В Мемориальном музее военного и трудового подвига 1941-1945гг. имеется ряд картин, набросков, представленных в экспозиции музея, от коллективных портретов до батальных сражений. Картина А. М. Зубарева «Сталинградская битва», представленная в зале Полководцев, повествует об одном из переломных моментов Великой Отечественной войны. Картина представляет собой не прямую плоскость полотна, но загнутую по дуге, что позволяет визуально зрителю «войти» в нее. Так же для усиления эффекта спереди представлено оружие победы, от минометов и пулеметов, до противотанкового ружья. Данная художественная находка зрительно расширяет грани проникновения художественного замысла в сознание зрителя. Картина написана в традиционной технике исполнения технических средств: масло, холст. Работа аллегорична и символична, так, например, советские войска представлены справа в ореоле света, что относит к образам русской культуры и аллегориям, таким как: «наше дело Правое, враг будет разбит», где Правое есть праведное и истинное, доброе, что, безусловно, имеет заступничество в ранних смысловых традициях духовной жизни. Неслучайно, что в годы войны использовались образы, богатырей, полководцев русского народа были представлены как образы мужества и конечной победы над врагом. В центральной части полотна имеется развернутое знамя, как акцент немного сдвинут влево, однако за счет цветовой гаммы очень ярок и олицетворяет как победу в сражении, так и победу итоговую, аллегория на знамя Победы. Левая часть темная, холодная как образ тьмы, побежденное солнцем. Данный художественный прием сознательный уход в символичный язык изображения, где сразу понятно кто победит и будет сражаться до конца, силы третьего рейха обречены на поражения. Художественное полотно представляет три плана: передний, где солдаты и само сражение, средний – передвижение бронетанковой техники и дальний где тихий пейзаж с холмами и полями, уходящими в даль. Горящая техника слева: представляет силы противника, она подбита, пламя огня охватывает ее, броня не спасает неприятеля от Советского, Русского военного гения, жертвенности. Справа полотна на среднем плане не сразу бросается в глаза выезжающая техника, два танка. С этими двумя машинами представлена прежде всего модель отображения в сравнении: у врага много разнообразной техники, в огне, с стороны Советского союза два танка, но какие! Художник осознанно не прописывает все детально поскольку, сама задумка глубже. Конечно, можно назвать их Т-34, однако, в танках присутствуют детали от тяжелого танка ИС-2. Последовательное суждение в осмыслении образа выявляют идею о силе и стойкости Советской стороны. Выполнил хранитель фондов Миничкин П.Д. |