Суббота, 18.05.2024, 19:07
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 539
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Память огненных лет
Память огненных лет

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть:
Она, как сила, нам нужна.
                                Ю. Воронов

 
В этом мире меняется многое: государства, границы, люди. Не меняется лишь память о нашем прошлом, даже о тех его страшных страницах, которые так хочется забыть. 77 лет, кажется, достаточный срок, чтобы старые раны зажили.  Но закончилась ли та война? Можно ли считать, что мы живем в мирное время? Этот вопрос по-разному отзывается в душах народа. Когда-то на долю наших дедов и прадедов выпала участь защищать Родину и участвовать в создании новой истории, так и сейчас, мы стали свидетелями событий, которые навсегда изменят наши реальность и сознание. Сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны и ее участниках – это лишь маленькая часть того, что наше поколение может сделать во имя настоящего и будущего.  

Один из тех, о ком хотелось бы вспомнить и рассказать – уроженец Ковылкинского района Ежов Андрей Дмитриевич. Родился в 1921 году в небольшой деревне Курнино. До призыва в армию работал в районном отделе народного образования. В сентябре 1940 года был призван в ряды Красной армии Ковылкинским РВК Мордовской АССР. Направили в Закавказский Военный округ. Службу проходил курсантом в учебной роте 10 отдельного саперного батальона. С ноября 1941 года – помощник  командира взвода 682 отдельного саперного батальона. В ноябре 1942 года окончил курсы младших лейтенантов, после чего был назначен командиром взвода 51 армейского инженерного батальона (Северо-Кавказский фронт). В мае 1943 года был отправлен на Ленинградский фронт. Воевал в должности командира 84 отдельного штурмового инженерного саперного батальона 17 штурмовой инженерной бригады (ШИСБР). Боевое крещение сапёры 17 ШИСБР приняли 15 января 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции, наступая в рядах 42 армии с Пулковского плацдарма. Штурмовые группы, укомплектованные сапёрами бригады, производили разграждение оборонительных сооружений и блокировку прочных огневых точек противника, обеспечив успех операции. Именно в этот день Андрей Дмитриевич совершил подвиг, за что был награжден орденом «Красной Звезды». Строки из наградного листа: «Первый поднял взвод в атаку 15.01.1944 г. с исходного положения, достиг дер. Большое Виттолово и силой взвода штурмом уничтожил три ДЗОТа. При наступлении на дер. Большое Карлино 16.01.1944 года, будучи раненым, командование взводом не сдал и продолжал оставаться в строю до приказания командиром батальона отправится в саперный взвод». В ходе боев получил ранение и был направлен на излечение в эвакогоспиталь №1117. После выздоровления снова вернулся в строй. Воевал в составе 6 отдельного инженерно-саперного батальона 52 отдельной инженерно-саперной бригады. В январе 1945 года бригада вошла в состав 21 Армии 1 Украинского фронта. Батальон поставили на оборудование дорожных маршрутов, а также ремонт и строительство мостов. 01 февраля 1945 года батальон дислоцировался в дер. Одерфест. В задачу входило восстановить разрушенный огнем противника мост для перевозки грузов через реку Нейсе. Эта работа была возложена на взвод, которым командовал лейтенант Ежов. Нужно было перекрыть верхним строением один пролет моста в районе д. Фронау. К этому месту был пройден большой путь в 35 км, солдаты устали, но боевое задание необходимо было выполнить. Ситуация осложнялась тем, что на противоположном берегу находился противник, да и течение реки быстрое. Несмотря на все сложности, батальон приступил к восстановлению моста, быстро заготовили требуемое количество деталей. Работа велась в трудных условиях: под постоянным огнем противника, в темноте и под дождем саперы быстро и умело восстановили один пролет моста. Андрей Дмитриевич руководил процессом восстановления, давая четкие указания каждому отделению. В результате слаженной работы задание было выполнено раньше срока. Уже 04 февраля рано утром наши танки и артиллерия были переправлены по мосту. За успешное выполнение боевого задания, проявленные при этом стойкость и мужество, Ежов Андрей Дмитриевич был удостоен ордена Отечественной войны 2 степени. Успех, к сожалению, был недолгим. Противник продолжал попытки разрушить восстановленные мосты. 7февраля были открыты шлюзы на верхнем течении рек Одер и Нейсе, в результате чего уровень воды резко поднялся и практически все построенные мосты были снесены, за исключением одного, проходящего через реку Одер. Батальон получил новую задачу - удержать от снесения уцелевший мост.  Работы велись в течение двух суток, солдаты не знали сна и отдыха, но удержать мост от разрушения не удалось… До окончания войны оставалось совсем немного, однако терять бдительность было нельзя, бои шли тяжелые. Батальон продолжал выполнять задания по строительству и восстановлению мостов. О Победе узнали лишь во второй половине дня 9 мая. 11 мая 1945 года батальон перешагнул границу Германии.
После окончания войны Андрей Дмитриевич продолжил службу в рядах Советской армии в должности командира взвода 30 инженерно-саперного полка (Киевский ВО). В родное село вернулся в 1947 году. Некоторое время работал в колхозе. Недолго ему пришлось осваивать гражданские специальности, судьба снова заставила вспомнить о военных буднях и специальности строителя.  В апреле 1950 года был направлен на строительство железной дороги. Назначили командиром 105 отдельного взвода мостового ж/д батальона (ОМЖДБ). Батальон  был сформирован 01 мая 1950 г. в городе Харькове (Украина). Батальон получил условное наименование в/ч 61334. Железнодорожная стройка Иркутск – Слюдянка протяженностью чуть более 130 километров сооружалась 17 лет (1939–1956 гг). Этот процесс также включал в себя ее электрификацию и перевод на электрическую тягу. 19 мая 1950 г. командование, личный состав и техника 105 ОМЖДБ прибыли на ст. Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги для выполнения поставленных задач. Войсковой частью 61334, кроме работ по строительству объектов на основном пути, были освоены большие объемы строительно-монтажных и путевых работ по строительству комплекса Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Подразделения батальона были задействованы на строительстве подпорной стены на берегу оз. Байкал с целью его укрепления и предотвращения обрушения ж/д пути, а также волноотбойные стенки. В ходе строительства Андрей Дмитриевич показал отличные знания и опыт, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».                                                                                                                                           
В 1956 году вновь вернулся на родину. Работал на разных должностях, работу свою всегда выполнял честно, по-другому просто не умел. В 1985 года после долгих лет труда вышел на заслуженный отдых.

Мы храним память о всех воинах Великой Отечественной войны, эта память помогает нам понять важные вещи и сохранить те ценности, которых так не хватает в современном мире. Завершить хотелось бы строками из стихотворения Р. Рождественского «Реквием»: 

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно –
не мертвым!
Это надо –
живым!

Материал подготовила н. сотрудник отдела фондов С.А. Андрианова
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: titovavi13 (19.10.2022)
Просмотров: 106 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz