Воскресенье, 05.05.2024, 16:27
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 539
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Монументальные скульптуры работы Е. В. Вучетича
Одна из самых высоких статуй в мире «Родина-мать зовёт!» создана скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем на Мамаевом кургане в Волгограде. Она посвящена памяти героев Сталинградской битвы. При работе над этим памятником Евгения Викторовича консультировал Маршал Василий Иванович Чуйков. Василий Иванович командовал 62-й армией, удерживающей Мамаев курган в годы Великой Отечественной войны. Работа скульптора Евгения Викторовича Вучетича, инженера Николая Васильевича Никитина, архитекторов Якова Борисовича Белопольского и Вениамина Алексеевича Дёмина представляет собой фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперёд с поднятым над головой мечом.
На создание самого образа Родины-матери у скульптора ушло 2 года, на строительство мемориала потребовалось 8 лет. После окончания строительства, в 1967 году, скульптура была признана самой высокой в мире без постамента, и в этом статусе творение Вучетича пребывало почти четверть века. 
Сложнейшее строительство шло в период с 1957 по 1959 год. Для изготовления памятника понадобилось 5,5 тысячи тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлических конструкций. Внутри «Родина-мать» абсолютно полая, она состоит из отдельных камер-ячеек, в которых натянуты металлические тросы, поддерживающие каркас памятника. Высота грандиозного монумента 85 метров, статуи 52 метра, меча 29 метров. Масса статуи более 8000 тонн. Глубина фундамента 16 метров. Памятник был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая статуя-скульптура в мире на момент строительства памятника. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей и дочерей на бой с врагом. В художественном смысле представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу. 
8 мая 1949 г. в Берлине был торжественно открыт памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Этот мемориал был воздвигнут в память о 400 тысячах советских солдат, погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных символов Победы в Великой Отечественной войне. Скульптор — Евгений Викторович Вучетич, архитектор — Яков Борисович Белопольский, художник — Анатолий Андреевич Горпенко, инженер — Сарра Самуиловна Валериус.   Скульптором данного памятника стал Евгений Викторович Вучетич. Советский скульптор создал бронзовую фигуру советского солдата с опущенным мечом в одной руке, поддерживающего спасенную немецкую девочку. В ногах у русского солдата — обломки свастики. Ключевая идея монумента в Трептов-парке: спасая девочку, солдат защищает мир и жизнь. Прототипом Воина-освободителя стал Николай Масалов, но позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко служивший в Берлинской комендатуре. Его Вучетич заприметил в 1947 году на праздновании Дня физкультурника.  Сначала Вучетич слепил гипсовую модель «Воина-освободителя» высотой в 2,5 метра. Архитектор Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич отправили макет памятника в Ленинград, и там, на заводе «Монументальная архитектура» была изготовлена 12-метровая фигура Воина-освободителя из бронзы, весившая 72 тонны.. Транспортировка скульптурной композиции высотой 12 метров и весом 72 тонны, была непростой задачей. Она была разделена на шесть частей и доставлена на место по воде. Монумент «Воин-освободитель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.
Монумент Воину-освободителю в Трептов-парке можно рассматривать как заключительную часть триптиха скульптора Вучетича. Два других монумента «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде. Считается, что меч, выкованный в Магнитогорске, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.
15-метровый монумент «Тыл – фронту» возвышается на искусственно созданном холме на берегу реки Урал. Сам памятник изготовили и доставили в Магнитогорск из Ленинграда в 1979 году. Город Магнитогорск Челябинской области выбран для установки монумента не случайно. Трудно переоценить трудовой подвиг легендарной Магнитки в годы Великой Отечественной войны. Из магнитогорской стали был изготовлен каждый третий снаряд, а каждый второй танк был «одет» в магнитогорскую броню. Героизм в тылу приравнен воинскому подвигу: только совместными усилиями тыла и фронта была одержана величайшая Победа. Монумент «Тыл – фронту» представляет собой композицию, в которой рабочий и солдат держат на вытянутых руках меч. Рядом находится Вечный огонь, который изготовлен в виде звезды-цветка. На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров. Памятник «Тыл–фронту» был изготовлен из бронзы и гранита. Его высота 15,6 м, масса – 83 тонны. Основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем.  Рабочий смотрит в сторону металлургического комбината, а солдат - на запад, откуда наступали вражеские войска. Фигуры и меч выполнены из бронзы, а Вечный огонь из гранита. Символично, что моделью для этого монумента скульптору Е. В. Вучетичу послужил бывший работник Магнитки, солдат в годы Великой Отечественной войны Одарченко И.С. 
К моменту строительства монумента «Тыл — фронту» автор двух других упомянутых памятников, Евгений Викторович Вучетич, уже скончался. Был проведён открытый конкурс на лучший проект памятника в Магнитогорске. Победителями конкурса стали: уральский скульптор — Лев Николаевич Головницкий и архитектор — Яков Борисович Белопольский. Помощниками Белопольского встали московские скульпторы В.Хавин и Р.Канавин.  Последователь Евгения Вучетича (1908-1974), Головницкий завершил задуманную автором-скульптором Е.В.Вучетича «Родины-Мать» и «Воина-Освободителя» композицию. Памятник «Тыл Фронту»  отражает единство тыла и фронта, совместно ковавших победу. 
Общей принадлежностью всех трёх монументов является меч – символ карающей силы народа. Во всех трёх монументах архитектором являлся Белопольский Яков Борисович.   
Магнитогорский памятник Тыл Фронту был первым масштабным монументом, возведённым в СССР в честь подвига работников тыла. Это — память о рабочих местного металлургического комбината, самоотверженно трудившихся в годы войны между СССР и Германией. В 2005 г. к памятнику добавилась композиция с именами 14 тысяч магнитогорцев, погибших в ходе Великой Отечественной войны. В честь них рядом — Вечный огонь, никогда не угасающее напоминание о самой страшной войне ХХ века. 
Монумент был открыт 29 июня 1979 года в день 50-летия города Магнитогорска.
Памятник «Тыл - фронту» стал завершением колоссального скульптурного триптиха. Он является первой частью в его сюжетной линии. Второй частью триптиха стал монумент «Родина-мать», установленный в Волгограде на Мамаевом кургане, а третьей – «Воин-освободитель», расположенный в берлинском Трептов-парке. 

Сост.: научный сотрудник отдела фондов Талабаева И.В.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: tatianakost (01.08.2022)
Просмотров: 98 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz