Четверг, 25.04.2024, 20:02
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3832]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 538
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

САРАНСКИЙ УЧЕБНО-АВИАЦИОННЫЙ ЦЕНТР БЫЛ ЛУЧШИМ В СТРАНЕ 28 ЛЕТ АВИАЦИОННОЙ ИСТОРИИ (1964-1992 гг.)

САРАНСКИЙ УЧЕБНО-АВИАЦИОННЫЙ ЦЕНТР БЫЛ ЛУЧШИМ В СТРАНЕ 28 ЛЕТ АВИАЦИОННОЙ ИСТОРИИ (1964-1992 гг.)

В сентябре 1963 года Саранская центральная объединенная летно-техническая школа (ЦОЛТШ) сделала последний выпуск. Впоследствии пришел приказ о перебазировании ЦОЛТШ в г. Калуга, где находилась одна из технических школ ДОСААФ СССР.
В ноябре 1963 года в Саранск прибыла комиссия из Москвы. Эта комиссия предложила руководству республики на базе ЦОЛТШ (т.к. все постройки, главный учебный корпус, столовая, казармы, штаб оставался в городе) создать Саранский учебно-тренировочный авиационный центр (СУТАЦ). Вопрос стоял только об аэродроме, т.к. на старый аэродром на северо-западной окраине Саранска наступали промышленные застройки. Руководство республики пошло навстречу предложению ДОСААФ СССР, выделив под аэродром земли в Лямбире.
3 марта 1964 г. в Саранске на базе ЦОЛТШ создается Саранский учебно-тренировочный авиационный центр с новым аэродромом в Лямбире. Его цели и задачи – подготовка летчиков реактивной авиации для резерва ВВС. Так как к середине 1950-х годов произошел коренной пересмотр концепции летного обучения, авиация становилась ракетоносной и сверхзвуковой. По всему миру стали создаваться учебно-тренировочные центры. В нашей стране их насчитывалось около 20, один из них базировался в Саранске на аэродроме Лямбирь.
В СУТАЦ планировалось создать три эскадрильи на самолетах МиГ-15 и МиГ-17. Многие сотрудники ЦОЛТШ перешли на службу в СУТАЦ: В.С.Мануйлов, П.И.Казаков, В.Я.Камендровский, П.Н.Баринов, Л.П.Цветков, Герой Советского Союза А.Ф.Чернышов, И.М.Кондыбаров, П.С.Юртайкин и др. Дополнительный летный состав прибыл из других авиационных частей. Временно исполнял обязанности начальника центра полковник В.С. Мануйлов – бывший начальник ЦОЛТШ. Заместителем по летной подготовке стал полковник П.И Казаков (бывший заместитель по летной подготовке ЦОЛТШ), а замполитом части прислан подполковник Виноградов. Были созданы три группы летно-технического состава. Их возглавили И.М. Кондыбаров, В.Я.Камендровский, Ф.А.Кислицин. Курсантов в СУТАЦ планировалось готовить летчиков с боевым применением, т.е. умением вести воздушный бой, уметь стрелять по воздушным и наземным целям. Определили срок обучения - один год с налетом в 50 часов. Выпускники становились летчиками запаса ВВС в звании лейтенанта.
Одновременно с формированием Центра шло строительство Лямбирского аэродрома: служебные помещения, командно-диспетчерский пункт, склады, ангар, техническая эксплуатационная часть.
В мае 1964 года прибыл основной руководящий состав, а также инженеры и командиры авиаэскадрилий. Начальником Центра был назначен подполковник Мельников В.Д. В том же году пришел приказ о переоснащении Центров самолетами Л-29. Вот как вспоминает об этом В.Я.Камендровский: «В конце мая пришел приказ отправить группу из четырех летчиков - Л.Ф Торопова, В.Я.Камендровского, Ф.А.Кислицина, А.М.Мухина - и четырех техников для переучивания на самолетах Л-29 в г.Ейск. 15 июня 1964 года мы прибыли в г.Ейск. Две недели занимались теорией самолетов Л-29 и две недели- лётной подготовкой…». В июле группа вернулась в Саранск. В это же время пришел приказ перевести Центр на обучение управлению самолётами Л-29. По решению ЦК ДОСААФ СССР меняется названия Центра, он становится - Саранский учебно-авиационный центр (СУАЦ). Из воспоминаний В.Я.Камендровского: «В начале августа пришла разнарядка для нашего Центра получить в г. Ивано-Франковск 10 самолетов Л-29. Л.Ф.Торопов и я отправились за самолетами. Мы вошли в группу летчиков из Тамбовского летного училища, которые нам помогли перегнать 10 самолетов в Центр...».
2 сентябре 1964 года согласно приказа по Центру Л.Ф.Торопов и В.Я.Камендровский приступили к переучиванию летного состава на самолетах Л-29. Из воспоминаний Лобанова Е.А. - техника Центра: «Профессиональные требования к персоналу всегда были высокими. Летный и технический состав дважды в год сдавали экзамены по устройству и правилам эксплуатации авиатехники. Провалившие испытания к работе не допускались.»
В январе 1965-го, прибыли курсанты в количестве 100 человек. А в сентябре 1966 года Центр выпустил первый набор летчиков запаса ВВС. Учили курсантов очень квалифицированно. Из воспоминаний Е.А.Лобанова – техника Центра: «Когда курсанты «вставали на крыло» и приступали к самостоятельным полетам, за один летный день вырабатывалось более 100000 (ста тысяч) литров реактивного топлива. Общий годовой налет приближался к 5500 часам. Решающая роль в этом принадлежала летно-инструкторскому составу. Они не только обучали курсантов, но и сами совершенствовались в летном мастерстве. В.Шмаков, И Чикачев, Е. Евсеев, братья Александр и Анатолий Кострица, С.Чунаев, Ф.Шмасеев и другие были мастерами спорта СССР по высшему пилотажу на реактивных самолетах. В.В.Прокин, Г.Д.Мухина И А.П.Дергунов были не только мастерами СССР по парашютному спорту, но и обладателями ряда мировых рекордов в ночных групповых прыжках на точность приземления. Инструкторы парашютной службы Центра - П.Зеленко, В.Макаров, А.Аранович, Н.Шестаков - готовили юношей к призыву в воздушно-десантные войска…».
В 1969 году началось строительство взлетной бетонной полосы длинной в 2 километра. Стали строить казармы для курсантов, штаб, столовую, санчасть, клуб, учебный отдел, котельную. Таким образом, создавалась очень мощная аэродромная материально-техническая инфраструктура. К 1972 году Центр полностью базировался на Лямбирском аэродроме. Что касается зданий, которые принадлежали Центру в городе, то они перешли в обком ДОСААФ республики. Единая аэродромная инфраструктура дала свои плоды. Это время было самым работоспособным. Все шло без сбоев и чп. Часто к нам приезжали делегации с других центров перенимать наш опыт. Саранский Центр становился лучшим учебным авиационным центром страны. Его отмечали в ЦК ДОСААФ СССР. Саранский учебно-авиационный центр был награжден Переходящим Знаменем Министерства обороны, отмечен «Почетным значком» ЦК ДОСААФ, грамотами и денежными премиями. Например, в феврале 1983 года Председатель Центрального комитета ДОСААФ СССР Герой Советского Союза адмирал флота Егоров Г.М. подписал документы о награждении СУАЦ Красным Знаменем как «…символ чести, доблести и славы, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, как напоминание каждому работнику и курсанту организации о его священном долге – активном содействии укреплению обороноспособности страны, подготовке к защите социалистического Отечества и завоеваний социализма», - так гласил документ.
В 1974 году произошла смена руководства Центра. Его начальником стал полковник Шимутин, замполитом – подполковник Чивилев, начальником штаба – подполковник Васильев. Центр вновь перешел на дообучение курсантов на самолетах МиГ-15 и МиГ-17.
С 1974 года СУАЦ постиг ряд катастроф, в результате которых погибло пять авиаторов. Так, однажды выполняя полет, курсант заблудился и катапультировался в районе г.Канаш. Самолет упал и разрушился. В 1978 году погибли заместитель начальника по летной подготовке и курсант. Еще одна катастрофа - гибнут два курсанта.
В 1981 году СУАЦ вновь переходит на обучение курсантов на самолетах Л-29. В это время Центром руководил подполковник Белоусов, заместителем по летной части был назначен В. Браташ, замполитом - Ю.Калямин, заместителем начальника штаба становиться В. Камендровский.
В 1982 году руководство Мордовии вышло с предложением в Приволжский военный округ о наборе курсантов в республике. Так появился «мордовский набор». До 1985 года отдельной группой обучались мордовские курсанты. Было сделано три выпуска. Многие ребята нашей республики стали военными летчиками благодаря этим наборам. Например, закончил СУАЦ Сергей Николаевич Устинов - уроженец села Пырма Кочкуровского района, затем служил в Центре летчиком-инструктором, аттестовался и продолжил службу в ВВС: 226-м отдельном смешанном авиаполку в знаменитой Кубинке.
Воспитанником СУАЦ являлся заслуженный летчик-испытатель СССР Горбик Сергей Александрович (23.03.1943-13.10.1992) – курсант 1968 года. Для увеличения налета на реактивных машинах он поступает в наш Центр. Затем стал летчиком-испытателем. Поднял в небо и провел испытания АН-22 ПЛО, АН-72, АН-225 с Бураном. Всего же провел испытания 47 типов самолетов, установил 115 мировых рекордов.
СУАЦ чтил и приумножал традиции ЦОЛТШ, являлся полноправным приемником летно-технической школы. Из воспоминаний Е.А. Лобанова – техника Центра: «… очень много делалось благодаря инициативе и энтузиазму его работников, искренне преданных авиации, выходцев из ЦОЛТШ. Это их мозгами и руками создавались наглядные пособия и схемы, оснащались действующими стендами учебные классы. Многим запомнился преподаватель аэродинамики Д.И.Боголюбов, его артистизм и яркий, громовой голос. Не было равных Н.С.Кордысу в методике преподавания конструкции и теории авиадвигателей…Технической грамотностью и эффективностью выделялись рацпредложения Л.П.Рожкова, М.М.Гордеева, А.Е.Елисеева. Разработанный В.В.Африным и В.П.Викторовичем оперативный ультразвуковой контроль лопаток турбин и опыт его применения в предполетную подготовку был распространен на все центры страны, летающие на МиГ-15 и МиГ-17…».
На высоком уровне была отработана деятельность инженерно-авиационной службы. Коэффициент исправности авиатехники при парке более 100 самолетов редко опускался ниже 90%, ежемесячно регламентные работы проводились на 18-24 самолетах. Ежегодно из центра выходили 100 высококвалифицированных летчиков запаса ВВС. За 28 лет своей деятельности Саранский центр подготовил 2800 авиаторов.
В августе 1991 года Центр сделал последний выпуск курсантов, а в марте 1992 года был расформирован согласно Постановлению Правительства РФ. Уволились в запас инструкторы-авиаторы, инженерно-технический персонал. Нарушилась вся инфраструктура Лямбирского аэродрома, пришел в запустение некогда один из лучших авиационных Центров страны.
Наступает время собирать камни. Стране с ее огромными просторами необходимы высококвалифицированные авиаторы. Ветераны надеются, что в Саранске вновь будет создана авиационная школа. И наши летные традиции и навыки будут вновь востребованы в России.

Валентина Ковшова
заместитель директора по научной работе МВиТП 1941-1945 гг.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (06.04.2014)
Просмотров: 8292 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/10 |
Всего комментариев: 1
1 vladimir-chistyakov-00  
0
чистяков в м окончил цолтш в 1963 г саранске а затем в 1964 г в калуге инструктором в саранске был маскаев н с а ком звена мухин налетал 17000 т часов ушел на пенсию командиром сам ту 154 живу в н новгороде ул лопатина 3 кв 171

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz