Среда, 22.08.2018, 06:28
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [656]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [12]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 434
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Педагог и поэт
Илья Петрович Кривошеев (литературный псевдоним Илька Морыця, что означает Илья Певец) родился 19 июля 1898 г. на хуторе Маяк Пылковской волости Петровского уезда Саратовской губернии (ныне поселок Маяк Лопатинского района Пензенской области) в эрзянской крестьянской семье. Детство поэта прошло в тяжелой страшной нужде. Родители Кривошеева были неграмотными. Его отец Петр Васильевич занимался хлебопашеством и в свободное время работал в кузнице. На второй день после рождения Ильи Петровича, его родной хутор сгорел, жители остались без крова, без хлеба. После этого семья Кривошеевых переезжает в деревню Тарасовка (сейчас это мордовский поселок Чумаёвского сельсовета Камешкирского района Пензенской области), родину матери поэта, известной мордовской сказительницы Ефимии Петровны Кривошеевой. Она хорошо знала жизнь мордовского народа, его быт, родной язык. И замечательно слагала песни и пела. Создавала плачи, причитания, сказы. Искусству плача в достатке учила ее собственная жизнь, свое горе: из одиннадцати детей, что были в их семье, семеро умерли от голода и болезней, остались Никифор, Иван, Александра и Илья. Много работала Ефимия Петровна на чужих людей, получала гроши. Часто пряла даже без света, на ощупь, керосин достать было трудно, да и стоил он дорого. Во время работы пела песни, многие из которых сочиняла сама. За всю жизнь причитаний и плачей было сложено много. И вот эту большую любовь к песне, к народному творчеству передала она своему сыну Илье. Именно благодаря ему до нас дошло ее творчество, который, по собственному признанию, к сожалению, поздно и мало, с 1922 г. начал за ней записывать.
Получить образование в ту пору было нелегко, но родители Кривошеева шли на любые жертвы, чтобы дать образование своему сыну. В 1906 г. Илья Петрович поступает учиться в Тарасовскую трехлетнюю церковно-приходскую школу. Учился прилежно, букварь и книжку для чтения знал наизусть. После окончания был награжден похвальным листом. Это окрылило будущего поэта, и он продолжил учебу в Русско-Камешкирском двухклассном училище. Жить приходилось при школе, у школьного сторожа. Так прошло два трудных года. Школа была закончена в 1912 г. и тоже успешно. Очень хотелось учиться дальше, но поблизости ничего подходящего не было, да и родителям стало не под силу. Пришлось работать по хозяйству и подготавливать себя к продолжению обучения.
В 1913 г. И. Кривошеев поступает в Казанскую учительскую семинарию (одно из лучших педагогических учреждений Поволжья). Обучение там было поставлено на высоком уровне. Среди квалифицированных преподавателей одним из самых любимых был Макар Евсевьевич Евсевьев, талантливый ученый и просветитель мордовского народа. Он занимался со студентами в подготовительном классе, преподавал русский язык и географию, был одновременно классным руководителем И.П. Кривошеева. Четыре года в семинарии оставили глубокий след в жизни Кривошеева.
Напряженная учеба, встречи с разнообразными людьми, жизнь в большом городе: так перед юношей открывался мир во всей его сложности. В России назревали перемены, приближение их чувствовалось. Семинария была окончена в 1917 г., вскоре Кривошеев был призван в армию. Четыре месяца обучался в Казанском военном училище и в начале октября был выпущен из него в звании прапорщика и отправлен в 133 пехотный полк в Самару, где был назначен в одну из рот младшим офицером, без должности (в запас). И хотя в чине прапорщика он пробыл только 25 дней (до октябрьской революции – 25 октября по старому стилю), это обстоятельство повлияло на его дальнейшую жизнь (у Кривошеева имелись фото в дореволюционной форме, именно из-за них во время сталинских репрессий по доносу он находился под следствием в течение года).
В январе 1918 г. Кривошеева как учителя демобилизовали из армии. Он возвращается в родные места и начинает работать учителем в селе Дьяковка Петровского уезда. В годы Гражданской войны был призван в ряды Красной армии и до 1921 г. служил в должности командира взвода 5 запасного батальона 11 стрелковой дивизии. После войны был назначен учителем Старо-Бегучевской школы II ступени, а затем – инспектором по национальным школам Петровского уезда, а дальше – учителем в родном хуторе.
В 1923 г. Илья Петрович поступает учиться на педагогический факультет Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Студенческие годы были для Ильи Петровича временем напряженного труда, радостной порой приобщения к сокровищам науки и творчества. Здесь работали А.С. Мадуев – профессор, в прошлом довольно активный поэт-символист; А.А. Гераклитов – исследователь истории мордовского народа, автор многих ценных трудов; Б.М. Соколов – профессор, исследователь культуры мордвы. Кривошеев учился у них глубокому пониманию культуры своего народа, любви к фольклору. Находясь в Саратове, Кривошеев смог побывать на выступлении Маяковского в 1927 г. В своих мемуарах он вспоминает, какое неизгладимое впечатление этот известный поэт произвел на него. Илья Петрович покидал зал с чувством какой-то неповторимости, охваченный азартом, его переполняли чувства, хотелось кричать на всех перекрестках Саратова: «Идите видеть и слушать Маяковского!».
В 1927 г. Илья Петрович успешно окончил государственный университет и был направлен преподавателем общественных наук в Петровский мордовский педагогический техникум. Здесь среди его учеников были те, без которых не представляется мордовская литература: А. Зиньков, А. Юргай (Сафронов), А. Мартынов, С. Платонов.
В 1929 г. его приглашают на работу в Саранск, там открывается рабочий факультет. Кривошеев становится преподавателем политэкономии и политграмотности а затем – родного языка. В первые же годы работы на рабфаке И.П. Кривошеев создал творческий литературный кружок. Этот кружок дал путевку в жизнь многим мордовским писателям: Ф. Дурнову, С. Родькину, В. Ардееву, П. Левчаеву, Ф. Атянину, П. Любаеву.
В последующие годы преподавал в разных школах Мордовии, а с 1940 г. в течение двадцати лет Илья Петрович проработал в Ичалковском педучилище.
Поэтическая струна впервые захватила Кривошеева еще в школьные годы. Любимыми поэтами были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов. Илья пытался писать так, как его любимые поэты. Но стихи получались наивные, подражательные. А еще затрудняло то, что сочинять их надо на русском языке. Язык он знал и любил, но вольнее мыслилось все-таки на родном, но он в то время существовал только как разговорный. Писал стихи Кривошеев и в годы пребывания в Казанской учительской семинарии, писал на русском языке. Показывал товарищам, но посоветоваться с преподавателями не решался, сочинение стихов в семинарии не поощрялось. Пение и музыка считались главными предметами.
Илья Петрович вновь начал писать стихи на русском и родном языке в 1923 г. под влиянием песен своей матери Ефимии Петровны Кривошеевой. По признанию самого И.П. Кривошеева, песни его матери, ее сказы, причитания вложили ему в уста голос родного ему народа, музыку этих песен, красоту их звучания и народный характер. Он стал выступать со стихами не только в университете, но и в городских клубах. Читал произведения на русском языке, мордовском.
Первое стихотворение, опубликованное в печати – «Пакшатненень» («Детям») 7 сентября 1923 г. в газете «Якстере сокиця» («Красный пахарь»).
Вы – мая месяца цветы,
Красивые – не наглядеться.
Страны цветущие сады
Оберегают ваше детство.
И солнце, кажется, возьми
И на ладони вскинь,
Как мячик.
Оно для вас, оно с детьми
Играет ласково, горяче.
Тугая желтизна песка,
Трава и тополей прохлада,
Для вас поющая река,
Весь мир – от солнца до цветка –
Несет веселие и радость.
Как бодры ваши голоса!
Растите! Есть ли где на свете
Таким ясны глаза,
Такие радостные дети?
В чудесные из новых дней
Живете вы – не наглядеться.
Как хорошо в моей стране
Смеется золотой детство!
(Пер. А. Возняка)
Именно в последнем номере газеты «Якстере сокиця», издававшейся в Саратове до 1926 г., было опубликовано стихотворение Кривошеева, в котором он назвал себя Илька Морыця – Илья Певец, это имя понравилось читателям и самому поэту и стало его литературным псевдонимом.  
В 1920-е гг. его стихи часто публикуются в газете «Якстере теште» («Красная звезда»), выходившей в Москве, в Новосибирской газете «Од эрямо» («Новая жизнь»). В 1926 г. в Москве в Центральном издательстве народов СССР вышел первый учебник на родном языке для начальных эрзянских школ «Од видьме» («Новое зерно»), в который вошло и несколько стихотворений И.П. Кривошеева. В 1929 г. в Москве в Центриздате вышел коллективный сборник эрзянских поэтов «Васень сяткт» («Первые искры»), куда также вошло несколько стихотворений Кривошеева, посвященных деревенской жизни, природе, детям.
Первая книга стихов Кривошеева «Коммунань толт» («Огни комунны») вышла в 1933 г. в издательстве «Молодая гвардия». В том же году в Саранске публикуется его второй сборник «Валекень зорява» («На утренней заре»). Основная тема произведений – утверждение нового уклада жизни.
Жизнь яркая, цвети, цвети
Кострами зорь и бронзой хлеба.
Я вижу ясные пути.
Я славлю жизнь, любовь и небо.
(«Цвети жизнь», пер. А. Возняка)
Значительное место в поэзии 1930-х гг. занимают пейзажная и детская темы.
И солнце расцвело –
Я видел сам –
И небо подошло
К моим глазам,
Когда с детьми присел
Я на лугу
И с ними песнь запел
В одном кругу.
Провел весь день большой
Я с детворой,
Со светлою душой
Ушел домой.
(«Песня», пер. П. Дружинина)
Когда началась Великая Отечественная война, Илья Петрович по состоянию здоровья не смог отправиться на фронт. Но и в тылу он делал много для приближения победы: помимо обучения детей в школе, он занимался и литературной деятельностью. В 1943 г. вышел его сборник «Народонь вайгель» («Голос народа»), в котором поэт воспевает духовное величие советских людей, дает нравственную оценку подвигу солдат-фронтовиков и тружеников тыла. Поэт умело вводил в военно-патриотические стихи образы и приемы мордовского фольклора, что усиливало впечатление достоверности изображаемых событий. В стихотворении «Голос народа», созданное тогда, когда решалась судьба нашей страны под Москвой осенью 1941 г., поэт писал:
Вперед, за Отчизну, за Родину, милую! –
Спаялась с винтовкой ладонь…
Станут врагу наши дали могилою –
Огонь по фашистам! Огонь!
Пусть тяжки утраты и кровь наша льется –
Мы стиснем горло беды!
Нам снова сверкнет золотистое солнце
И зацветут сады!
(Пер. Н. Почивалина)
В послевоенные годы лучшие произведения Кривошеева вошли в сборники стихов «Монь ким» («Мой путь», 1946), «Тундонь сад» («Весенний сад», 1952), «Монь Родинам» («Моя Родина», 1954), «Избранное» (на русском языке, 1955), «Стихть ды поэмат» (1958), «Славан эрямонть» («Славлю жизнь», 1963), «Кеман эрямос» («Верю в жизнь», 1967), «Морамонь ким» («Мой песенный путь», 1968).
Звени ты, мой голос,
Лети в вышину,
Чтоб песней прославить
Родную страну…
(«Родина», пер. Н. Почивалина)
В 1998 г. вышли избранные произведения И.П. Кривошеева. Наиболее значимые его произведения были включены в учебники, хрестоматии для национальных школ республики. Некоторые стихи переложены на музыку и стали народными песнями. За всю свою творческую жизнь выпустил около 20 книг. В историю мордовской литературы вошел как поэт-лирик. Известный ученый Ф.Ф. Советкин писал о Кривошееве: «Он поднял на большую высоту искусство эрзянского стихосложения и нашел в эрзянском языке богатство и разнообразие изобразительных средств».
Илья Петрович был образцовым семьянином: жена Анна Семеновна, дети Владимир, Илья, Ольга.
11 сентября 1967 г. оборвалась жизнь Ильи Петровича Кривошеева – одного из известнейших мордовских поэтов, стоявших у истоков создания национальной литературы, педагог, общественный деятель. Похоронен в Ичалках.
И.П. Кривошеев был делегатом Первого Всероссийского съезда крестьянских писателей (1929), Первого Всероссийского съезда советских писателей (1934). Илья Петрович – заслуженный учитель школы МАССР (1958), награжден значком «Отличник народного просвещения» (1954), член Союза писателей СССР с 1934 г.
Илья Петрович – педагог и поэт. Быть одновременно поэтом и педагогом нелегкое дело, поскольку школьное и литературное творчество требует полной отдачи и напряжения душевных и физических сил. Ему и то и другое давалось по плечу. Педагогическая работа, как и творческая, была его призванием, без нее он тоже не мог быть счастлив.
Матвеева Л. А.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (23.07.2018)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz