Четверг, 02.05.2024, 08:38
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3832]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 538
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Бортовой стрелок Домнин Николай Иванович
Бортовой стрелок Домнин Николай Иванович

До Великой Отечественной войны в СССР созданию пассажирских самолётов не придавалось такого значения, как производству машин военного назначения. К середине 1930-х годов основным самолетом гражданского воздушного флота СССР был ПС-9 конструкции А.Н. Туполева. К тому времени конструкция самолета устарела и не обеспечивала растущих объемов перевозок. Для обновления самолетного парка Гражданского воздушного флота в 1936 г. было принято решение об организации в СССР производства по лицензии американского пассажирского самолета DC-3 фирмы «Дуглас». 
Интерес к  производству DC-3 выразило и руководство ВВС РККА, которые остро нуждались в современном транспортно-десантном самолете. Серийное производство нового самолета было решено организовать на авиационном заводе № 84 в г. Химки, под руководством главного конструктора завода № 84 В.М. Мясищева, а впоследствии А.А. Синькова и главного инженера Б.П. Лисунова.
С началом Великой Отечественной войны все 72 аэрофлотовских ПС-84 перенацелили на решение военных задач, в том числе, для обеспечения десантных операций ВДВ и снабжения партизанских отрядов.
К лету 1942 года вследствие значительных потерь самолетов на фронте и сокращения их производства из-за эвакуации авиационных заводов возникла острая потребность в бомбардировщиках, что заставило использовать ПС-84 в этой несвойственной для пассажирской машины роли. Эти самолеты брали до четырех 250-килограммовых авиабомб, которые размещались на внешней подвеске. Прицел представлял собой простейший визир, смонтированный на правом борту самолета. Он был крайне неудобен в работе и создавал штурману определенные трудности. Разумеется, и точность бомбометания была ниже, чем у бомбардировщика. Зато экипажи ПС-84 обладали одним важным преимуществом перед летным составом бомбардировщиков Ил-4. Они летали в удобной обогреваемой кабине, на борту самолета даже имелся туалет.
В сентябре 1942 года ПС-84 были переименованы в Ли-2 в честь главного инженера завода № 84 Б.П. Лисунова, внесшего большой вклад в производство этой машины.
Воздушным стрелком на Ли-2 служил Домнин Николай Иванович. Он родился 18 ноября 1919 году в с. Рождественно ныне Ичалковского района Мордовии.
В 1938 окончил Кемлянский сельхозтехникум (пос. Кемля Ичалковского района Мордовской АССР). Призван 1 марта 1939 года в Киевскую окружную школу младших авиаспециалистов. На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. 
Служил воздушным стрелком 14-го авиационного полка Дальнего действия 62-й авиационной дивизии Дальнего действия, в звании сержанта. При выполнении боевого задания в ночь с 28 на 29 июля 1942 года по уничтожению живой силы и техники противника в районе Воронежа, самолет над целью был обстрелян зенитной артиллерией и зенитными пулеметами. В результате бомбометания возникло 3 очага пожаров и 2 взрыва.  При отходе от цели самолет был атакован истребителем противника. Товарищ Домнин, огнем из своего пулемета отразил первую атаку истребителя, при второй атаке он был ранен в руку. Несмотря на сильную боль, продолжал отбивать атаки и вышел победителем, самолет благополучно приземлился на своем аэродроме.
В ночь с 12 на 13 сентября 1942 года, при выполнении боевого задания на Сталинградском участке фронта в пункте Тузов, при подходе к цели самолет был освещен 4 прожекторами. Товарищ Домнин из своего пулемета погасил два прожектора, чем помог командиру точно выйти на цель и отлично выполнить боевое задание. Полет продолжался 8 часов 20 минут. 
При выполнении боевого задания в ночь с 15 на 16 сентября 1942 года по уничтожению живой силы и техники противника в пункте Тузов, над целью самолет был обстрелян зенитной артиллерией и зенитными пулеметами и освещен 6 прожекторами. Товарищ Домнин огнем из своего пулемета погасил 3 прожектора, чем дал возможность экипажу отлично выполнить боевое задание. Полет продолжался 8 часов. Приказом от 30 декабря 1942 года награжден орденом Красной Звезды.
26 марта 1943 года 14-й авиационный полк дальнего действия реорганизован в 11-й гвардейский авиационный полк Дальнего действия, а 62-я авиационная дивизия Дальнего действия, приказом НКО СССР № 274 от 18 сентября 1943 года - в 9-ю гвардейскую авиационную дивизию Дальнего действия.
Гвардии старшина Домнин, в составе экипажа летал на бомбардировку железнодорожных узлов, военных объектов, по скоплению живой силы и техники противника в пунктах: Брянск, Орел, Унеча, Белгород, Харьков, Мерефа, Тамань, Анапа, Полтава и другие.  
С февраля месяца 1943 года работает парторгом авиационной эскадрильи.  26 июня 1943 года при бомбардировке аэродрома Сталино самолет попал под лучи прожекторов. Огнем из пулемета с высоты 1500 м тов. Домнин погасил два прожектора. Задание было успешно выполнено, от сброшенных бомб возникло четыре очага пожара. Результат бомбардировки подтвержден фотоснимками. Приказом подразделения №: 5/н от 29 октября 1943 года награжден орденом Отечественной войны II степени.
Из наградного листа: «За время Отечественной войны совершил 153 боевых вылета ночью с ночным боевым налетом 767 часов, из них 4 боевых вылета совершил на столицу Финляндии г. Хельсинки. После последнего награждения совершил 15 боевых вылетов ночью, из них 4 боевых вылета на столицу Финляндии. Все боевые вылеты совершены в составе авиации Дальнего действия. Бомбардировочное и стрелковое вооружение самолета ЛИ-2 знает хорошо, закрепленное за ним оружие содержит в боевой готовности и в порядке. Бдительно охраняет самолет и экипаж в воздухе от воздушного противника. Работает парторгом авиаэскадрильи, оказывает большую помощь командиру в деле укрепления воинской дисциплины. Правильно направляет партийную организацию на выполнение поставленных задач командиром, сам является образцом в выполнении боевых заданий». 
6 февраля 1944 года в составе экипажа совершил 1 успешный боевой вылет на столицу Финляндии г. Хельсинки. 16 февраля 1944 года летал на бомбардировку столицы Финляндии г. Хельсинки. 26 февраля 1944 года совершил два успешных боевых вылета на столицу Финляндии г. Хельсинки. Приказом подразделения №: 3/н от 6 марта 1944 года награжден медалью «За отвагу».
31 марта 1944 года при бомбардировании железнодорожного узла Псков в сложных метеоусловиях, при заходе на цель самолет был пойман 7 прожекторами, которые были потушены пулеметным огнем. Задание было выполнено отлично.
9 марта 1944 года при бомбардировании порта Таллин при подходе к цели экипаж был атакован истребителем противника МЕ-110 [Мессершмитт Bf.110], от которого самолет получил 190 пробоин. Благодаря умелому использованию огневых средств корабля, атака была отбита. Экипаж задачу выполнил и благополучно возвратился на свой аэродром.
Работая воздушным стрелком, по совместительству работал парторгом авиаэскадрильи. Как один из лучших парторгов, гвардии лейтенант Домнин, в апреле 1944 года был назначен на должность парторга  339-го бомбардировочного авиационного полка Дальнего действия [26 декабря 1944 преобразован в 339-й бомбардировочный авиационный полк, а  9-я гвардейская авиационная дивизия Дальнего действия – в 22-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию]. Умело руководит парторганизацией, нацеливая коммунистов на отличное выполнение заданий командования по боевой работе и учебе, за что приказом подразделения №: 240/н от 5 октября 1945 года награжден орденом Отечественной войны I степени.
Окончил службу 19 июня 1946 года. С января 1947 года по август 1951 года работал агрономом в колхозе «По заветам Ленина». С августа 1951 года работал в школе с. Рождествено  учителем, затем директором. В 1955 году закончил Мордовский пединститут. С сентября 1960 года по март 1961 года работал председателем межколхозной птицефабрики (пос. Крутая Гора, Ичалковский р-н.). С марта 1961 года по август 1965 года – учитель средней школы, с. Ичалки. С августа 1965 года по сентябрь 1973 года – преподаватель совхоз-техникума пос. Кемля. С сентября 1973 года на пенсии.  Ушел из жизни 28 июня 2006 года.
Награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, орден Отечественной войны I степени,  медаль «За отвагу», медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За оборону Кавказа», медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знак «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР». Так же награжден множеством почетных грамот и благодарностей.

Материал подготовлен научным сотрудником 
Мемориального музея военного и трудового 
подвига 1941-1945 гг. Черкасовой А.Н.

При подготовке материала использованы: портал «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru/); портал «Военная энциклопедия «Армии и Солдаты» (https://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/voenno-transportnyiy-samolet-li-2.html); портал «Военное обозрение» (https://topwar.ru/78267-li-2-samolet-epoha.html); ГКАУ «Центральный государственный архив Республики Мордовия» (http://www.sudbasoldata.ru/); Центр культуры Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.
Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: titovavi13 (28.06.2022)
Просмотров: 132 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz