определяются
лучшие отряды 1 этапа. За каждую уточнённую судьбу, им начисляется 1 балл. За
каждую публикацию в газетах о поиске, работе отряда- 5 баллов. Учитываются все имеющиеся
публикации, предоставленные в штаб (можно ксерокопии).
6. В процессе
работы от населения могут поступать запросы об установлении судеб, просьбы о
включении в списки их родственников (для этого нужен документ – подтверждение).
Все случаи фиксировать (бланк запроса прилагается).
7. Все
материалы передаются в штаб к5 марта, 1 июня, 10 октября для их внесения в 10 том книги «Память» в
печатном и электронном вариантах.
8. 10 том
планируется издать в расширенном варианте. Будут размещены фотографии, письма и
другие документальные свидетельства их ратного пути.
Ваше общественное объединение
(формирование) может сделать официальный запрос в архивное учреждение. Для этого необходимо
знать:
•статус учреждения (федеральный, областной, ведомственный и
т.д.);
• наименование архива или
архивного ведомства;
• точный адрес архива.
Запрос оформляется на имя
начальника (директора) архивного учреждения.
В запросе постарайтесь дать
максимум сведений по интересующему Вас вопросу. Если обладаете какими-либо документальными
свидетельствами (бумажные вкладыши от солдатских медальонов, письма с указанием
полевой почты, фотографии с указанием в/ч и т.д.), то их ксерокопии или фотокопии (но ни в коем случае
– подлинники!)следует
представить в приложении.
В запросе
необходимо не только охарактеризовать его цель, но и сообщить предполагаемый ход ваших действий по поиску
погибшего или пропавшего без вести воина.
Архив, наряду с документальной информацией, может дать рекомендацию, куда
следует ещё обратиться.
Начиная поиск
документов, следует представлять, в каких архивных учреждениях могут храниться необходимые вам сведения.