Суббота, 27.04.2024, 04:09
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3832]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 538
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Козловское педагогическое училище имени С.М. Кирова в годы войны
Козловское педагогическое училище
имени С.М. Кирова в годы войны

(По материалам Центрального государственного архива
Республики Мордовия)

Козловский (с. Козловка районный центр Мордовской АССР с 1928 по 1935 годы и с 1935 по 1959, ныне село Атяшевского района)  педагогический техникум был образован в 1931 году. В 1937 году преобразован в Педагогическое училище имени Сергея Мироновича Кирова.    Оно существовало до 1953 года как среднее учебное заведение для подготовки учителей начальных классов русских и мордовских школ. Педагогический коллектив разрабатывал методические пособия, учебники русского языка для мордовских школ. Учебный контингент Козловского педучилища формировался из выпускников семилетних школ Козловского, Атяшевского, Дубёнского, части современного   Больше-Березниковского, Ладского районов Мордовской АССР. Педагогические училища входили в систему Народного Комиссариата (с 1946 года Министерства) просвещения РСФСР.
Директорами училища в годы войны были: Васькин Иван Афанасьевич, Лавров, Кустова Тамара Фёдоровна, Краснопёров Алексей Алексеевич. Васькин Иван Афанасьевич выпускник Саранского педагогического училища имени А.М.Горького 15 марта 1941 года на заседании бюро Козловского райкома ВКП(б) был утверждён директором педучилища. 17 августа 1942 года он был утверждён заведующим районным отделом народного образования. Но уже в сентябре опять же на заседании бюро был освобождён. В двухтомной энциклопедии «Мордовия»  он упоминается как педагог – организатор.
С 1942 по 1944 год директором был Лавров. После его перевода на работу в другой район некоторое время обязанности директора исполняла Тамара Фёдоровна Кустова. Должность директора была номенклатурой райкома партии В августе 1943 года она была принята в члены ВКП(б).
Однако на такой должности должен быть опытный, образованный руководитель. Таким являлся Краснопёров Алексей Алексеевич заведующий учебной частью училища, 1895 года рождения, мордвин по национальности, образование высшее, закончил Саратовский педагогический институт.  Он не являлся членом партии. 11 апреля 1944 года на заседании бюро райкома рассматривалось заявление о приёме кандидатом в члены партии Краснопёрова А.А. Постановили: «В приёме отказать за неоткровенность, как недостаточно проявившему себя на общественной и политической работе». Чем руководствовались члены бюро сейчас выяснить невозможно. Только 17 февраля 1945 года при повторном рассмотрении его заявления он был принят кандидатом в члены ВКП(б). В мае 1945 года Алексей Алексеевич был утверждён директором педучилища и проработал в этой должности до его закрытия в 1953 году. Все выпускники с огромным уважением вспоминали его, когда уже стали работать учителями. Он находил время и выезжал в школы районов республики, где работали его ученики. Подбадривал, оказывал методическую помощь.
К началу Великой Отечественной войны в 1940-1941 учебном году на  очном отделении  обучалось 353 учащихся. С началом войны количество учащихся сократилось до 301. А по окончании 1941–42 учебного года - до 228. Сказалось лихолетье военного времени. Нехватка питания, одежды. Подростки заменили на работе в колхозах мужчин, ушедших на фронт. В начале войны в 1941 году в Козловку было эвакуировано большое количество жителей из областей занятых немцами. Одно из двух зданий общежития педучилища было передано под детский дом им. Островского, эвакуированного из Сумской области.
В каждой группе (классе) насчитывалось в среднем 25 учащихся. Обучение было трёхгодичным. В одной из групп готовили учителей для мордовских школ.
Существовали две группы заочного отделения и экстернов: мордовская группа 28 чел., русская группа 24 человека. Два раза в год в районных газетах Администрация педучилища помещала объявление следующего содержания: « С 21 декабря (с 21 июня) зимняя (летняя) сессия заочников и экстернов. Заочники освобождаются от учительских совещаний. РайОНО выдаёт на дорогу в оба конца деньги и декабрьскую (июньскую) зарплату. Должны иметь при себе паспорт, зачётную книжку, профсоюзный билет, постельные принадлежности».
Плата за обучение заочников составляла 35 рублей за полугодие. По прибытие на сессию заочники представляли квитанции о перечислении денег за обучение.
Очникам, которые успевали по всем предметам, выплачивалась ежемесячная стипендия. Студенты 1 курса получали 80 рублей, 2 -  120 рублей; 3 - 180 рублей.
Кормили бесплатными обедами в столовой училища, выдавались хлебные карточки – 200 грамм хлеба на день.  Кроме того во время летних каникул обеспечивались ежемесячным пайком – 8 кг какого-либо зерна кроме пшеницы (рожь, чечевица, горох, овёс). За пайком ходили на станцию Атяшево.
Изучались следующие предметы: на первом курсе – русский язык (устно, письменно), литература, арифметика, алгебра, геометрия, биология, анатомия, физика, химия, чистописание, рисование, военное дело, пение, физкультура. В мордовских классах кроме этого мордовский язык (устно, письменно).
На третьем курсе для всех групп: русский язык (устно, письменно), методика преподавания русского языка, общая литература, арифметика, методика преподавания арифметики, история СССР, новая история, методика преподавания истории,  методика преподавания географии,  методика преподавания естествознания, педагогика, история педагогики, школьная гигиена, рисование, пение, военное дело, педагогическая практика.
В тяжёлое голодное время о хорошей успеваемости в учёбе говорить было трудно. Не было тетрадей, не хватало учебников. Чернила изготовляли из сажи растворённой в воде. В зимнее время один ученик писал, а другой дышал на перо, чтобы не замерзали чернила. Писали на старых газетах, бланках и пр. За учебниками выстраивалась очередь. Устраивались громкие читки. Несмотря на это, требования со стороны преподавателей были жёсткими. Сами преподаватели к своей работе относились с полной ответственностью и отдачей и от учащихся требовали того же. Круглых отличников не было.  А неуспевающим по какому-либо предмету за четверть, стипендию не выплачивали. Многие по разным причинам бросали учёбу.
В начале войны в педучилище было много учащихся, преподавателей и сотрудников, попавших в Козловку в качестве эвакуированных.  К ним было особое отношение.  Они лучше снабжались продуктами, имели возможность приобрести в магазине сверхдефицитные на то время товары (одежду, обувь, отрезы тканей). Местные жители относились к этому с пониманием. Рассуждали так: «У нас хоть дом родной есть, а они и его лишились». В архиве сохранился интересный документ. Эвакуированная Прохорова Берта Адольфовна, (до войны зав. детской поликлиникой в городе Мурманск), работала в училище медсестрой. Она написала мужу на фронт письмо, где жаловалась на трудную жизнь. В частности, что из всех продуктов в достатке только хлеб, других продуктов не хватает. Перечислила цены: мука - 300 рублей пуд, картофель - 40 руб. пуд). Но даже за такие деньги продукты питания найти было трудно. Кстати оклад преподавателя педучилища – 400 рублей.  Муж переслал её письмо в наркомат обороны. В ответе секретаря Козловского райкома подробно перечислялись все товары и продукты, которые получала Прохорова. Наркомат обороны и обком партии были удовлетворены полученым ответом.
Не хватало дров для отопления классных помещений и общежития. Иной раз их просто приходилось воровать.  Преподаватели относились к этому отрицательно, хотя и понимали  безвыходность положения. Был такой случай. По окончанию урока одна из преподавателей сказала, чтобы не брали дрова у простых колхозников, а брали у начальников. Подсказала где находится один из таких домов.  Поздним вечером группа группа  девчонок подошла к дому и как муравьи, обхватив бревно, потащили его в общежитие. Оказалось, что через дверь его нельзя было протащить. Тогда выставили окно и через него затащили в комнату. Быстро распилили на чурбачки, затопили печку. Оставшиеся дрова спрятали под кроватями. Несмотря на холод, голод, гибель на фронте близких, учёба продолжалась. Школы пополнялись квалифицированными  кадрами. Приближалась победа. Красная Армия Полностью освободила территорию Советского Союза. Эвакуированные возвращались домой. Возникла проблема с комплектованием учащимися. Послевоенное время немногим было легче, чем военное. Большими усилиями сотрудников педучилища, руководства районов проблема была решена.
На основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1941 года «О производстве и ремонте тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, запасных частей и плане сельскохозяйственных работ на 1942 год»  учащиеся средних школ и педагогических училищ страны с 15 декабря 1941 года должны были приступить к изучению сельскохозяйственных машин и основных видов сельскохозяйственного производства. В педучилище были организованы механизаторские и агротехнические курсы. Ответственность за организацию и контроль за посещаемостью занятий была возложена на комсомольскую организацию училища. Со стороны учащихся был проявлен большой интерес к изучению вопросов сельскохозяйственного производства. Посещаемость и успеваемость на курсах была очень высокой. На механизаторских курсах занималось 90 человек, 60 из них комсомольцы. На курсах по агротехнике 40 человек. Летом 1942 года были приобретены несколько семей пчёл. После чего были организованы курсы по пчеловодству.
Следует отметить, что комсомольская организация была очень активной. Этому способствовало то, что численность организации значительно возросла за счёт эвакуированной учащейся молодёжи образованной и инициативной. При постановке на комсомольский учёт эвакуированных, в анкетах обязательно указывалось о том, были ли в семье репрессированные. Но этим всё и ограничивалось. Отношение было ко всем одинаково. Постоянно проходили комсомольские собрания, на которых принимали в комсомол, заслушивали нерадивых к учёбе комсомольцев с последующим обсуждением их поведения уже на бюро райкома. Комсомольцы принимали активное участие в сборе тёплых вещей для Красной Армии, проводили громкие читки газет среди населения.
Комсомольскую организацию возглавляла преподаватель Кустова Тамара Фёдоровна 1919 г. р., образование высшее член ВЛКСМ с 1936 года. С февраля 1943 года секретарём комсомольской организации избрана Климентьева Вера Андреевна 1924 г.р.
Выступали  перед колхозниками с концертами и постановками пьес художественной самодеятельности, организовывали школьные олимпиады. Большая заслуга в этом принадлежала преподавателю училища, эвакуированной из Ленинграда Аганесовой Малики Мухтаровны 1912 г.р.. Она закончила Ленинградский  техникум сценических искусств, Ленинградскую ордена Ленина государственную консерваторию. По воспоминаниям моей матери Свербихиной (Куликовой) Надежды Яковлевны,  выпускницы педучилища 1946 года, - это была доброжелательная и энергичная женщина, пользовалась огромным уважением у преподавателей и учащихся. Война забросила её далеко от дома, в непривычные условия. Но и здесь она все силы отдавала служению Родине. В феврале 1944 года Малику Мухтаровну  на бюро Козловского райкома ВКП(б) приняли кандидатом в члены партии. За военные годы из стен Козловского педагогического училища было выпущено около трёхсот учителей начальных классов для русских и мордовских школ.
Преподаватели педучилища в годы войны:
Козлов П.И. - физика;
Кижаева Е. - русский язык и литература;
Удальцов - русский язык и литература;
Цыганов -  зоология;
Назарова Л. -  геометрия;
Гришина - зволюционное учение;
Госткина Т.Ф. - методика арифметики;
Кутузова А. - методика геграфии;
Колядёнкова — мордовский язык;
Краснопёров А.А. - русский язык;
Чередникова Т.С. - история;
Кумакшев - военрук;
Агенесова М.М. - пение;
Роздин;
Матюнина И.;
Тулисова А. - история;
Горланова М. - русский язык.
Козловское педагогическое училище просуществовало до 1953 года

А.Н.Свербихин - научный сотрудник Мемориального музея.

Использованная литература:
1. Центральный государственный архив Республики Мордовия.
Фонды: 768, 1597, 1855, 270.
2. Мордовия. Энциклопедия в двух томах. Саранск, 2003.
3. Талдин Н.В.  Очерки истории мордовской школы. Саранск, 1956.
4. Марискин И.С., Марискин О.И. Летопись Атяшевшевской земли. Саранск, 1998 г.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (20.05.2016)
Просмотров: 1231 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz