Вторник, 30.04.2024, 17:50
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3832]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 538
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Пилот «небесного тихохода»
Ночным кошмаром стал для немецких захватчиков маленький, совсем не грозный с виду фанерный самолетик У-2. Он праву считается одним из самых известных отечественных самолетов.
У-2 (По-2) — одномоторный двухместный биплан (самолет с двумя парами крыльев в параллельных плоскостях) с корпусом (фюзеляжем) из дерева. В хвостовой части обшит полотном. Стабилизатор и хвостовое оперение съемное, трехстоечное неубирающееся шасси с амортизатором из резины. Рама (расчалочная) также выполнена из деревянных деталей.
Изначально аббревиатура советских самолетов обозначала назначение машины, в данном случае У – учебный. Переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Н. Н. Поликарпова
Свой славный боевой путь на фронтах Великой Отечественной Войны начал буквально с первых дней.
Это было обусловлено тем, что У(По)-2 легко управлялся и специально подготовленных пилотов для него не требовалось. К примеру, самолет практически невозможно было ввести в штопор. Производство не требовало высокотехнологичных мощностей, несложно ремонтировался, а в условиях ограниченности ресурсов в условиях войны это было весьма значимо.
Благодаря невысокой скорости самолет спокойно перемещался на малых высотах, где используя маскировочные цвета сливался с местностью. Большой неожиданностью для немецких пилотов оказалась необычайная живучесть «кукурузника».
Мало того, что он летал, задевая верхушки деревьев, где был незаметен, так и удержать его в прицеле нужное время становилось проблемой из-за скорости, которая соответствовала скорости сваливания «мессеров» (Bf-109) и фоккеров (Fw 190). К тому же, часто пули просто прошивали насквозь фанеру обшивки, не причиняя большого вреда самолету, а деревянные элементы обшивки легко восстанавливались техниками на аэродроме.
Когда сильные и слабые стороны У(По)-2 были досконально изучены, ситуация изменилась. В качестве боевого самолета он использовался лишь как легкий ночной бомбардировщик, что кардинально меняло положение. Ночью сбить его становилось практически невозможно. Специально под ночное использование самолета была изменена панель приборов, а главное – были установлены глушители-пламегасители. В ночи самолет было не видно, а на высоте более 700 метров еще и не было слышно с земли. При этом при интенсивной стрельбе и шуме техники, безопасной в плане обнаружения считалась даже высота 400 метров. С таких малых высот точность бомбометания в случае видимости цели могла быть исключительной. Во время Сталинградской битвы в некоторых случаях ночным бомбардировщикам У(По)-2 ставилась цель вплоть до отдельно стоящего здания.
Пилотом этого легендарного самолета был Борисов Александр Николаевич.  Он родился 8 ноября 1921 года в селе Баево ныне Ичалковского района Мордовии. Призван 16 ноября 1939 года Ичалковским РВК Мордовской АССР. С февраля 1943 года стал участником Великой Отечественной войны. Принимал участие в Белгородско-Харьковской,  Верхне-Силезской, Берлинской и др. операциях. Первоначально воевал в должности штурмана экипажа 646-го ночного легко-бомбардировочного авиационного полка 208-й ночного авиационной дивизии в звании младшего лейтенанта.
Произвел 102 боевых самолетовылета ночью на самолете У(По)-2 на уничтожение живой силы и техники противника и блокирование дорог, широко применяя при этом пулеметный огонь. В результате бомбардировки мл. лейтенант Борисов вызвал 4 очага пожара, вызвал два крупных взрыва, разрушил пакгауз*, 4 строения противника, уничтожил 3 автомашины с войсками и грузом противника.
В ночь на 3 августа 1943 года трижды бомбардировал скопление танков, что восточнее Мурома. Детально рассмотрев расположение противника, несмотря на противодействие зенитных пулеметов, точным бомбометанием вызвал пожар, сопровождающийся клубами дыма на западной опушке леса, что 1,5 км восточнее Мурома. 
В ночь на 15 августа 1943 года 6 раз бомбардировал южную часть Ахтырки, в результате бомбардировки вызвал три очага пожара. 
Тов. Борисов берет бомбовую нагрузку на свой самолет до 270 кг. И в ночь производит по 6-7 боевых самолетовылетов. За мужество и боевые успехи в работе, приказом подразделения №: 11/н от: 10 сентября 1943 года награжден орденом Красная Звезда.
После награждения орденом,  произвел еще 154 боевых вылета на бомбардировку войск и техники противника. Несмотря на противовоздушную оборону противника, широко применяет огонь турельного пулемета по видимым целям, снижаясь до высоты 300 метров, успешно поражает цели.
В ночь на 1 сентября 1943 года, выполняя боевой приказ командования, несмотря на противодействие зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, успешной бомбардировкой вызвал крупный очаг пожара, поджог горючее в пункте Веприк. В ночь на 3 ноября 1943 г. успешной бомбардировкой вызвал три очага пожара в районе Горянки. Тов. Борисов уничтожил 3 автомашины, вызвал 4 очага пожара, подавил огонь 2 полевых артиллерийских орудий противника.
При полетах на боевые задания берет максимальную нагрузку на самолет. В отдельные напряженные периоды производил по 7 самолетовылетов в ночь.
За отличное и успешное выполнение боевых заданий, произведенные 154 боевых вылета, и проявленные при этом доблесть и мужество, приказом подразделения №: 37/н от 20 февраля 1944 года награжден орденом Отечественной войны I степени.
После очередного награждения, лейтенант Борисов,  произвел еще 325 боевых вылетов: из них на разведку войск противника – 41, на специальное задание – 7, на бомбардировку днем – 4. В период наступления наших войск в 1945 г. произвел  148 боевых вылетов.
Проявляя мужество, настойчивость, умение и инициативу, своими боевыми действиями нанес следующий урон противнику: создал 36 очагов пожаров (из них 7 большой силы), вызвал 13 взрывов, уничтожил 10 автомашин, разрушил 62 строения, взорвал 2 склада с боеприпасами, уничтожил 4 железнодорожных вагона, подавил 6 прожекторов, отмечено прямых попаданий в железнодорожное полотно - 38, по старту летной площадки аэродрома противника – 6, зажег лесопильный завод.
Работая штурманом звена, с 17 марта 1945 г. по 26 апреля 1945 г. под  умелым руководством звено произвело 317 боевых вылетов, в результате чего звеном уничтожено: 11 автомашин, разрушено строений - 49, взорвано ж/д вагонов – 5, подавлена батарея зенитной артиллерии, создано очагов пожара – 51, вызвано взрывов – 10, взорван склад горюче-смазочных материалов, сожжено 3 самолета,  подавлено 2 точки малокалиберной зенитной артиллерии, 7 прожекторов, 1 паровоз, отмечено прямых попаданий в железнодорожное полотно – 12, по взлетному полю аэродрома противника– 15.
В ночь на 22 сентября 1945 года, выполняя приказ командования, бомбардировал живую силу и технику противника в пункте Вышны Свидник, где взорвал склад с боеприпасами.
В ночь на 8 февраля 1945 года, в трудных метеоусловиях выполнил приказ командования, уничтожил 2 автомашины, создал очаг пожара, вызвал 2 взрыва в г. Бреслау.
В ночь на 26 марта 1945 года, выполнив боевой приказ командования, бомбил аэродром Швейдниц, и ж/д станцию Кенигцельт пройдя через сильное противодействие зенитной артиллерии противника прямым попаданием взорвал паровоз, точку мелкокалиберной зенитной артиллерии, разрушил ж/д полотно в 2-х местах.
В ночь на 3 апреля 1945 года,  выполняя приказ командования, уничтожал технику противника на аэродроме Швейдниц, умело обошел заградительный огонь зенитной артиллерии и зенитных пулеметов противника в плохих метеоусловиях точным попаданием сжег самолет. 
В ночь на 10 апреля 1945 года, в трудных метеоусловиях, обойдя сильно защищенную средствами зенитной артиллерии и зенитных пулеметов цель противника на аэродроме Швейдниц, пулеметным огнем подавил 5 прожекторов. 
В ночь на 26 апреля 1945 г. выполнив боевой приказ командования уничтожал сооружение в пункте Гросс - Кляйн, прямым попаданием зажег лесопильный завод, что юго-западнее переправы, создал 1 очаг пожара. 
За проделанную боевую работу в разгроме немецкого зверя в его логове, проявленное мужество, храбрость и инициативу, и умелое руководство подчинёнными, приказом подразделения №: 265/н от 21 мая 1945 года награжден орденом Красного Знамени.
За участие в Великой Отечественной войне награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степен, орденом Красного Знамени.
*пакгауз - закрытое складское помещение особого типа при железнодорожных станциях, портах, аэропортах или таможнях, предназначенное для кратковременного хранения коммерческих товаров.
Материал подготовлен научным сотрудником 
Мемориального музея военного и трудового подвига 
1941-1945 гг. Черкасовой А.Н.
При подготовке материала использованы: 
портал «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru/);  
портал «Книга войны. Обзоры оружия и военной техники» 
(https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/po-2/); 
портал (https://topwar.ru/147648-letajuschaja-parta-u-2.html).
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: titovavi13 (25.03.2022)
Просмотров: 73 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz