Четверг, 02.05.2024, 01:24
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3832]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 538
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

«ФРОНТОВОЙ ФОТОГРАФ»
МАЛАНИЧЕВ ПЁТР СЕМЁНОВИЧ
(1904-1974)
Маланичев Петр Семенович родился 12 января 1904 года в г. Ардатов ныне Ардатовского района Республики Мордовия. Русский.
Был одним из активистов зарождающегося комсомольского движения, участвовал в работе среди батрачества. Учился в г. Пенза в художественно-педагогическом техникуме. Окончил Московский государственный институт кинематографии (1930-1935).
9 февраля 1931 года в Москве состоялось торжественное открытие новой кинофабрики. В марте она была объединена с Московской звуковой фабрикой на Лесной улице и получила название «Московская объединенная фабрика «Союзкино» имени Десятилетия Октября». Название «Мосфильм» студия получила в 1935 году.
После окончания института в 1935 году Петр Семенович начал работать оператором художественных фильмов на «Мосфильме».
В 1937 году «Мосфильм» попал в тяжёлое положение: студия не выполняла план по съёмке и имела в портфеле всего два фильма. В феврале 1936 года был объявлен конкурс на создание фильма о Ленине и революции к 20-летнему юбилею Великой Октябрьской революции. Конкурс курировал лично Сталин, в комиссию вошли ведущие кинематографисты страны. Режиссёром картины назначили молодого Михаила Ромма, до того известного только по фильму «Тринадцать».
Кинолениниана Михаила Ромма была объявлена государственным заданием, и работа над фильмом проходила под строгим контролем. Когда у оператора комбинированных съемок Петра Маланичева два дубля дорисовки потолка зала Таврического дворца, где выступал Ленина, оказались забракованы ОТК (первая экспозиция кадра с Лениным «качалась» относительно второй – потолка), за ним в павильон пришли люди с малиновыми околышами и, обвинив в саботаже, повели по коридору студии. К счастью, они столкнулись с Михаилом Роммом, который объяснил, что этот специалист ему необходим. Петра Маланичева вернули в его павильон, дождались съемки еще одного дубля и, получив сообщение из лаборатории, что все в порядке, извинились и ушли.
Съёмки шли авральным темпами. Начались 17 августа 1937 года, а монтаж закончился буквально к самой премьере – то есть менее чем за три месяца.
6 ноября 1937 года фильм был показан Сталину и получил полное одобрение. 7 ноября на торжественном заседании по случаю годовщины революции в Большом театр в Москве с огромным успехом состоялась официальная премьера. Вскоре с неменьшим успехом прошёл прокат 900 копиями по всей стране. В 1938 году состоялась международная премьера во Франции и США. Студия «Мосфильм», которая была на грани банкротства, после фильмов «Волга, Волга» и «Ленин в Октябре» стала лидером киноиндустрии в стране.
В сентябре 1941 года по решению правительства все киностудии были эвакуированы на восток, кроме групп, чьи картины не были закончены, в том числе и той, что снимала картину «Свинарка и пастух». 12 октября фильм был сдан руководству, а 14 октября вся группа была эвакуирована в Казахстан. В здании остался лишь цех специального назначения, в котором группа мастеров, инженеров и сотня подростков работали на военные заказы. Сама студия, как и крупнейшие здания Москвы, была подготовлена к взрыву – заминирована и засыпана по колено сечкой от пленки. 950 сотрудников «Мосфильма» ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в 3-ю Московскую коммунистическую стрелковую дивизию. 685 из них были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев с фронта не вернулись…
Как писал Петр Семенович в своей автобиографии, 6 июля 1941 года он ушел добровольцем в народное ополчение. До октября 1941 года он служил пулеметчиком в 21-й дивизии народного ополчения Киевского района города Москвы. Данная дивизия состояла из рабочих и служащих Дорогомиловского химического завода имени Фрунзе, кондитерской фабрики имени Бабаева, карандашной фабрики имени Сакко и Ванцетти, Московского холодильного комбината, сотрудников киностудии «Мосфильм», колхозников Пушкинского района. В дивизию вступило много научных сотрудников: институтов экономики, мирового хозяйства и мировой политики, философии и истории Академии наук СССР.
29 августа 1941 года дивизия была переименована в 173-ю стрелковую дивизию. Почти полтора месяца дивизия ополченцев прикрывала одно из важных операционных направлений на дальних подступах к Москве. В октябре 1941 года 173-я дивизия в составе 33-й армии Западного фронта вела тяжёлые оборонительные бои на рубежах юго-западнее Кирова, под Ульяновом и на подступах к Туле.
Из воспоминаний Зимина Николая Ильича, ветерана Великой Отечественной войны, сослуживца П.С. Маланичева:
«Хотелось бы вспомнить и еще одного моего хорошего товарища – Петра Семеновича Маланичева, который работал фотографом в нашем политотделе (он делал фотографии для карточек и для партийных билетов). Между прочим, он был довольно известным человеком. Как он мне сам рассказывал, он в качестве оператора до войны снимал фильм «Руслан и Людмила». Вы знаете, в свое время его буквально вытащили из боевого подразделения. Тогда он считался не таким уж и молодым солдатом. Он был где-то на 20 лет старше меня. Дело в том, что он воевал пулеметчиком под Тулой. Когда наша дивизия обороняла Тулу, в нее пришло пополнение из различных частей города Москвы. Между прочим, к нам попало очень много московской интеллигенции. Так вот, среди них оказался и он.
И вот, когда Саша Бердников обходил свои подразделения, он ему сказал: «А я оператор!». «Слушай, - обратился к нему Бердников, - а нам для политотдела как раз нужен фотограф». И так он его вытащил с передовой. Уже потом Маланичев сильно его за это благодарил. Ведь он был пулеметчиком, а пулеметчиков, сами понимаете, часто на фронте убивают. Ведь для немцев пулеметчик – это первая мишень».
Таким образом, Петр Семенович прошел боевой путь от Тулы до Кенигсберга в 217-й стрелковой дивизии с фотоаппаратом «ФЭД» и с автоматом. Был контужен, но своего боевого поста не оставлял, своими фоторепортажами поднимал боевой дух бойцов.
Из наградного листа:
«Товарищ Маланичев в период своей работы в политотделе, то есть с ноября месяца 1941 года, с поставленной задачей справляется хорошо. Ему было поручено сфотографировать лагерь военнопленных, который разбивался артиллерией противника, расстояние от противника было 200 метров. Под огнем противника эта задача была выполнена. Было отравлено в Главное Центральное Управление РККА 1500 негативов по следам зверств фашистов.
При приеме в ряды ВКП(б) в тяжелых условиях тов. Маланичев под огнем противника фотографировал бойцов и офицеров. Особенно отличился под коммуной Саволна в 50 метрах от противника, в снежных окопах он сфотографировал 118 человек. В районе дер. Ясенок под градом пуль и снарядов на переднем крае он сфотографировал за период операции 142 человека.
При наступлении в 1943 году было сфотографировано 92 человека. Особенно тов. Маланичев отличился под деревней Красниково, под градом пуль и снарядов он сфотографировал 62 человека.
В период наступательных боев 1944 года тов. Маланичев сфотографировал 192 человека. Особенно отличился под деревней Репки, где под градом пуль и снарядов сфотографировал в траншеях 22 человека бойцов и офицеров 755-го стрелкового полка. За все время работы в политотделе тов. Маланичев сфотографировал около 6000 человек. К работе относится честно и добросовестно.
Достоин награждения орденом Красной Звезды».
Приказом 217-й стрелковой дивизии № 103/н от 10 августа 1944 года красноармеец Маланичев Петр Семенович был награжден орденом Красной Звезды.
Из воспоминаний Зимина Николая Ильича:
«В январе, примерно 12-14 числа (речь идет о 1945-м годе) началось наступление наших войск, а в феврале было обнародовано распоряжение советского правительства о том, чтобы разрешить каждому военнослужащему, независимо от того, какое у него звание (большое или нет), раз в месяц отсылать домой посылку с трофеями. Началась самая настоящая кутерьма. Помню, когда мы находились в Восточной Пруссии, ко мне подошел Петр Семенович Маланичев, фотограф политотдела, и спросил: «Коля, ты не будешь ничего посылать домой?» «Не буду», – сказал я. Мне тогда не хотелось с этим барахлом возиться. «Разреши, – сказал он, я твоим правом воспользуюсь». Я ему дал справку и он отправил к себе домой какую-то ковровую дорожку. У нас были с ним хорошие отношения. Хотя звания носили разные: он – рядовой, а я – капитан. И, тем не менее, мы очень сильно дружили. Стоит отметить, что он очень здорово этот ковер упаковал и нормально отослал домой. Но, знаете, в основном у нас люди отправляли домой постельное белье. Почему? Наши люди очень здорово износились во время войны».
В 1945 году Петр Семенович был демобилизован и вновь вернулся на «Мосфильм». П.С. Маланичев снял более 50 фильмов, среди них такие известные картины, как «Ленин в Октябре» (1937), «Руслан и Людмила» (1938), «Степан Разин» (1939), «Минин и Пожарский» (1939), «Борис Годунов» (1954) и многие другие.
Из воспоминаний Зимина Николая Ильича:
«После войны мы с ним дружили. Я знаком с его женой Анной Николаевной, она живет около «Дома кино» (метро Аэропорт). Жена у него была очень искусная повариха. Помню, она готовила очень вкусные бифштексы.
В моем альбоме так много фронтовых фотографий. Это все «богатство» досталось мне от Маланичева. Потом часть своих фотографий он мне отдал для музея дивизии. Там было много всяких снимков. Скажем, на одном из них оказался заснятым тот момент, когда в 1945-м году я вручал комсоргу роты какую-то награду. Есть фотографии основного костяка нашей дивизии перед расформированием. Или, например, на одной из карточек был запечатлен тот самый момент, когда я вручал комсомольские билеты своим бойцам.
Да я, честно говоря, много снимков взял из альбома Маланичева себе на память. Это было еще при его жизни. Надо сказать, в работе музея 217-й дивизии он сыграл огромную роль. Почему? Почти все наши стенды были напичканы его фронтовыми фотографиями.
С Петром общался буквально до последнего. А потом у него начался рак поджелудочной железы и он умер. Так что мы с ним дружили еще с фронта».
Маланичев Петр Семенович ушел из жизни в 1974 году, похоронен в Москве на Хованском кладбище.

Подготовила: Горбунова Ю.В.,
научный сотрудник Мемориального музея
(При подготовке информации использованы материалы интернет-сайтов
«Память народа», mediavision-mag.ru, iremember.ru).
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: tatianakost (02.02.2022)
Просмотров: 198 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz