Четверг, 25.04.2024, 16:27
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3832]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 538
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Танкист из Мордовии
Танк — бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в полноповоротной башне в качестве основного орудия.
Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). Происхождение названия связно с целью дезинформации агентов противника, следивших за перевозками войск и вооружения по железной дороге, при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что царским правительством заказана партия топливных цистерн в Англии. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн — благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Название прижилось. В России название новой боевой машины первоначально либо попросту транслитерировали (как и многие другие образцы военной техники иностранного происхождения), либо называли на русский манер «лохань» (ещё один вариант перевода слова «tank»). Впоследствии в большинстве языков мира прижился именно транслитерированный вариант перевода, а с ним слово «танк» получило современный смысл как вид боевой машины.
Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны. Она была позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизовывали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго.
Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло бы прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.
Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя. Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.
Построить танки решили в 1915 году практически одновременно Великобритания, Франция и Россия. Первая английская модель танка полностью была готова в 1916 году.
Новый вид боевой техники все же показал свои возможности и оказалось, что у танков большое будущее.
Танки оказали влияние на тактику атаки – внезапность, увеличение ширины прорываемого участка. Благодаря способности быстро сосредоточиваться и возможности во многих случаях обходиться без артподготовки, изменились характер и темпы боя, они оказали влияние и на организацию обороны.
Межвоенные десятилетия ознаменовались становлением и расцветом танков. Многие страны имели разное видение роли танковых войск. Великобритания и Франция разрабатывали, в большинстве своем медленные и тяжело бронированные танки для непосредственной поддержки наступающей пехоты. В Германии же, напротив, разрабатывались легкие и маневренные машины, основной целью которых был быстрый прорыв линий обороны и окружение маломобильных частей противника. Советская же школа танкостроения, помимо использования опыта западных стран, привнесла множество новых идей. Советским конструкторами были созданы машины разных классов, каждому из которых отводилась определенная роль. Несмотря на различные подходы к использованию танков, танковые войска с первых дней своего существования начали относиться к элите в армиях каждой из стран. Такое положение было не случайным, ведь предполагалось что танки будут вносить решающий вклад на поле боя, как впоследствии и оказалось.
Примеров подвигов экипажей танков во Второй мировой войне в целом и Великой Отечественной войне в частности, история знает не мало. К таким примерам можно отнести сражение под Прохоровкой, Дубно и другие. Одним из героев-танкистов был наш земляк Иван Николаевич Дураев. Родился он в 1921 году в деревне Малый Уркат Ельниковского района Мордовской АССР. Получил две мирные профессии в медицинском и автотракторном училищах. В 1940 году призван на срочную службу Краснослободским РВК Мордовской АССР.  В 1942 году по направлению военкомата Иван Николаевич был отправлен в Челябинское танковое училище. Успешно закончив училище, в звании лейтенанта Иван Николаевич отправляется на фронт.
Он участвовал во многих танковых сражениях, не понаслышке знал, что такое разведка боем. Четырежды горел в танке, неоднократно был ранен. Каждый раз после очередного выхода из госпиталя принимал новый танк и возвращался в строй.
Будучи механиком-водителем 11 отдельного гвардейского тяжелого танкового полка, в марте 1945 года его танк прошел на марше свыше 1000 км. Экипаж танка товарища Дураева уничтожил до роты солдат и офицеров, 2 миномета, 4 автомашины и 6 повозок противника. За это смелый воин награжден медалью «За отвагу».
С 23 по 30 апреля 1945 года Иван Николаевич обеспечил возможность экипажу уничтожить: 2 пушки, 5 пулеметных точки и до 20 солдат и офицеров противника. Это способствовало успешному продвижению танков и пехоты. В бою заменил выбывшего из строя командира танка и управляя техникой самостоятельно продолжил выполнять поставленную задачу. Момент, когда Иван Дураев выносил раненого командира из горящего танка был запечатлен неизвестным фронтовым оператором. Эти кадры попали в хронику событий Великой Отечественной войны. За эти бои Иван Николаевич получил Орден Отечественной войны II степени.
За боевые заслуги в годы войны И.Н. Дураев был награжден орденами: «Красной звезды», «Красного Знамени», «Отечественной войны I степени» и «Отечественной войны II степени»; медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За безупречную службу 1-ой степени». Всего же у Ивана Николаевича 16 медалей, в том числе и иностранные.
С 1945 по 1947 годы он продолжал служить в Германии. Позже был направлен в Забайкальский военный округ, затем переведен на год в Китай. Так же служил в Гороховецких лагерях Московского ВО, с 1958 по 1964 служил в Группе Советских Войск в Германии. С 1964 года гвардии майор Николай Иванвич Дураев жил в Дзержинске и трудился в автошколе ДОСААФ. Умер в 1995 году.
Черкасова А.Н. – научный сотрудник экспозиционного отдела
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (21.09.2017)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz