Вторник, 23.04.2024, 11:11
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3830]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 537
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Подготовка кадров бронепоездных частей в годы Великой Отечественной войны
Для обеспечения необходимым количеством специалистов-бронепоездников в Красной Армии существовала специальная часть - 1-й отдельный учебный полк бронепоездов имени Ф.Н. Алябьева. Он занимался подготовкой рядового и сержантского состава - артиллеристов, пулеметчиков, зенитчиков, разведчиков, связистов, водителей бронемашин, артиллерийских и железнодорожных мастеров - для укомплектования дивизионов и отдельных бепо (этим термином в 20 - 30-е годы сокращенно называли бронепоезда).
Полк является старейшей бронепоездной частью Красной Армии - он ведет свою историю от созданного 12 сентября 1918 года депо по формированию бронепоездов РККА, позже реорганизованного в запасную бригаду бронепоездов, затем во 2-й полк бронепоездов, отдельный полк бронепоездов и 4-й отдельный дивизион бронепоездов.
По утвержденному еще в мае 1939 года мобилизационному плану, 1-й запасной полк бронепоездов формировался в случае начала войны на базе 4-го отдельного дивизиона бронепоездов, расположенного в Брянске. Здесь имелась учебная база, а на военном складе №60 хранилась на консервации боевая матчасть полка.
1-й запасной полк бронепоездов был развернут по штату военного времени № 016/800 в первые же дни Великой Отечественной войны - с 23 по 25 июня 1941 года. Согласно штата, он состоял из 1 и 2-го учебных дивизионов, рот управления, депо, службы тяги и движения и бронедрезин, готовивших специалистов рядового и младшего начсостава, а также роты по переподготовке среднего и старшего начсостава бронепоездов, и насчитывал 686 человек, 3 легких и 2 тяжелых бепо, 1 бронедрезину и 2 броневика на железнодорожном ходу. Командиром 1-го запасного полка назначили бывшего командира 4-го ОДБП майора И.И. Бончева, замполитом - батальонного комиссара И.П. Жорина.
Первой задачей полка стало развертывание дивизионов так называемого «скрытого» формирования (6 и 12-го), убывших на фронт 27 - 29 июня 1941 года, затем, со 2 по 8 августа здесь были сформированы и отправлены в Действующую Армию 40, 44 и 49-й отдельные бепо. А 23 августа по приказу начальника Брянского гарнизона для обороны города выделили два учебных бронепоезда.
25 августа 1941 года по распоряжению начальника Автобронетанкового Управления КА 1 -й запасной полк бронепоездов «со всем личным составом, вооружением и имуществом убыл из Брянска и 29 августа прибыл к новому месту дислокации: г. Тамбов, где разместился в здании завода «Синтетический каучук».
16-30 октября 1941 года часть из Тамбова перебросили на станцию Рузаевка Мордовской АССР.
Выбор на Рузаевку пал неслучайно, так как еще в 1918 г. она принимала бронепоезда, прибывшие для участия в борьбе с мятежом чехословацкого корпуса, да и у рузаевцев был определенный опыт в размещении и ремонте этого вида транспорта. Личный состав полка бронепоездов (около 2 тыс. человек) разместился в зданиях железнодорожного клуба им. А.В. Ухтомского, железнодорожной школы № 40. Согласно приказу заместителя НКО, в 1-м запасном учебном полку бронепоездов количество обучающихся увеличилось до 4 тыс. человек. В связи с этим 31 октября 1941 г. исполком Рузаевского горсовета решает дополнительно передать 1-му запасному учебному полку общежитие № 5 бывшей школы № 55.
В октябре - декабре 1941 года запасной полк бепо доукомплектовал, подготовил и отправил на фронт понесшие потери в боях 1,6 и 12-й ОДБП, а также 15, 40, 44, 46 и 54-й отдельные бронепоезда. Кроме того, во исполнение директивы наркома обороны № 22сс были отправлены команды в пункты формирования 31, 32, 33, 35, 52, 53 и 54-го дивизионов бронепоездов.
Всего за период с июля 1941-го по январь 1942 года запасной полк бронепоездов подготовил и направил в Действующую Армию 250 человек среднего и старшего начсостава (до момента расформирования 1 апреля 1942 года роты по переподготовке начсостава), а также 2150 человек рядовых и младшего начсостава.
Не сразу удалось наладить на новом месте нормальную боевую учебу - не было полигона для проведения стрельб, отсутствовали железнодорожные пути для подготовки экипажей бронепоездов. Так, 6 марта 1942 года командование полка сообщало:
«Учебный полк бронепоездов в настоящее время дислоцируется в Рузаевке. Данный пункт дислокации создает ряд трудностей в учебной работе полка и не дает возможностей выполнять поставленные задачи для подготовки кадров бронепоездников.
Станция Рузаевка не имеет возможности предоставить запасные пути для стоянки бронепоездов. Главный железнодорожный путь перегружен оперативными перевозками, что не позволяет не только производить маневры, но и выезжать на главный перегон для проведения тактической подготовки.
Отсутствие в пункте расквартирования нормального артиллерийского полигона окончательно срывает проведение артиллерийских и пулеметных стрельб».
Нормальный процесс подготовки удалось наладить только летом 1942 года, когда силами полка были построены дополнительные железнодорожные пути и оборудовано стрельбище.
1 апреля 1942 года полк перешел на новый штат №016/301 и стал именоваться «1-й отдельный учебный полк бронепоездов».
С 1 июня 1942 года в часть прибыл новый командир - подполковник КВ. Жасминов, который возглавлял ее до самого расформирования.
Всего в течение 1942 года полк отправил на укомплектование и пополнение существующих бронепоездных частей 3100 человек. Кроме того, во второй половине года в часть прибыли с фронта на переформирование и доукомплектование 7, 16, 24, 51, 53, 56, 65 и 66 ОДБП. Часть из них позже убыла в Действующую Армию, а часть расформировали.
12 сентября 1943 года в торжественной обстановке прошло празднование 25-летия полка. В ознаменование этого указом президиума Верховного Совета СССР его наградили орденом Боевого Красного Знамени и присвоили имя Алябьева и с 1 октября он стал называться: 1-й отдельный Краснознаменный учебный полк бронепоездов имени Алябьева.
За 1943 год 1-й запасной полк подготовил и отправил в части 2700 человек, а также переформированный потерявший матчасть летом 1943 года 60-й ОДБП (в составе бепо «Уфа» и «Салават Юлаев»).
В 1-м отдельном учебном полку бронепоездов были и уроженцы Мордовии. Среди них Романов Роман Гаврилович. Он родился в 1915 году в с. Алькино ныне Ковылкинского района Республики Мордовия. Мордвин.
С 1936 г. по 1940 г. он работал счетоводом в колхозе «Парижская коммуна» (с. Алькино). 1940-июнь 1941 гг. – депутат Алькинского сельсовета депутатов трудящихся Ковылкинского района Мордовской АССР, завхоз, зам. председателя Алькинского сельсовета депутатов трудящихся Ковылкинского района Мордовской АССР.
Июнь 1941-январь 1942 гг. – председатель Алькинского сельсовета депутатов трудящихся Ковылкинского района Мордовской АССР, затем был призван на фронт Ковылкинским РВК.
Январь-май 1942 г. – курсант школы бронепоездов (г. Рузаевка Рузаевского района Мордовской АССР), май-июль 1942 г. – санитар-писарь 167-й танковой бригады (г. Горький Горьковской обл. ныне г. Нижний Новгород Нижегородской обл.); с июня 1942 г. – под г. Харьков Харьковской обл. Украинской ССР.
В июле 1942 года под г. Харьков при окружении попал в плен. До февраля 1943 года был в лагерях военнопленных в г. Волчанск Харьковской обл., г. Кременчуг Полтавской обл. (оба – Украинской ССР), затем отправлен в Германию. Освобожден в мае 1945 года советским войсками.
Романов Роман Гаврилович награжден орденом Отечественной войны II степени.
Директивой Генерального Штаба Красной Армии от 8 июля 1944 года 1-й отдельный запасной полк направил в подмосковный Наро-Фоминск команду для строительства военного городка, а к 7 ноября передислоцировался на новое место. В 1944 году часть отправила на фронт 1168 человек, и еще 300 в следующем.
С 1 декабря 1945 года 1-й отдельный запасной полк перешел на штат мирного времени №7/305, а с 1 июля 1946 года - на штат № 7/611 с численностью переменного состава в 400 человек. В сентябре того же года часть передислоцировалась в город Моршанск Тамбовской области, где в апреле 1947 года на основании директивы Генштаба Вооруженных Сил СССР № орг/1/461195 от 17 февраля 1947 года она была расформирована.
Ю.В. Горбунова - н.сотрудник Мемориального музея.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: tatianakost (20.09.2018)
Просмотров: 669 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz