Тыл - фронту
Фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны были едины. Труженики тыла нашей страны совершили подвиг, без которого не была бы одержана победа над врагом. С первых дней войны нагрузки на тыловую часть по обеспечению фронта боевыми и материальными ресурсами возросли в несколько раз. Резко изменился характер работы транспорта страны. Железные дороги среди основных видов транспорта играли ведущую роль. Именно от железнодорожного транспорта потребовалось в чрезвычайно сложной обстановке военных действий обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия и снаряжения. На территории Мордовии в период Великой Отечественной войны проходило шесть дистанций Куйбышевской, Ленинской (Московско-Рязанской) и Казанской железных дорог. Вся их протяженность составляла 532 км. Особое значение имела станция Рузаевка Куйбышевской железной дороги. Рузаевское отделение движения включало в себя 20 станций и разъездов, паровозное депо с парком в 116 рабочих паровозов, вагонное и оборотное депо, Рузаевский железнодорожный узел с сортировочной горкой. Количество работающих на Рузаевском отделении составляло около 8 тысяч человек. Труженики Мордовии включились в трудовое соревнование, которое стало проявляться в многообразии его форм и наполняться новым содержанием. Инициаторами соревнования выступили железнодорожники Рузаевского депо. Они взяли обязательства трудиться без брака, с перевыполнением планов, отправлять поезда строго по графику. Среди железнодорожников, как и работников других отраслей народного хозяйства, было развернуто движение фронтовых бригад. В ноябре-декабре 1941г. машинисты Рузаевского паровозного депо, обеспечив проведение тяжеловесных составов, в два раза перевыполнили установленное задание по перевозке грузов для фронта. 108 комсомольцев депо стали выполнять свои задания на 200 процентов, а отдельные из них план выполняли на 300-600 процентов. Соревнование проходило под лозунгом «Все для фронта, все для победы над врагом». В тяжелейших условиях военных лет, ценой неимоверных усилий, железнодорожники добивались решения, казалось невыполнимых задач. Вот как об этом вспоминает бывший машинист Рузаевского паровозного депо Иван Семенович Тархов: «Работали без выходных и отпусков. Отдых паровозной бригады (машиниста, помощника машиниста, кочегара) длился между поездками вначале четыре, а затем два часа. Время в пути в направлении от своего депо длилось более 8 часов. В пункте назначения на станции, отдыхали не раздеваясь, в специально отведенной для этого дежурной комнате». Железнодорожники Мордовии внесли весомый вклад в дело разгрома немецко-фашистской Германии. Только железнодорожники Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги за годы войны провели около 100 тысяч тяжелых составов, перевезли более 2,5 млн. тонн груза. Впервые в Мордовии в 1943г. машинисту Рузаевского паровозного депо Антону Федоровичу Лескину за самоотверженную работу и высокие производственные успехи было присвоено звание Герой Социалистического Труда. Лёскин Антон Фёдорович родился в 1899 году в селе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии, ныне город в Республике Мордовия. Русский. В 1915 году начинает трудовую жизнь в паровозном депо станции Рузаевка. Сначала был учеником слесаря, затем слесарем. В 1918 году стал у топки паровоза кочегаром. В мае 1919 года - Лескин – паровозный кочегар - встречал агитпоезд ВЦИК «Октябрьская революция», слушал Председателя ВЦИК М.И. Калинина, первого наркома просвещения А.В. Луначарского. В 1934 году стал помощником машиниста, а в 1938 году сдал на права машиниста. Активно включился в кривоносовское движение. Водил тяжеловесные поезда с превышенной технической скоростью, экономил топливо, в образцовом порядке содержал свой локомотив. Ударно трудился машинист Лёскин и в годы Великой Отечественной войны. Водил на фронт эшелоны с войсками и боевой техникой, а оттуда привозил раненых красноармейцев и жителей временно оккупированных местностей. Довел среднетехническую скорость до 33 км/ч при норме 26,5 км/ч. По несколько суток находился за штурвалом паровоза, не заглушая топку, проводил ремонт, всегда поддерживая свой паровоз «СО» в рабочем состоянии. За период войны получил более десяти благодарностей и премий от наркома путей сообщения и начальника Куйбышевской железной дороги. За тридцать лет работы он не имел ни одного случая брака. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Лёскину Антону Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Награжден знаком «Почетный железнодорожник», был Депутатом Верховного Совета СССР. Трудности и лишения военного времени сказались на здоровье. В августе 1944 г. Антон Федорович Лёскин перенес инсульт и вынужден был уйти на пенсию. 11 июля 1950 года А.Ф.Лескина не стало. В настоящее время в Рузаевке, на доме где жил Герой Социалистического Труда установлена мемориальная доска, в экспозиции Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. размещены фото и документы, рассказывающие о жизни и трудовом подвиге Антона Федоровича Лескина. Мы гордимся ратными и трудовыми подвигами наших земляков и принимаем как наследство, то лучшее, что оставлено нам нашими предшественниками. Именно труд предыдущих поколений – тот фундамент, без которого невозможны наши нынешние дела и будущие свершения.
А.В.Крыгина - зав. отделом научной пропаганды Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг.
|