Четверг, 28.03.2024, 23:05
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3806]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 537
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Истоки душевной красоты
Истоки душевной красоты
Отразить жизнь нашего народа во всей её полноте и прелести, воплотить в образах её романтическую реальность и реальную романтику — почетная задача литературы. С этой задачей справились наши писатели. А.М. Лукьянов — один из пионеров мордовской литературы. В период становления своей литературы, он писал много и, надо сказать, не без успеха. Многие произведения А. Лукьянова вошли ценным вкладом в мордовскую литературу.
Алексей Миронович Лукьянов родился 15 марта 1910 г. В селе Красные Ключи ныне Похвистневского района Самарской области. После учебы в семилетней школе, бугурусланском профтехучилище в 1925 году едет в Москву, поступает в ФЗО типографии Центриздата, остается работать наборщиком этой типографии, позже становится литературным сотрудником эрзянской газеты «Якстере теште» («Красная звезда»), на страницах которой публикуются его корреспонденции, стихи. В это же время он учится на вечернем отделении филологического факультета Московского государственного университета. С 1932 г. переезжает жить в Саранск, поступает на работу в редакцию газеты «Эрзянь коммуна» («Эрзянская коммуна»), позже становится редактором ж. «Сятко» («Искра»). В 1935 г. А. Лукьянов снова в Москве и до 1941года является редактором эрзянской секции Учпедгиза в Москве.
С первых дней Великой Отечественной войны Краснопахарским РВК г. Москвы призывается в ряды Красной Армии и в составе народного ополчения участвует в боях под Москвой, а с 1943г. назначен сотрудником фронтовой дивизионной газеты «За Родину» 144 стрелковой Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени дивизии, где прослужил до конца войны. В наградном документе имеется отзыв начальства о нем: «В последних наступательных боях т. Лукьянов все время находился на передовой линии, где проводил серьезную и большую работу по сбору военкоровского материала для газеты. Лично, рискуя жизнью, он смело и инициативно выдвигаясь к боевым порядкам, беседовал с отличившимися в боях, давал о них и их боевых подвигах отличные материалы, которые способствовали распространению боевого опыта и содействовали успеху наших подразделений. Зам. Начальника политотдела 144 СД майор В. Михайлов». За образцовое выполнение заданий командования в 1943 г. награжден медалью «За боевые заслуги». Положительно отзывался о нем и ответственный редактор газеты майор С.М. Жаворонков, который ходатайствовал о присвоении А. Лукьянову правительственной награды ордена Красной Звезды: «На практической работе проявил себя инициативным и находчивым работником. В сложнейших условиях наступательных боев образцово выполнял задания по организации материала для газеты, находясь все время в полках дивизии». За боевые заслуги награжден орденом «Красная Звезда». Воевал в составе сначала Западного, затем - Третьего Белорусского фронтов. За проявленные мужество, героизм и инициативу во время наступательных боев на территории Восточной Пруссии старший лейтенант А. Лукьянов награжден вторым орденом «Красная Звезда».
Журналист А. Лукьянов продолжал писать стихи и на фронте. То, что напечатано в этот период звучит куда сильнее и ярче довоенных произведений. Так, к примеру, стихи «Весе бойс» («Все на бой») звучат как боевой марш, как набат и страстный призыв к уничтожению фашизма. О боях под Москвой в 1942 г. написал стихотворение «Москов ало» («Под Москвой»), опубликованное в 1947г.
После войны работает как профессиональный писатель. Печататься начал в 1927 году, в газете «Якстере теште» опубликовал свои первые стихотворения «Нурька морынеть» («Короткие песенки»), «Сиянь лей» («Серебряная река»), «Опаня чокшне» («Тихий вечер»). В 30-е годы выпустил несколько поэтических сборников и прозаических произведений - «Зорясь лазовсь» («Заря занялась», 1931), «Минь изнятано» («Мы победим», 1932), «Икелев» («Вперед», 1933), «Кочказь сермадовкст» («Избранные произведения», 1933), «Арсемат» («Думы», 1935), куда вошли первая его поэма «Пулеметчик Прока» и повесть «Ася». Новая действительность и новый человек — главный мотив творчества Лукьянова в 30-е годы. Его стихи проникнуты глубоким гражданским пафосом. В них воспеваются духовное богатство человека, красота и величие родной страны. Значительное место в поэзии этого периода занимает пейзажная и любовная лирика. Лукьянов первый из мордовских писателей приступил к созданию широкого эпического полотна — романа в стихах «Кинель», в котором сделал попытку отобразить судьбу мордовского народа с начала империалистической войны до первых годов строительства социализма в нашей стране. Но, как отмечали критики, произведение страдало поверхностным воиспроизведением жизни, подменой художественного анализа событий перечислением, рыхлостью сюжета.
В последующие годы Лукьянов всецело отдался только литературному труду. Стихи военной поры и первых послевоенных лет вошли в сборник «Вечкевикс мастор («Любимая Родина», 1948). Герои поэта — рядовые солдаты войны и труженики тыла. Стихи покоряют гордостью за героический подвиг рядового человека, раскрывают нравственное величие и духовную красоту современника.
Истоки душевной красоты, нравственной чистоты простой мордовской женщины Лукьянов раскрыл в лиро-эпической поэме «Ава-героиня» («Мать-героиня», 1948). Значительным явлением в прозе является его роман «Валдо ки» («Светлый путь», 1955-1958гг.) в 2-х книгах. В романе нашло художественное отражение жизнь послевоенной мордовской деревни, борьба за организационно-хозяйственное укрепление коллективного хозяйства. На фоне повседневной жизни колхозного села, с ее заботами и нуждами, автор прослеживает судьбы своих героев, как в личном, так и в общественном плане. Большое место в романе уделяется морально-этическим проблемам, отображению нравственного мира тружеников села. В центре художественного исследования писателя в 60-е годы — семейно-бытовые вопросы, проблемы гражданского долга, совести, чести, стремление познать внутренний мир человека. Об этом свидетельствуют рассказы «Чахра» (1962), «Вейкине» («Единственная», 1962), «Колмо ялгат» («Три товарища», 1962), очерки «Мокшалейсэ» («В Мокшалее», 1963), «Васенце борозда» («Первая борозда», 1965). А.М. Лукьянов писал на мордовском-эрзя языке. Лучшие произведения переведены на русский язык и напечатаны в сборниках «Поэты Мордовии» (М., 1947) и в сборнике «Поэзия мордвы» (Саранск, 1948). О жизни и творчестве А. Лукьянова много критических статей написано И. Инжеватовым, А. Маскаевым, Б. Кирюшкиным, Н. Черапкиным. В ж. «Сятко» за 1933г. в № 23-24 на стр. 39-41 В.К. Радаев написал статью «Кода моразь «Кинелесь» («Как писался роман «Кинель»). В ж. «Литературная Мордовия» за 1951г. № 4(8) на стр. 378-400 Н.И. Черапкин опубликовал статью о романе «Покш ки лангсо умарина». Современной литературной критикой творческий путь поэта, прозаика и журналиста А. Лукьянова пока не освещен.Член Союза писателей СССР с 1935 года. Умер в Москве 24 февраля 1991 года, где и похоронен.
Г.П. Евстигнеева
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: patriotrm (28.05.2015)
Просмотров: 597 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz