Пятница, 29.03.2024, 11:13
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3807]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 537
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Солдат - Солдаткин
Солдат - Солдаткин
Всем кочкуровцам известно, что кочкуровская земля – родина шести Героев Советского Союза! Но оказывается, в Кочкуровском районе Героев Советского Союза могло бы быть больше, только в свое время какие-то обстоятельства этому помешали… Если бы всех, кто был представлен к высокому званию Герой Советского Союза за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны сочли достойными этого звания, галерея Героев Советского Союза – уроженцев Республики Мордовия увеличилась в несколько раз!
Конечно, в настоящее время подвергать сомнению и пересматривать решение о награждении, а также определить мотивы, которыми руководствовалось вышестоящее командование при изменении вида награды, наверное, не имеет смысла. Но рассказать о подвиге, довести его до родственников, молодежи, будущих поколений кочкуровцев мы обязаны….
Один из них Солдаткин Николай Алексеевич - летчик, представленный к званию «Герой Советского Союза».
Родился в 1921 году в селе Семилей ныне Кочкуровского района Республики Мордовия в многодетной семье, где было 9 братьев и сестер. Мордвин. Родители - Алексей Кузьмич и Неонилла Сидоровна.
С восьми лет в 1929 г. пошел учиться в 1-й класс Семилейской школы. Учился прилежно и успешно. Любил читать книги, особенно об авиации и воздухоплавании. Был дисциплинированным и исполнительным учеником, активно участвовал в общественной работе класса, школы. Работал в колхозе. Для Николая были присущи собранность и выдержанность характера, целостность и твердость натуры, ясность и настойчивость в достижении мечты, цели. Был веселым, жизнерадостным, дружелюбным пионером, комсомольцем, товарищем. Мастерил воздушные змеи, самолетики из картона, жести и фанеры, вовлекая в это дело товарищей. Постепенно его стихией становятся небо и самолет. Занимался спортом, с товарищами катался на коньках, на лыжах. Николай любил природу, оберегал ее. Был честен и правдив.
После окончания 7 классов в 1936 году поступил учиться на физкультурное отделение Саранского педагогического училища им. М. Горького. Учёбу в училище совмещал с занятиями в саранском аэроклубе. В 1939 году окончил педучилище и занятия в аэроклубе. Затем он успешно оканчивает летные учебные заведения в городах Гостомеле, Саратове и Белой Церкви.
Николай Алексеевич Солдаткин был женат. Жена – Солдаткина (Дудник) Екатерина Лаврентьевна.
В Великой Отечественной войне с 5 ноября 1942 года. Письма с фронта были полны оптимизма и глубокой веры во всепобеждающую силу советского народа и его героической армии. Из этих писем было видно, что он не колебался отдать свою жизнь за счастье других, за независимость своей Родины. Николай воевал бесстрашно, бил ненавистного врага. Дважды был удостоен ордена Красного Знамени.
Погиб 22 октября 1943 г., когда на самолёте Пе-2 производил облёт матчасти, после устранения неисправностей, обнаруженных в предыдущем полёте и одновременно проверки молодого лётчика Светова, у которого был перерыв в полётах. Самолёт потерпел катастрофу на аэродроме Паньково у д. Паньково Ильинского района Смоленской области. Самолёт сгорел, а лётчики лейтенант Солдаткин и сержант Светов погибли. Похоронили их в братской могиле в с. Старая Торопа Западнодвинского района Тверской области.
Вот так нелепая техническая неполадка унесла жизнь Николая.
В письме Алексея Георгиевича Бобунова написанном в военное время, хранящегося в РГАЛИ рассказывалось о героическом летчике Алексее Солдаткине. В одном из боев немцы подбили его самолет, он загорелся. Солдаткин выпрыгнул с парашютом, но как оказалось, парашют тоже пострадал от огня. И летчик штопорил плашмя все тысячу шестьсот метров до земли. Он упал на небольшую поляну в снег за 170 км. от лини фронта в немецком тылу. Его подобрали партизаны, и спустя восемь дней он снова был в строю. И опять трагический случай: на этот раз у Солдаткина отказали оба мотора самолета. Наш земляк не растерялся, планируя, на дрейфующем полете дотянул до линии фронта и посадил машину на нашей территории. Эти эпизоды были описаны в наградном листе, когда летчика-кочкуровца представляли к званию «Герой Советского Союза». Но кроме этих героических эпизодов, в наградном листе нашли отражение боевые будни разведчика с 27 января по 30 августа 1943 г. В частности, в кратком конкретном изложении личного боевого подвига или заслуг исполняющего должность Командира звена 11 Отдельного разведывательного авиационного полка лейтенанта Солдаткина говорится: «...Солдаткин на Калининском фронте участвует с ноября месяца 1942 года. В разведывательный полк прибыл с 320 РАЭ, не имея боевого опыта, он прошёл курс подготовки к боевым вылетам, при этом показал хорошие результаты по знанию и грамотной эксплуатации самолета Пе-2.
Как лётчик подготовлен хорошо, владеет отличной техникой пилотирования самолёта Пе-2, летая в сложных метеоусловиях и на полный радиус самолёта Пе-2 потерь не имеет.
За произведённые 81 боевой вылет на разведку и успешное выполнение боевых заданий лейтенант Солдаткин награжден двумя орденами: «Красное знамя».
После последнего награждения он произвел 55 боевых вылетов на разведку глубокого тыла и переднего края обороны противника. Таким образом на боевом счету у лейтенанта Солдаткина числится 136 боевых вылетов на разведку на Калининском фронте.
При выполнении боевого задания 27 января 43 года в районе Городок, самолёт пилотируемый лейтенантом Солдаткиным был атакован 3-мя ФВ-190...
Лейтенант Солдаткин ведет разведку витебского направления, им повседневно контролируются крупные Ж.Д. узлы и станции: Полоцк-Витебск-Городок-Друтень, аэродромы: Каменка, Витебск, Бешенковичи, Улла, Полоцк-Дретунь и другие.
 Как один из лучших летчиков полка, отлично владеющий техникой пилотирования на самолете Пе-2, он выполняет самые ответственные задания по разведке при сложной воздушной и метеорологической обстановке.
11 апреля 1943 года выполняя боевую задачу по разведке района: Полоцк-Улла-Орша-Велиж, не доходя до Орши на самолёте тов. Солдаткина отказал один мотор. Владея в совершенстве техникой пилотирования тов.Солдаткин пролетел около 100 км. по территории занятой противником на одном моторе. Не доходя 5 км. до линии фронта, отказал и второй мотор. Используя грамотно все качества самолёта пе-2 тов. Солдаткин сумел спланировать на свою территорию и посадил самолет в расположении переднего края обороны наших войск, сохранив жизнь экипажу и самолёт был восстановлен в мастерских. Сведения, добытые в результате разведки сразу-же передал наземному командованию.
48 раз он обстреливался интенсивным огнём ЗА, имеет 12 встреч с истребителями противника, провел при этом 6 оборонительных воздушных боев. В совершенстве овладел тактикой ведения воздушной разведки и несмотря на сильное противодействие ЗА и ИА противника он успешно выполняет боевые задачи по разведке.
8 мая 1943 года при сильном противодействии ЗА (зенитной артиллерии) лейтенант Солдаткин разведкой ж.д. узла и аэродрома Витебск, установил: на ж.д. узле Витебск 2 ж.д. эшелона и до 300 отдельных вагонов. На аэродроме Витебск – до 25 самолётов.
25 мая 1943 года дешифрованием заснятой площади экипажем Солдаткина удалось вскрыть наличие мотомехвойск в районе Вышетки.
Десятки раз он выполнял боевую задачу по разведке тылов противника. 28 мая 1943 года выполняя боевую задачу, он доставил данные и результаты визуальной разведки подтвердил фотографированием.
Его экипаж заслуженно считается одним из лучших мастеров по аэрофотосъёмке. Только за август-сентябрь месяцы 1943 года он произвёл 19 боевых вылетов на фотографирование переднего края обороны противника и отдельных площадей - обнаруженных мест сосредоточения войск и техники противника.
17 августа 1943 года он в паре с капитаном Свирчевским, зафотографировал площадь С-В Духовщина, при этом показал отличные результаты фотосъёмки.
18 августа 1943г. без прикрытия истребителей при сильном противодействии ЗА сфотографировал площадь переднего края обороны противника в районе Новосокольники.
24 августа 1943г. в результате разведки установил: на ж.д. узле Орша 10 ж.д. составов. На аэродроме Балбасово до 50 самолётов противника. Данные визуального наблюдения подтвердил фотографированием.
30 августа 1943 г. разведкой района установил: на ж.д. узле Орша 10 ж.д. составов, на аэродроме Балбасово до 42-х 2-х моторных самолётов.
29.8.43г. в плохих метеоусловиях Н-100-1500 м. разведал район: Усвыяты-Городок-Бешенковичи-Богушевская-Лиозно-Понизовье-Демидов-Велиж и установил: на ст. Городок 3 ж.д. состава по 35-40 вагонов. На ст. Лиозно 1 ж.д. эшелон до 35 товарных вагонов направлением на Смоленск. И 1 ж.д. состав до 20 товарных вагонов.
Попутно с разведкой он 67 раз бомбардировал ж.д. станции, аэродромы и места сосредоточения войск и техники противника.
За произведённые 136 боевых вылетов на разведку на Калининском фронте, за успешное выполнение боевых задач, за проявление подлинного героизма и отваги, на примерах которого воспитываются боевые экипажи полка ходатайствую перед Командующим 3 ВА о представлении лейтенанта Солдаткина к званию «Героя Советского Союза».
 Командир 11 ОРАП подполковник Лаухин.
16 сентября 1943 года наградной лист на уроженца Кочкуровского района Николая Алексеевича Солдаткина подписал Временно исполняющий должность Начальника Штаба 11 ОРАП майор Рязанов.
А 20 сентября 1943 года с формулировкой «Достоин присвоения звания Героя Советского Союза» наградной лист подписал Командующий 3Воздушной Армии генерал-майор авиации Папивин.
На следующем этапе рассмотрения наградного листа было принято другое решение. На первой странице документа о награждении красным карандашом сделана отметка: «Награждён орденом Суворова III степени 23.9. Подпись». Фронтовой приказ №: 55/н был от: 23.09.1943г. издан: ВВС КА был подписан Командующим ВВС КА маршалом авиации Новиковым.
Вот так быстро одна награда – медаль «Золотая звезда героя Советского Союза» была заменена другой - орденом Суворова III степени.
Конечно, орден Суворова, очень достойная правительственная награда. И, наверное, у командования ВВС КА были причины для замены. Но по статусу он был намного ниже Звезды Героя…
Что бы ни было, какая бы обстановка ни складывалась, Летчики делали свое дело: те скупые строки о передвижении вражеских колонн, о скоплении эшелонов на железнодорожных станциях, которые поступали дальше в разведывательный отдел, оплачивались кровью.
Т.М.Костригина – н.сотрудник Мемориального музея.   
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (22.03.2016)
Просмотров: 1182 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz