Родился 17 ноября 1915 года в селе Атемар (ныне — Лямбирский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Окончил школу фабрично-заводского ученичества и аэроклуб в Саранске, после чего работал мотористом в аэроклубе, позднее стал лётчиком-инструктором. В 1939 году Дерябин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направлен в батальон аэродромного обслуживания. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, после чего остался в ней лётчиком-инструктором. Освоил штурмовик «Ил-2». Фронтовая биография летчика Алексея Дерябина началась на Ленинградском фронте. Защитники Ленинграда героически отбивали атаки противника на передовой, а в самом городе, на его заводах и промышленных предприятиях, ковалась победа. Большую помощь ленинградцам в охране города оказывали военные летчики. Несмотря на большое превосходство фашистской авиации, они вступали в бой с истребителями и бомбардировщиками врага, летали на бомбежку и штурмовку вражеских позиций. 30 тысяч боевых вылетов совершили ленинградские летчики. Наш земляк Алексей Дерябин принял в боях за Ленинград самое активное участие. На его счету свыше ста боевых вылетов. Во второй половине 1943 г. вражеские самолеты уже редко появлялись над Ленинградом. Блокада вокруг города была прорвана. А наши отважные летчики продолжали наносить сокрушительные удары по позициям противника, уничтожая его боевую технику и живую силу. В результате смелых штурмовок Дерябин на своем самолете «Ил-2» лично уничтожил около сорока автомашин, до десятка танков, два склада с боеприпасами, несколько артиллерийских батарей и эшелонов противника. Неоднократно, выполняя боевые задания в сложных метеорологических условиях при сильном огне противовоздушных средств противника, Алексей смело и уверенно шел на цель и, только поразив ее, возвращался на свой аэродром... 3 сентября 1943 г. Дерябин в составе группы самолетов вылетел на штурмовку противника. Низкая облачность мешала ориентировке. Как только в тучах появлялось небольшое «окно», Алексей Никитович молниеносно выхватывал наземные ориентиры. Помогала и отличная память. Летая на боевые задания в хорошую погоду, Дерябин изучал местность, детально сравнивая ее с картой, и запоминал ориентиры... Утром 14 января 1944 года началось историческое наступление войск под Ленинградом. Противник отчаянно сопротивлялся, остервенело дрался за каждый опорный пункт, стремился любой ценой остановить наступление. Несмотря на непогоду, большую помощь наземным войскам оказывала авиация. Самолеты воздушной армии, в составе которой был Алексей Дерябин, бомбардировали и штурмовали фашистские войска в районе Красного Села, Дудергофских высот, города Пушкин и других населенных пунктов. 19 января 1944 г. Москва салютовала доблестным войскам Ленинградского фронта, прорвавшим оборону немцев и овладевшим Красным Селом и Ропшей. Салют, прогремевший 27 января 1944 г., возвестил всему миру, что вражеская блокада окончательно ликвидирована. Во имя этой победы отважно сражался в блокадном небе Ленинграда доблестный сын Мордовии Алексей Дерябин. А война продолжалась. Продолжался и боевой путь бесстрашного летчика из села Атемар. Особенно отличился гвардии лейтенант Дерябин в дни наступления наших войск на Восточную Пруссию. Производя в день по три-четыре боевых вылета, он успешно штурмовал живую силу, технику и огневые точки противника, обеспечивая наступление наших пехотинцев. 20 октября 1944 г. штурмовики Дерябина, выполняя боевое задание, обрушились на скопление вражеских танков, готовящихся к наступлению на наши позиции. То тут, то там около самолетов начали «расцветать» шапки зенитных взрывов. Град осколков барабанил по обшивке дерябинского «Ила». На выходе из очередной бомбовой атаки самолет Алексея сильно тряхнуло, и он начал «заваливаться»... Невероятными усилиями Дерябин выровнял свой «Ил» и понемногу стал набирать высоту. Алексей с трудом развернулся в сторону своего аэродрома. Пролетая над полем боя, высыпал оставшиеся бомбы на позиции противника. Благодаря отличной технике пилотирования, мужеству и хладнокровию смелый летчик благополучно привел самолет на свой аэродром и удачно произвел посадку. 19 апреля 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил Алексею Дерябину высокое звание Героя Советского Союза. Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей. Всего же за время своего участия в войне Дерябин совершил 183 боевых вылета. Участвовал в боях под Ленинградом, Выборгской, Нарвской, Таллинской, Моонзундской, Восточно-Прусской операциях. Принимал участие в Параде Победы. Продолжал службу в Советской Армии. В 1960 году в звании капитана он был уволен в запас. Проживал в Ленинграде, работал на машиностроительном заводе. В 1982 году вышел на пенсию. Умер 8 ноября 1990 года, похоронен на Северном кладбище в городе Санкт-Петербург. В честь А.Н.Дерябина названа улица в селе Атемар г. Саранска РМ. |