«Володя, дорогой ты мой, боевой друг и товарищ. Больше чем кого-либо, надо поздравлять и славить тебя, орла, бесстрашного воздушного бойца. Величественно твое мужество, неистребимая вера в Родину. Я безмерно рад, что в те опаленные годы свела нас судьба, сдружила. Эта дружба помогла нам выстоять, а – это главное – победить. Слава тебе, бесстрашный сокол». Так, писал Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Лашин Михаил Афанасьевич о своем боевом друге Владимире Игнатьевиче Стрельченко, штурмане 948-го штурмового авиационного полка (308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Брянский фронт). Владимир Игнатьевич Стрельченко родился 1 июня 1917 года в городе Саранск (ныне Республика Мордовия) в семье прапорщика 101-го запасного полка. Русский. Окончил 8 классов в 1932 году (школа № 5 крестьянской молодежи, ныне в этом здании размещается Райффайзен банк), работал до августа 1932 года учеником слесаря на Саранской махорочной фабрике. Поступил в сентябре 1933 года в авиационный техникум в городе Горький (ныне Нижний Новгород), однако через месяц был отчислен за самовольную отлучку в Саранск по болезни. Осенью 1933 года поступил на строящийся Саранский консервный комбинат и проработал там до августа 1935 года токарем механических мастерских. Осенью 1935 года поступил в железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) по специальности токарь-станочник. В марте того же года поступил в Саранский аэроклуб, где учился без отрыва от основной учебы и последующей работы. После окончания школы ФЗУ до октября 1936 года работал в депо железнодорожной станции Рузаевка. В 1936 году после окончания курса обучения в аэроклубе направлен на учебу в Ульяновскую летно-техническую школу ОСОАВИАХИМа. Окончив Ульяновскую летно-техническую школу в 1938 году, В.И.Стрельченко возвратился в Саранский аэроклуб, где с 1 апреля 1938 года работал младшим авиатехником, а с мая 1939 года – летчиком-инструктором. Во время учебного полета вместе с курсантом попал в аварию, в результате которой был разбит самолет. Был сурово наказан – отстранен от полетов и лишен всех документов, дающих право на летную работу. 23 ноября 1939 года был призван в армию Саранским горвоенкоматом. Служил на Украине под Харьковом на 113-й авиабазе рядовым красноармейцем по обслуживанию самолетов. Командование заметило молодого красноармейца, разбирающегося в самолетах. В 1940 году В.И.Стрельченко был направлен в Волчанскую школу пилотов, которую успешно окончил в марте 1941 года. В звании сержанта был направлен в 135-й ближнебомбардировочный полк 49-й авиационной дивизии. Полк был вооружен легкими одномоторными двухместными бомбардировщиками Су-2. Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июля 1941 года. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. К началу сентября 1943 года выполнил 192 успешных боевых вылета на самолетах Су-2 и Ил-2, нанеся противнику значительный ущерб в живой силе и технике. Уничтожил 28 танков, более 145 автомашин с грузами, до 140 подвод с боеприпасами, до батальона солдат и офицеров противника. В воздушных боях сбил лично 1 самолет противника и 12 - в составе групп. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за отвагу и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Стрельченко Владимиру Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К концу войны совершил около 240 боевых вылетов. Из воспоминаний однополчанина Горного Л.А: «Помню, как наш полк получил срочное задание перебазироваться на другой аэродром. Это необходимо было сделать в самые сжатые сроки, причем воспользоваться для перебазирования можно было только самолетами. Как известно, Ил-2 самолет двухместный (кабина пилота и стрелка). И здесь Владимир Стрельченко, бывший тогда штурманом полка, совершил, казалось бы, невозможное – взял в самолет, который он пилотировал, 11 человек (в кабине пилота с ним находилось еще двое, в кабине стрелка – четверо и в фюзеляже – также четыре человека). Самолет еле оторвался от земли, но Стрельченко, благодаря своему мастерству, благополучно привел его к месту назначения». За годы войны В.И.Стрельченко был награжден орденами: Ленина (4.02.1944), Красного Знамени (9.12.1941), Александра Невского (5.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (18.07.1943), Красной Звезды (12.03.1942), медалями, знаком Ордена Британской Империи 5-й степени (18.01.1944). В 1944 году В.И.Стрельченко лечился в Саранском эвакогоспитале № 4662 (Дом печати, здание снесли), и 1945 году в эвакогоспитале № 3052 (ныне Саранская СОШ № 9). После окончания войны В.И.Стрельченко продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С апреля по июль 1946 года был заместителем командира 392-го ночного бомбардировочного авиаполка, вооруженного самолетами По-2, в Московском военном округе. С июля 1946 по март 1949 года служил в Белорусском военном округе заместителем командира 369-го авиационного полка 3-й гвардейской авиационной десантно-транспортной дивизии ВДВ, вооруженной самолетами Ли-2. С марта 1949 года продолжил службу в городе Черновцы в десантно-транспортной авиации старшим летчиком-инструктором 4-й авиационной дивизии. 28 февраля 1950 года В.И.Стрельченко было присвоено воинское звание подполковника. В ноябре 1950 года награжден медалью «За боевые заслуги». В декабре 1951 года был направлен на курсы усовершенствования офицерского состава в город Липецк, где он переучивался на реактивные самолеты Ил-28. По окончании курсов в декабре 1952 года направлен в Забайкальский военный округ, на должность заместителя командира, летчика-инспектора 815-го бомбардировочного авиаполка 228-й бомбардировочной авиационной дивизии, вооруженного самолетами Ил-28. В декабре 1956 года награжден орденом Красной Звезды. Служба в суровом климате Забайкалья обострила его болезни, накопленные за многие годы. С 20 июля 1957 года подполковник В.И.Стрельченко в запасе по болезни. Поселился с семьей в Брянске, принимал активное участие в общественной жизни – был председателем комитета содействия военкомату отставных офицеров и офицеров запаса, членом партийного бюро Бежицкого райкома ДОСААФ. Выступал с лекциями и беседами на предприятиях, в институтах и школах города. С ноября 1959 по апрель 1962 года работал на Брянском автозаводе контрольным мастером участка испытаний и сдачи автомобилей. С февраля 1964 по июнь 1965 года работал в Брянском доме научно-технической информации и пропаганды в должности старшего инженера по машиностроению и двигателям. В 1966 году с семьей переехал в город Дубна Московской области. Работал членом комитета содействия военкомату, с мая 1972 по 1975 год - инженером-инспектором инспекции маломерного флота. По рекомендации врачей в мае 1976 года с семьей переселился в Саратов, где также вел активную общественную работу. Встречался с пионерами и школьниками в школах города, в течение пяти лет принимал присягу у курсантов Саратовского высшего авиационного училища. До конца своих дней работал начальником областного штаба походов по местам революционной, боевой и трудовой славы Саратовского обкома ВЛКСМ. В 1975 году ему присвоили воинское звание полковник. (Основание: приказ № 60 Московского военного округа от 15.04.1975 г.) Скончался 25 ноября 1981 года. Похоронен на кладбище Елшанка города Саратов. На могиле героя в 1982 году установлен скульптурный памятник. На здании школы и Саранского аэроклуба, где учился В.И.Стрельченко, установлены мемориальные доски. Материалы о биографии и подвигах героя имеются в ряде музеев, в том числе в музее Военно-Воздушных Сил СССР (город Монино, Московская область); Республиканском объединенном краеведческом музее им. И.Д. Воронина и городском Мемориальном музее военного и трудового подвига 1941-1945 гг. (г. Саранск); музее боевой славы «О племени крылатых» в Саранской средней школе № 8. В 2009 году вышла книга «Во славу Саранска, на благо России» рассказывающая о жизненном пути этого замечательного человека. Автор Ковшова В.М. |