Пятница, 27.12.2024, 20:00
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Статьи Мемориального музея [3833]
Документы из ЦАМО [10]
Газета "Солдат" [28]
Статьи поисковиков МРПО "Поиск" [14]
Статьи поисковиков АПГ "Броня" [6]
Дневники Вахт Памяти [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





Наш опрос
Как часто вы посещаете Мемориальный музей
Всего ответов: 542
Главная » Статьи » Статьи Мемориального музея

Бородулин Виктор Константинович


Бородулин Виктор Константинович родился в 5 ноября 1923 года в с. Посоп ныне городского округа Саранск Республика Мордовия. В 1940 г. окончил Посопскую среднюю школу, в которой учился будущий Герой Советского Союза Пётр Орлов. При этом в школьные годы прошел обучение в Саранском аэроклубе им. П.Ф. Федосеенко. Осенью 1939 г. в Саранский аэроклуб прибыли инструкторы Энгельсского военно-авиационного училища, которые отобрали Виктора Бородулина для обучения в училище.
В мае 1941 года Бородулин Виктор Константинович окончил Энгельсское военно-авиационное училище и был, предположительно, направлен в Гостомель, 17-ю учебную эскадрилью ГВФ, которая готовила летчиков и для боевых машин. Здесь он проходит практику на И-16 и здесь же он встречает начало Великой Отечественной войны. 
«Подняли нас по тревоге, – вспоминал Бородулин Виктор Константинович, – рано утром. Времени, чтобы одеться, не дали, одевались, кто как мог, на бегу. Выскочили на аэродром, построились. Здесь и объявили, что немцы напали на нашу Родину. Фашистские самолеты уже летели бомбить Киев. Мы взлетели. Немцы летели стаей, как птицы. Такого количества самолетов я раньше не видел. Многие наши самолеты были разбиты еще на аэродроме, не успев взлететь. А те, кто взлетели, пытались вступить в бой с немцами. Но силы были неравные».
Предположительно, летчик В.К Бородулин в августе 1941 года воевал в составе 6-го иап. Последний полк на июнь 1941 года базировался в деревне Гаровка близ Хабаровска, имея на вооружении самолеты И-16, И-15бис. 19 – 20.07.41 г. полк прибыл в Борисоглебск Воронежской области, имея 64 самолета в четырех эскадрильях. В Борисоглебске в течении 10 дней полк был переформирован, при этом его разделили на два полка по 32 самолета в каждом, причем оба остались с прежним номером.
Один из «дублей», 6-й иап в составе 3-х эскадрилий в количестве 184 чел., 32-х самолетов И-16, И-153 с 1 августа 1941 г. начал вести боевые действия в системе ПВО по прикрытию города Харькова с аэродромов Харьков, Каменная Яруга. А 18 сентября 41 года на четыре дня 1-я и 3-я эскадрильи перебазировались на аэродром Полтава для ведения разведки, штурмовки аэродромов и войск противника, а также для сопровождения бомбардировщиков. «Летом 41-го года, – рассказывал Бородулин Виктор Константинович, – мы защищались. Нам говорили, что летчики, защищавшие небо над Киевом, совершали тараны. Такие случаи были и в нашем полку. Часто таранили вражеский самолет в хвост, рубили его пополам. Помню один бой. Мы вылетели, как всегда, группой. Внезапно появились «мессершмидты». Один погнался за мной. В голове на миг промелькнуло: это конец! Он летел на меня сверху, с пике, я тоже пошел в пике, потом сделал «свечку». Немец прошел надо мной, но не справился с управлением и врезался в днепровский берег. Летали, не щадя себя. Приходилось идти и в лобовую атаку. Но немец ее, как правило, не выдерживал и уходил в сторону».
Весной 1942 года Виктор Бородулин в воздушном бою получил первое ранение, но из боя не вышел. Раненый, сумел приземлиться на своем аэродроме. Два месяца был, предположительно, направлен 15-й отдельный разведывательный запасной авиационный полк, который базировался в г. Петровск Самарской области (Южно-Уральский ВО) и специализировался на подготовке разведывательных авиационных частей на самолете Пе-2.
После переобучения на бомбардировщик Пе-2 лейтенант В.К. Бородулин был направлен в 150-й сбап (22 ноября преобразованный в 35-й гв. бап) 285-го бад 16 ВА. Участвовал в боях под Сталинградом. Экипаж Виктора Бородулина не раз летал на боевые задания. Но 27 ноября стало последним днем его авиационной службы. Группа Бородулина поднялась в воздух и была атакована немецкими самолетами. Пе-2 Бородулина был серьезно поврежден. Стрелок убит, штурман и сам Бородулин получили ранения. «Мы думали, – вспоминал он позднее, – что не дотянем до своих. Попытались уйти от немецких самолетов. Когда делал разворот, летел очень низко, прямо над немецкой колонной, мой штурман схватил меня за рукав. Я понял, он испугался, что мы врежемся в колонну, но нам удалось оторваться. Но до аэродрома дотянуть не смогли. Приземлились в поле, не зная, на чьей территории. С большим трудом выбрались из самолета. Оказалось – у меня перебиты ноги. Доползли до воронки, спрятались. Нашли нас наши бойцы. Оказали первую медицинскую помощь. Отправили в эвакогоспиталь города Ленинска.
Согласно Оперсводке № 105 к 21.00 17.12.1942 года штаба 16 ВА 2-й бак (в него входила 285-я бад, в составе которой был 35-й гв. бап) в сопровождении истребителей с горизонтального полета с высоты 2000 – 5000 метров и с пикирования с высоты 2500 мт. бомбили Карповка, Гумрак, нарушая управление войсками и уничтожая живую силу и технику противника в них. Летало – 35 Пе-2 (…) В результате бомбардировки уничтожено 15 автомашин и создано несколько очагов пожара. Сброшено: ФАБ-250 -17, ФАБ-100 – 136, Израсходовано – 200 БС. Потери: убит истребителями противника 1 ПЕ-2, летчик Ноздрин (согласно ОБД «Мемориал» лейтенант В.А. Ноздрин из 35-го гв. бап, погибший 17 декабря 1942 года был стрелком-бомбардиром – авт.) 1 Пе-2, подбитый в воздушном бою сделал вынужденную посадку в районе Качалинская, пилот Салеча.
По воспоминаниям Бородулина Виктора Константиновича: «Из Ленинска на самолете У-2, присланном командиром 35-го гв. бап, меня и моего штурмана перевезли в Саратов. Затем эшелоном отправили в Сибирь, в город Абакан, а затем в Бийск в ЭГ № 1233.» В госпитале Бородулин Виктор Константинович лечился до декабря 1944 года, после чего военно-врачебная комиссия его комиссовала. Война для него окончилась и в том же году с палочкой, но на своих ногах, он вернулся в Саранск. Заслуженная награда, орден «Красная Звезда», за участие в боях Великой Отечественной войны нашла его только в 1976 году.
До декабря 1945 году Бородулин Виктор Константинович восстанавливался в родном доме, а затем уехал учиться в Одесский техникум пищевой промышленности. После окончания в 1947 году был направлен в М-Шуватовский спиртзавод в Ульяновской области. Оттуда в 1949 году перешел начальником планово-экономического отдела Кемлянского спиртзавода Мордовской АССР. Далее последовательно работал директором Ичалковского маслозавода (1955 – 1959), директором Саранского молочного завода/комбината (1959 - 1962), главным экономистом Саранского завода «Медпрепараты» (1962 – 1968), заместителем министра в Министерстве Пищевой промышленности СМ Мордовской АССР (1968 – 1974).

Использовались материалы ЦГА РМ и газеты «Вечерний Саранск».

Категория: Статьи Мемориального музея | Добавил: kru4inkina89 (07.07.2020)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz