Четверг, 02.05.2024, 14:29
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 538
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Марина Лаврентьевна Попович

Марина Лаврентьевна Попович – полковник авиации, генерал-лейтенант казачьих войск, Герой Социалистического Труда, военный лётчик-испытатель 1-го класса, доктор технических наук, профессор, Заслуженный мастер спорта СССР. Налетала более 6000 тысяч часов, из них 2400 часов на испытание авиационной техники. Освоила около 40 типов самолётов и вертолётов. Принимала участие в испытании 9 самолётов и 1 вертолёта. В том числе на 5 самолетах в качестве ведущего лётчика-испытателя. Марина Лаврентьевна установила 102 мировых и 126 всесоюзных авиационных рекордов.
За вклад в развитие авиации награждена 5 высшими международными авиационными премиями и наградами, в том числе Большой Золотой медалью ФАИ; орденами Ленина, Красного Знамени, «Знак Почёта», Красной Звезды и многими медалями СССР.
М.Л.Попович являлась членом Союза журналистов СССР, членом Союза писателей России. Она написала 10 книг. Среди них «Сёстры Икара», «НЛО над планетой Земля», «Прыжок в вечность» и другие. Написала 2 киносценария для кинофильмов «Небо со мной», «Букет фиалок» и спектакль «Шутка дьявола» в соавторстве.
Марина Лаврентьевна лауреат литературных премий Ленинского комсомола Подмосковья и Магнитогорска, литературной премии имени М.В.Ломоносова, журналистской премии «Хрустальный башмачок». Она награждена Золотым знаком Всесоюзного общества «Знание».
В своих книгах она знакомила читателей с прекрасными судьбами и сложными путями в авиацию, писала о мужестве, самопожертвовании лётчиков. Все свои произведения Марина Лаврентьевна адресовала, прежде всего, молодёжи.
Марина Лаврентьевна Васильева родилась 20 июля 1931 года в Смоленской области на хуторе Леоненки. Детство её прошло в деревне Самусенки. В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей, которая трагически погибла, старшей стала Марина.
В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Новосибирск. Двое братьев её матери были лётчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства.
Позже она вспоминала:
«Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9–12 лет. Память войны она очень крепкая. Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать — осталось».
Одним из препятствий на пути к достижению поставленной задачи был пол: хотя в годы Великой Отечественной войны летало немало женщин, но после войны началась эра реактивной авиации и женщин перестали зачислять в авиационные училища. Другой проблемой был слишком юный возраст — 16 лет, для чего Васильева «приписала» себе лишних 6 лет. Марина добилась приёма у заместителя Председателя Совета министров СССР К.Е.Ворошилова и получила разрешение на зачисление; так она обрела возможность стать профессиональным лётчиком.
Летать Марина Васильева начала в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951-1953гг).
По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске она работала здесь инструктором, а с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приёма на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию воздушной авиации. В 1955 году Марина вышла замуж за будущего лётчика-космонавта СССР Павла Поповича, в браке с которым прожила 30 лет.
С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах.
В 1964 году М.Л.Попович стала единственной в стране лётчицей-испытателем 1-го класса. Стала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из советских женщин – лётчиков-испытателей на самолёте МиГ 21 преодолела звуковой барьер. За что в западной прессе получила прозвище «Мадам МиГ».
В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда. Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего, как отметили журналисты рекорды стали «обычной работой лётчицы».
Летом 1965 года на самолёте Як-25 РВ с двумя турбореактивными двигателями Марина Лаврентьевна установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран. Она пролетев на самолёте Як-25 РВ по маршруту Волгоград-Москва-Астрахань 2510 км превысила рекорд на 344 км.
13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ). 10 мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта АН 22 «Антей». Она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса. В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
В 1969 году Попович защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Тема диссертации — «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».
В 1979—1984 годах Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве. В ноябре 1983 года лётчиками испытателями Мариной Попович и Сергеем Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта – 13410 метров, и высоты горизонтального полёта – 12980 метров, для самолётов этого класса. В возрасте 53 лет завершила лётную карьеру.
Позже занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е.Акимова, занимающемся изучением «торсионных полей».
Последние годы жила с мужем в Краснодарском крае. Утром 30 ноября 2017 года она была госпитализирована в кардиоцентр Краснодара. 30 ноября 2017 года скончалась. Похоронена была с воинскими почестями 4 декабря 2017 года на Федеральном военном мемориальном кладбище. 

Подготовила Талабаева И.В. – н. сотрудник 
Мемориального музея.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: tatianakost (24.02.2022)
Просмотров: 100 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz